Учение
Протестантизм
Протестантизм является третьим ведущим направлением в христианстве наряду с православием и католицизмом. В отличие от католицизма и православия протестантизм не предписывает христианам строго соблюдаемых внешних условий для почитания Бога и не требует обязательного подчинения церковной иерархии. Возникнув в XVI в. в период Реформации, вероучение протестантизма стало выражением борьбы против негативных явлений в жизни средневековой Римско-Католической церкви.
В Средние века Католическая церковь достигла наивысшего могущества. Она претендовала на монопольное обладание религиозной истиной. Любая иная трактовка христианства объявлялась ересью. Хотя к XIV – XV вв., сама Римско-Католическая церковь и ее важнейший институт – папство – переживали глубокий и затяжной кризис. Он выразился в обмирщении церковных иерархов, их пренебрежении к основам христианской морали, сосредоточении на сугубо земных, политических интересах.
В то же самое время в Европе, происходят исторические изменения, подготовившие почву для появления протестантизма - развитие капиталистических отношений, которое укрепляет бюргерство, искавшее поддержки у светских правителей и стремившееся устранить существовавшие привилегии Католической церкви; ренессансный гуманизм – мировоззрение, лишенное церковной основы, отстаивавшее светские идеалы личного достоинства, права на свободный поиск истины. Труды Эразма Роттердамского и других гуманистов внесли вклад в победу Реформации в европейских странах. На этом фоне особую актуальность приобрела проблема поиска путей спасения. Реформация разрушила духовную монополию Католической церкви на Западе, что сказалось на общем развитии культурной жизни в протестантских странах. Реформаторы XVI в. постулировали необходимость просвещения и нравственного совершенствования человека.
Догматы протестантизма потребовали от христиан постоянного обновления Церкви, себя и окружающего мира во имя обретения вечного спасения. Они заложили основы протестантской этики – системы норм и ценностей, которая регулирует поведение христианина и отношения в обществе.
Началом Реформации принято считать 1517 г., когда в немецком городе Виттенберге были обнародованы тезисы августинского монаха Мартина Лютера. В основе учения Лютера лежали идеи его идеологических предшественников Джона Уиклифа и Яна Гуса, обличающих политику папства и продажу индульгенций.
Впоследствии Лютер сформулировал учение об оправдании верой, о приоритете Священного Писания, необходимости возврата к идеалам первоначального (евангельского) христианства и отрицании спасающей роли церкви. Основу протестантской догматики составляет разработанное Мартином Лютером учение о спасении верой, согласно которому спасение человеку даруется непосредственно от Бога. Священники рассматриваются не как посредники между Богом и верующими, а как толкователи Священного Писания. Святых почитают за их религиозные заслуги, но не признают в качестве посредников при общении с Богом. Мартину Лютеру принадлежит заслуга полного перевода Священного Писания, который получил название «Немецкая Библия Мартина Лютера». Позднее, основанные им церкви, стали называться лютеранскими или евангелическими.
На экспозиции представлен ряд уникальных экспонатов, иллюстрирующих догматику, учение протестантизма и его истоки:
1. Гравюра «Адам и Ева в раю» Альберта фон Зёста с картины Лукаса Кранаха Старшего;
2. «Проповедь Иоанна Крестителя» Амброзиуса Франкена;
3. «Се человек» Христиана В.Э. Дитриха (авторская копия с оригинала Ремрандта Х. ван Рейна «Христос перед Пилатом»);
4. Гравюра «Светильники истинной религии в Аугсбургском вероисповедании» Пауля Фюрста
Дополняют экспозицию подлинные предметы культа, используемые при богослужении в Лютеранской церкви:
Распятие (Германия. XVII в.)
Религиозные войны
Процесс становления и утверждения учения Лютера сопровождался многочисленными столкновениями протестантов с католиками. За непродолжительный промежуток времени у протестантов образовался собственный пантеон мучеников, принесших свою жизнь на алтарь истинной веры В 1530 г. был впервые составлен Филиппом Меланхтоном и одобрен Лютером основной вероучительный текст «Аугсбургское вероисповедание». На экспозиции представлен целый комплекс памятников, посвященный церквям «Аугсбургского вероисповедания»: гравированная листовка (XVII в., текст на французском и голландском языках); алтарная композиция-триптих работы неизвестного художника «Рождество Христово. Благовест пастухам. Бегство в Египет» (Германия, 1544, дерево, масло) и др.
Одним из центров Реформации в Европе была Швейцария, где ее идеологами были Ульрих Цвингли в Цюрихе и Жан Кальвин в Женеве. В богословии швейцарского реформатора Жана Кальвина христианин рассматривается как солдат на посту Всевышнего, который должен стойко сражаться за честь Его знамени, быть верным исполнителем воинского долга, беспощадным к своим слабостям и непримиримым к врагам «чистого евангельского учения». Кальвинисты в Швейцарии, Франции, Германии, Нидерландах удаляли из церковных зданий все, что не санкционировано Библией. Они упразднили епископат и учредили демократическое управление новой церковной структурой, получившей название «реформатская церковь».
Авторитет Жана Кальвина в Женеве был непререкаем. Мерилом законности служили выработанные им и утвержденные городскими властями документы. Одно из «собеседований» Кальвина и городских властей изображено на литографии (Р.А. Лабушер, Л. Ноэль по картине Й. Горнунга). На коллоквиуме 1549 г. перед деятелями швейцарского города-республики Женевы выступает Жан Кальвин с программными положениями своего учения, которые городское правительство утвердило в качестве законов.
Жан Кальвин выдвинул идею превратить Женеву в «святой город» и предложил соединить усилия светской и церковной власти по контролю за образом жизни горожан. Светским чиновникам отводилась важная роль в выполнении религиозных задач, духовные лица выбирались. В кальвинистской Женеве контроль за нравами осуществлялся с непривычной для прежних времен мелочностью и жестокостью.
В итоге в Женеве возникла модель города-церкви, который стал центром притяжения для протестантов. Богословы реформатской церкви в начале XVII в. дополнили учение Кальвина, подчеркнув особую важность для кальвинистов догмата об изначальном предопределении к спасению каждого христианина.
В экспозиции комплекса представлены гравированные портреты наиболее выдающихся деятелей Реформации: по портрету работы Антониса Ван Дейка (К. Бауманс, Голландия, I-я пол. XVII в.); Иоганна Кокцеюса по портрету работы Антона Паламедеса (П. Вогий, Голландия XVII в.).