double arrow

Знакомство с особенностями работы обеих сторон мозга


Ваш мозг: его правая и левая половины

“Каждый творческий акт предполагает обновленную невинность восприятия, освобожденную от катаракты ранее приобретенных убеждений”.

Артур Кестлер “Лунатики”

Творческий человек — это человек, способный по-новому обрабатывать информацию, имеющуюся под рукой, — обычные воспринимаемые органами чувств данные, доступные всем нам. Писатель нуждается в словах, музыканту нужны ноты, художнику требуются зрительные образы, и всем им необходимо некоторое знание технических приемов своего ремесла. Но творческая личность интуитивно видит возможности для преобразования обычных данных в новое творение, далеко превосходящее исходное сырье.

Творческие личности во все времена замечали различие между процессом сбора данных и их творческим преобразованием. Недавние открытия в области функционирования мозга начинают проливать свет и на этот двойственный процесс. Знакомство с особенностями работы обеих сторон вашего мозга — важный шаг в высвобождении вашего творческого потенциала.

В этой главе будут рассмотрены некоторые новые исследования человеческого мозга, которые значительно расширили существующие представления относительно природы человеческого сознания. Эти новые открытия непосредственно применимы к задаче раскрытия творческих способностей человека.

Знакомство с особенностями работы обеих сторон мозга

При взгляде сверху человеческий мозг подобен двум половинкам грецкого ореха — две похожие испещренные извилинами округлые половины, соединенные в центре (рис. 3-1). Эти две половины называют левым и правым полушариями. Нервная система человека связана с головным мозгом перекрестным образом. Левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое полушарие — левой стороной. Если, например, вы перенесете инсульт или травму левой половины мозга, наиболее серьезному воздействию подвергается правая половина вашего тела, и наоборот. Из-за этого перекрещивания нервных путей левая рука связана с правым полушарием, а правая рука — с левым полушарием, как показано на рис. 3-2.

Двойной мозг

Мозговые полушария животных, в основном, сходны, или симметричны, по своим функциям. Полушария мозга человека, однако, развиваются асимметрично в плане функционирования. Наиболее заметным внешним проявлением асимметрии человеческого мозга является большая развитость какой-то одной (правой или левой) руки.

Рис. 3-1.

Ваш мозг: его правая и левая половины 35

Рис. 3-2. Перекрестные связи левой руки с правым полушарием, правой руки с левым полушарием.

Уже на протяжении полутора столетий ученые знают, что речевая функция и связанные с ней способности у большинства людей, примерно у 98% правшей и двух третей левшей, располагаются, главным образом, в левом полушарии. Знание о том, что левая половина мозга отвечает за речевые функции, было получено, главным образом, на основе анализа результатов повреждений мозга. Было очевидно, например, что повреждение левой стороны мозга вызывало потерю речи с большей вероятностью, чем настолько же серьезное повреждение правой половины.

Так как речь и язык тесно связаны с мышлением, рассудком и высшими психическими функциями, которые выделяют человека из ряда других живых существ, ученые XIX столетия назвали левое полушарие главным, или большим, полушарием, а правое полушарие — подчиненным, или малым. До совсем недавнего времени превалировало общее мнение о том, что правая половина мозга менее развита, чем левая, — этакий немой близнец, наделенный способностями низшего уровня, управляемый и поддерживаемый вербальным левым полушарием.

Издавна внимание неврологов привлекали, среди прочего, неизвестные до совсем недавнего времени функции толстого нервного сплетения, состоящего из миллионов волокон, которое перекрестно соединяет два полушария мозга. Это кабелыюе соединение, именуемое мозолистым телом, показано на схематическом рисунке половины че–

Журналистка Майя Пайнз пишет, что теологи и другие люди, интересующиеся проблемой человеческой личности, с большим интересом следят за научными исследованиями функций полушарий головного мозга. Как отмечает Пайнз, им становится ясно, что “все пути ведут к доктору Роджеру Сперри, профессору психобиологии Калифорнийского технологического института, который обладает даром делать — или стимулировать — важные открытия”.

Майя Пайнз “Переключатели мозга”

ловеческого мозга в разрезе (рис. 3-3). Ввиду большого размера, огромного количества нервных волокон и стратегического положения в качестве соединителыюго звена двух полушарий, мозолистое тело имеет все признаки важной структуры. Но вот загадка — имевшиеся свидетельства указывали на то, что мозолистое тело может быть полностью удалено без заметных последствий. В серии экспериментов на животных, проведенных в 1950-х годах, главным образом, в Калифорнийском технологическом институте Роджером В. Сперри и его студентами Рональдом Майерсом, Колвином Тревартеном и другими, было установлено, что главной функцией мозолистого тела является обеспечение связи между двумя полушариями и осуществление передачи памяти и приобретенных знаний. Кроме того, было установлено, что если этот соединительный кабель перерезать, обе половины мозга продолжают функционировать независимо друг от друга, чем отчасти объясняется кажущееся отсутствие воздействия такой операции па поведение человека и мозговые функции.

В 1960-е годы подобные исследования начали проводить и на людях, пациентах нейрохирургических клиник, что обеспечило дополнительную информацию относительно функций мозолистого тела и побудило ученых постулировать пересмотренный взгляд на относительные возможности обеих половин человеческого мозга: оба полушария вовлечены в высшую познавательную деятельность, причем каждое из них взаимодополняющим образом специализируется на различных способах мышления и оба эти способа в высшей степени сложны.

Ввиду того, что это новое понимание работы мозга имеет важное значение для образования вообще и для обучения рисованию в частности, я вкратце расскажу о некоторых исследованиях, часто называемых “исследованиями разделенного мозга”. Большей частью эти эксперименты проводились в Калифорнийском технологическом институте Сперри и его студентами Майклом Ганзанигой, Джерри Леви, Колвином Тревартеном, Робертом Небесом и другими.

Исследования 6ыли сосредоточены на небольшой группе пациентов, перенесших комиссуротомию, или, как их еще называли, пациентов с “разделенным мозгом”. Эти люди в прошлом чрезвычайно страдали от эпилептических припадков, вовлекавших оба полушария мозга. Последним спасительным средством, примененным после того, как все другие меры оказались 6ездейственными, явилась операция, устранившая распространение припадков на оба полушария, выполненная Филлипом Фогелем и Джозефом Богепом, которые перерезали мозолистое тело и связанные с ним спайки, изолировав тем самым одно полушарие от другого. Операция принесла желаемый результат: припадки стало возможным контролировать, здоровье пациентов 6ыло восстановлено. Несмотря на радикальный характер хирургического вмешательства, внешний вид пациентов, их образ поведения и координация движений практически не пострадали, и при поверхностном обследовании их повседневное поведение представлялось не претерпевшим каких-либо существенных изменений.

Группа ученых из Калифорнийского технологического института впоследствии работала с этими пациентами и в ряде изобретательных и искусно проведенных экспериментов обнаружила, что два полушария обладают различными функциями. Эксперименты выявили новую удивительную особенность, заключавшуюся в том, что каждое полушарие воспринимает, в некотором смысле, свою собственную реальность, или, лучше сказать, воспринимает действительность каждое по-своему. Как у людей со здоровым мозгом, так и у пациентов с разделенным мозгом большую часть времени доминирует вербальная — левая — половина мозга. Тем не менее, используя замысловатые процедуры и осуществив ряд тестов, ученые из Калифорнийского технологического института нашли подтверждение того, что бессловесная правая половина мозга также самостоятельно о6рабатыва-

“Главный вопрос, всплывающий на поверхность, состоит в том, что, по-видимому, существуют два режима мышления, вербальный и невербальный, представленные отдельно левым и правым полушариями соответственно, и что наша система образования, как и наука вообще, имеет тенденцию пренебрегать невербальной формой интеллекта. Получается, что современное общество подвергает дискриминации правое полушарие”.

Роджер У. Сперри

“Латеральная специализация мозговых функций

в хирургически разделенных полушариях”,

1973 г.

“ Данные указывают на то, что немое малое полушарие специализируется на гештальт-восприятии, будучи, прежде всего, синтезатором по отношению к входящей информации. Вербальное 6ольшое полушарие, как представляется, напротив, работает преимущественно в логическом, аналитическом режиме, подобно компьютеру. Его язык не адекватен быстрому и сложному синтезу, осуществляемому малым полушарием”.

Джерри Леви,Р. У. Сперри, 1968 г.

Постепенно на основе многочисленных научных свидетельств сформировалось представление, согласно которому оба полушария используют познавательные режимы высокого уровня, которые, хотя и являются различными, вовлекают мышление, рассуждение и сложную психическую деятельность. За десятилетия, минувшие после первого сообщения Леви и Сперри, сделанного в 1968 г., ученые нашли множество доказательств, подтверждающих эту точку зрения, и не только на примере пациентов с мозговыми травмами, но также и при обследовании людей с нормальным, неповрежденным мозгом.

ет информацию, переживает и эмоционально реагирует на нее. Если мозолистое тело не повреждено, связь между полушариями сочетает или согласовывает оба вида во приятия, тем самым сохраняя у человека ощущение того, что он является одним человеком, единым существом.

Помимо изучения внутренних психических переживаний, хирургически разделенных на левую и правую части ученые исследовали те различные режимы, в которых два полушария обрабатывают информацию. Накопленные данные свидетельствуют о том, что режим левого полушария является вербальным и аналитическим, в то время как режим правого — невербальный и комплексный. Новые свидетельства, найденные Джерри Леви в ее докторской диссертации, показывают, что способ обработки, используемый правым полушарием мозга, является 6ыстрым, комплексным, целостным, пространственным, основывается на восприятии и что он вполне сопоставим по сложности с вербально-аналитическим режимом левого полушария Кроме того, Леви обнаружила указания на то, что два режима обработки имеют тенденцию мешать друг другу, не позволяя достичь максимальной производительности, выдвинула предположение, что это может служить объяснением эволюционного развития асимметрии в человеческом мозге — как средства разведения двух различных способов обработки информации по двум различным полушариям.

Несколько примеров тестов, специально разработанных для пациентов с разделенным мозгом, могут проиллюстрировать феномен восприятия каждым полушарием отдельной реальности и использование особых режимов обработки информации. В одном эксперименте на экран высвечивались на одно мгновение две различные картины, причем глаза пациента с разделенным мозгом были зафиксированы на средней точке так, что увидеть одним глазом оба изображения было невозможно. Полушария при этом воспринимали разные картины. Изображение ложки, располагавшееся на левой стороне экрана, поступало в правую половину мозга, а изображение ножа в правой стороне экрана — в вербальную левую половину мозга, как показано на рис. 3-4. Когда пациента спрашивали, он давал разные ответы. Если его просили назватъ, что было высвечено на экране, уверенно выражающее свои мысли левое полушарие принуждало пациента сказать “нож”. Затем пациента просили протянуть за занавеску левую руку (правое полушарие) и выбрать то, что было высвечено на экране. Тогда пациент из группы предметов, среди которых были ложка и нож, выбирал ложку. Если экспериментатор просил, чтобы пациент назвал то, что он держит в своей руке позади занавески, пациент на мгновение терялся, а затем отвечал “нож”.

Мы теперь знаем, что два полушария могут работать друг с другом по-разному. Иногда они кооперируются, причем каждая часть вносит в общее дело свои особые способности и занимается той частью задачи, которая наиболее подходит для ее режима обработки информации. В других случаях полушария могут работать отдельно — одна половина мозга “включена”, а другая более или менее “выключена”. Кроме того, полушария, кажется, могут также конфликтовать между собой — одна половина пытается делать то, что другая половина считает своей вотчиной. В придачу ко всему, вполне возможно, что каждое полушарие умеет скрывать знания от другого полушария. Может оказаться, что, как гласит пословица, правая рука в самом деле не ведает, что делает левая.

Рис. 3-4. Схема аппарата, использовавшегося для проверки зрительно-осязательных ассоциаций пациентов с разделенным мозгом. Заимствовано из книги Майкла С. Газзаниги “Разделение мозга у человека”.

Правое полушарие, зная, что ответ ошибочный, но не имея достаточно слов, чтобы поправить четко выражающее свои мысли левое полушарие, продолжало диалог, заставляя пациента молчаливо трясти головой. И тут же вербальное левое полушарие вопрошало вслух: “Почему это я трясу своей головой?”

В другом эксперименте, который показал, что правое полушарие проявляет себя лучше при решении пространственных задач, пациенту мужского пола дали несколько деревянных форм, чтобы он разместил их в соответствии с определенной схемой. Его попытки сделать это правой рукой (левое полушарие) неизменно терпели неудачу. Правое полушарие пыталось помочь. Правая рука отталкивала левую, так что человеку пришлось сесть на свою левую руку, чтобы держать ее подальше от головоломки. Когда же ученые предложили ему использовать обе руки, уже пространственно “умной” левой руке пришлось отталкивать пространственно “тупую” правую руку, чтобы она не вмешивалась.

Благодаря этим необыкновенным открытиям, полученным за последние пятнадцать лет, мы теперь знаем, что, несмотря на наше обычное ощущение единства и цельности личности — единого существа, — наш мозг раздвоен, причем каждая половина обладает своим собственным способом познания, своим особым восприятием окружающей действительности. Образно говоря, каждый из нас имеет два разума, два сознания, которые сообщаются и сотрудничают через посредство соединительного “кабеля” из нервных волокон, протянувшегося между полушариями.


Сейчас читают про: