Учение
Протестантизм
Протестантизм является третьим ведущим направлением в христианстве наряду с православием и католицизмом. В отличие от католицизма и православия протестантизм не предписывает христианам строго соблюдаемых внешних условий для почитания Бога и не требует обязательного подчинения церковной иерархии. Возникнув в XVI в. в период Реформации, вероучение протестантизма стало выражением борьбы против негативных явлений в жизни средневековой Римско-Католической церкви.
В Средние века Католическая церковь достигла наивысшего могущества. Она претендовала на монопольное обладание религиозной истиной. Любая иная трактовка христианства объявлялась ересью. Хотя к XIV – XV вв., сама Римско-Католическая церковь и ее важнейший институт – папство – переживали глубокий и затяжной кризис. Он выразился в обмирщении церковных иерархов, их пренебрежении к основам христианской морали, сосредоточении на сугубо земных, политических интересах.
В то же самое время в Европе, происходят исторические изменения, подготовившие почву для появления протестантизма - развитие капиталистических отношений, которое укрепляет бюргерство, искавшее поддержки у светских правителей и стремившееся устранить существовавшие привилегии Католической церкви; ренессансный гуманизм – мировоззрение, лишенное церковной основы, отстаивавшее светские идеалы личного достоинства, права на свободный поиск истины. Труды Эразма Роттердамского и других гуманистов внесли вклад в победу Реформации в европейских странах. На этом фоне особую актуальность приобрела проблема поиска путей спасения. Реформация разрушила духовную монополию Католической церкви на Западе, что сказалось на общем развитии культурной жизни в протестантских странах. Реформаторы XVI в. постулировали необходимость просвещения и нравственного совершенствования человека.
|
|
Догматы протестантизма потребовали от христиан постоянного обновления Церкви, себя и окружающего мира во имя обретения вечного спасения. Они заложили основы протестантской этики – системы норм и ценностей, которая регулирует поведение христианина и отношения в обществе.
Началом Реформации принято считать 1517 г., когда в немецком городе Виттенберге были обнародованы тезисы августинского монаха Мартина Лютера. В основе учения Лютера лежали идеи его идеологических предшественников Джона Уиклифа и Яна Гуса, обличающих политику папства и продажу индульгенций.
Впоследствии Лютер сформулировал учение об оправдании верой, о приоритете Священного Писания, необходимости возврата к идеалам первоначального (евангельского) христианства и отрицании спасающей роли церкви. Основу протестантской догматики составляет разработанное Мартином Лютером учение о спасении верой, согласно которому спасение человеку даруется непосредственно от Бога. Священники рассматриваются не как посредники между Богом и верующими, а как толкователи Священного Писания. Святых почитают за их религиозные заслуги, но не признают в качестве посредников при общении с Богом. Мартину Лютеру принадлежит заслуга полного перевода Священного Писания, который получил название «Немецкая Библия Мартина Лютера». Позднее, основанные им церкви, стали называться лютеранскими или евангелическими.
|
|
На экспозиции представлен ряд уникальных экспонатов, иллюстрирующих догматику, учение протестантизма и его истоки:
1. Гравюра «Адам и Ева в раю» Альберта фон Зёста с картины Лукаса Кранаха Старшего;
2. «Проповедь Иоанна Крестителя» Амброзиуса Франкена;
3. «Се человек» Христиана В.Э. Дитриха (авторская копия с оригинала Ремрандта Х. ван Рейна «Христос перед Пилатом»);
4. Гравюра «Светильники истинной религии в Аугсбургском вероисповедании» Пауля Фюрста
Дополняют экспозицию подлинные предметы культа, используемые при богослужении в Лютеранской церкви:
Распятие (Германия. XVII в.)
Религиозные войны
Процесс становления и утверждения учения Лютера сопровождался многочисленными столкновениями протестантов с католиками. За непродолжительный промежуток времени у протестантов образовался собственный пантеон мучеников, принесших свою жизнь на алтарь истинной веры В 1530 г. был впервые составлен Филиппом Меланхтоном и одобрен Лютером основной вероучительный текст «Аугсбургское вероисповедание». На экспозиции представлен целый комплекс памятников, посвященный церквям «Аугсбургского вероисповедания»: гравированная листовка (XVII в., текст на французском и голландском языках); алтарная композиция-триптих работы неизвестного художника «Рождество Христово. Благовест пастухам. Бегство в Египет» (Германия, 1544, дерево, масло) и др.
Одним из центров Реформации в Европе была Швейцария, где ее идеологами были Ульрих Цвингли в Цюрихе и Жан Кальвин в Женеве. В богословии швейцарского реформатора Жана Кальвина
христианин рассматривается как солдат на посту Всевышнего, который должен стойко сражаться за честь Его знамени, быть верным исполнителем воинского долга, беспощадным к своим слабостям и непримиримым к врагам «чистого евангельского учения». Кальвинисты в Швейцарии, Франции, Германии, Нидерландах удаляли из церковных зданий все, что не санкционировано Библией. Они упразднили епископат и учредили демократическое управление новой церковной структурой, получившей название «реформатская церковь».
Авторитет Жана Кальвина в Женеве был непререкаем. Мерилом законности служили выработанные им и утвержденные городскими властями документы. Одно из «собеседований» Кальвина и городских властей изображено на литографии (Р.А. Лабушер, Л. Ноэль по картине Й. Горнунга). На коллоквиуме 1549 г. перед деятелями швейцарского города-республики Женевы выступает Жан Кальвин с программными положениями своего учения, которые городское правительство утвердило в качестве законов.
Жан Кальвин выдвинул идею превратить Женеву в «святой город» и предложил соединить усилия светской и церковной власти по контролю за образом жизни горожан. Светским чиновникам отводилась важная роль в выполнении религиозных задач, духовные лица выбирались. В кальвинистской Женеве контроль за нравами осуществлялся с непривычной для прежних времен мелочностью и жестокостью.
В итоге в Женеве возникла модель города-церкви, который стал центром притяжения для протестантов. Богословы реформатской церкви в начале XVII в. дополнили учение Кальвина, подчеркнув особую важность для кальвинистов догмата об изначальном предопределении к спасению каждого христианина.
|
|
В экспозиции комплекса представлены гравированные портреты наиболее выдающихся деятелей Реформации: по портрету работы Антониса Ван Дейка (К. Бауманс, Голландия, I-я пол. XVII в.); Иоганна Кокцеюса по портрету работы Антона Паламедеса (П. Вогий, Голландия XVII в.).