Контрольные вопросы.
Таблица 3.
Порядок и ход самостоятельных определений
Изучение магматических, метаморфических и осадочных пород
Лабораторная работа №2.
Контрольные вопросы
Порядок и ход определений
1. Изучение минералов из коллекции, определяя их простейшие признаки, которые записывают в журнал в форме таблицы 2.
2. Сопоставляя свои записи и наблюдения с описанием в «Определителе минералов» (табл.4), устанавливают название минерала, вписывая его в графу 1 таблицы 1 совместно с химической формулой, например, альбит Na[AlSi3O8].
- Химическая классификация минералов по классам.
- Минералы типично белые, тоже – черные (темные).
- Минералы с твердостью 1, 2, 3, 6, 7.
- Минералы весьма совершенной спайности, средней спайности.
- Отличительные признаки слюд (мусковита, биотита, вермикулита), окислов (кварца или кремния, магнезита), карбонатов (кальцита, доломита).
- Отличительные признаки полевых шпатов (плагиоклаз и ортоклаз, лабрадор).
- Минералы класса силикатов – отличительный признак химического состава.
- Знать наизусть однозначные отличительные признаки и химический состав (формулы), кальцита, доломита, кварца, магнетита, гипса, ангидрита, галита.
Примечание. Проверка знаний и домашних заданий, предшествующих лабораторным работам, проводится регулярно во время самостоятельной работы путем проверки журнала и опроса, устно и по образцам.
|
|
Занятия 3,4.
Цель работы - изучение генетической классификации горных пород, общая оценка их отличительных особенностей, знать и уметь определять породы, широко используемые в качестве оснований, стройматериалов и сырья для их приготовления.
Необходимое оборудование и принадлежности на бригаду 2-3 человека.
1. Коллекция магматических пород: гранит, сиенит, диорит, габбро (лабрадорит), дунит, андезит, липарит, туф, диабаз, базальт.
Коллекция метаморфических пород: гнейс, мрамор, глинистый сланец, кристаллический сланец, кварцит.
Коллекция осадочных пород: конгломерат, песчаник, аргиллит, алевролит, известняк, доломит, мергель, мел.
2. Десятикратная лупа.
3. Медная монета.
4. Нож
5. Пластинка стекла 10´10 см.
6. Флакон с капельницей и 10% раствором НСl (соляной кислоты)
7. Коллекция минералов шкалы твердости
8. Методические указания, часть 1
9. Журнал-тетрадь для лабораторных работ.
Изучают породы путем сопоставления наблюдаемых признаков (текстуры, структуры, минерального состава), которые записывают в табл.2 с описаниями пород по п.п. 2.2.3, 2.2.1, 2.4.1 методических указаний.
После работы с определителем горных пород (в «Методических указаниях») находят название изучаемой горной породы и заполняют таблицу 3. При определении минерального состава магматических пород пользуются табл.4, при описании метаморфических пород – табл.5.
|
|
Название породы, группа. | Происхождение | Отличительные признаки породы (структура, текстура) | Преобладающий минеральный состав, % | Использование. |
А. Магматические Б. Метаморфические В. Осадочные |
1.Основные отличительные признаки магматических глубинных пород. Текстура и структура. Определения.
2.Минеральный состав гранита (наизусть).
3.Чем отличаются сиениты, диориты, габбро и др. от гранита.
4.Пемза, туф, диабаз и базальты – общие и отличительные признаки.
5. Метаморфические породы массивной и неоднородной (сланцеватой, полосчатой) текстуры - примеры.
5.Мрамор, минеральный состав, образование, применение.
6.Конгломерат, песчаник - строение, состав цемента, общие и отличительные признаки.
7.Доломит – отличие от известняка.
8.Мергель: минеральный состав, условия образования, отличие от известняка, применение (наизусть).
Породообразующие минералы
При изучении породообразующих минералов студент должен уметь определять простейшие физические свойства, кроме этого, студенту необходимо изучить состав, генезис и классификацию породообразующих минералов.
Описание и определения породообразующих минералов наиболее рационально производить по следующей схеме:
а) облик кристаллов или характер их срастания;
б) цвет минерала, черта;
в) блеск;
г) твердость (относительная твердость определяется посредством царапанья эталонным минералом или предметом по ровной поверхности изучаемого образца);
д) спайность (указывается наличие плоскостей спайности и определяется степень спайности);
е) излом (отмечается в случае отсутствия плоскостей спайности);
ж) взаимодействие с 10% раствором соляной кислоты с целью выявления карбонатов;
з) магнитность, вкус, растворимость в воде и др. признаки
По вышеперечисленным характеристикам необходимо по определителю минералов дать название минерала, привести его химическую формулу, указать генезис и отметить, в каких породах он распространен как обязательный.
Результаты исследования записываются в журнал лабораторных работ по породообразующим минералам.
Следует постоянно помнить, что нельзя определить минералы и породы вне связи с местом их отбора. Если местонахождение образца не известно, то его требуется рассмотреть как обломок, щебень.