Понятие и сущность государства

СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

Глава 1

Глава 5 Теории происхождения государства…………..…………………..80

Глава 4 Государство, общество и личность………..………………………61

Глава 3 Функции и механизм государства……………...………………….48

Глава 2 Формы государства………..………………………………………...22

Глава 1 Сущность и типологии государства…………………..……………5

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2

РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

И

Часть I

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Предлагаемое учебное пособие « Основы права и правовой системы России » предназначено для широкого круга читателей: как студентов и преподавателей юридических факультетов высших и средних профессиональных заведений, так студентов неюридических специальностей, а также читателей, интересующихся теоритическими проблемами государства и права и особенностями правовой системой России.

Авторами предложили читателю не только ряд общепризнанных доктриальных позиций, но и свое видение актуальных аспектов государственно-правовых реалий.

Содержание первого раздела учебного раздела «Теория государства» позволяет погрузится в генезис идеи государственности, понять и осмыслить сущность публично-правовых образований, их форму, функции и механизм, а также проследить прогресс социального регулирования от родоплеменных общин до межгосударственных объединений.

Предлагая читателю обзор теорий происхождения государства, авторы учебного пособия постарались не только осветить все подходы к проблеме возникновения государства, имевшие место быть в разные периоды развития политико-правовой мысли, но и предложили собственную теорию происхождения государства, основанную на методологии исследования, позволяющей абстрагироваться от временных и территориальных факторов.

Методика изложения учебного материала построена по принципу охвата широкого круга концепций и подходов к пониманию государственно-политических феноменов. Предлагаются критерии оценки изучаемых явлений, что в дальнейшем, как надеются авторы, позволят читателю самостоятельно определить преференции в теоритических и практических вопросах государственных явлений.

1.1. Понятие и сущность государства…...…………………………...…….5

1.2. Правовое государство: понятие и принципы………………..............16

1.3. Понятие и значение типологии государства……………………...…18

2.1. Форма правления………….…………………………………………..22

2.2. Форма территориального устройства………..….…………………...31

2.3. Политический режим……………………….............………………...38

3.1. Функции государства…...………..…………………………………...48

3.2. Механизм государства…..……………..……………………………..57

4.1. Анализ концепции соотношения государства, общества и личности …………………………………………………………………….……61

4.2. Проблемы формирования государства и влияния общества на социально-политическую ориентацию публичной власти..............64

4.3. Проблемы демократии и поиск идеального режима……….............73

5.1. Проблемы множественности теорий происхождения государства..80

5.2. Договорные теории происхождения государства………..................81

5.3. Теологические и теократические теории происхождения государства………………………………………………………….....84

5.4. Патриархально-патерналистические теории происхождения государства.............................................................................................88

5.5. Реакционно-консервативные идеи и патримониальная теория происхождения государства Л. Фон Галлера.....................................91

5.6. Органические теории происхождения государства……...................94

5.7. Теории внутреннего и внешнего насилия (социологический подход к возникновению государства)……………………………………... 98

5.8. Психологические теории происхождения государства….………..102

5.9. Материалистические теории происхождения государства: теория классовой борьбы, ирригационная (гидравлическая) теория и др.105

5.10. Теории происхождения государства И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля....110

5.11. Происхождение государства и проблемы универсальной теории.114

Прошла не одна тысяча лет, а то и более, с момента первого появления человека на земле. В естественном стремлении к объединению с себе подобными, и в целях самосохранения, первобытный человек неустанно стремился к установлению социальных связей. Это стремление предопределило порядок взаимодействия людей и закрепление определенных правил поведения в различных сферах жизнедеятельности ( мононормы ), что, впоследствии, породило такие наиважнейшие социальные институты, как семья, труд и собственность. Эти институты способствовали социальному развитию и формированию культуры, традиций и обычаев в первобытнообщинном строе. Однако, они же и поспособствовали социальному разделению на господствующих и нуждающихся, что в результате находило свое отражение, как правило, в межплеменных войнах и бесконтрольном, хаотичном расслоении этого общества. И даже тогда человек, исходя из элементарных принципов самосохранения и жажды к дальнейшему развитию с целью перехода к следующему этапу социальной эволюции, нашел в себе силы понять и создать наипрочнейшую организацию – государство, предназначенное обеспечить его необходимые нужды, защитить наиважнейшие ценности и привести к лучшим из времен.

Представляется целесообразным не только определить понятие государства, но и отличить его от догосударственных публичных образований. Государство представляет собой организацию отделенной от населения власти, реализующей интересы общества в целом. Вместе с тем, и в догосударственных общностях людей была и публичная власть, распространяющая свою волю на определенную территорию, и население, подчиненное общесоциальным правилам поведения. Но, в отличие от государственной системы взаимоотношений управляющих и управляемых, догосударственная была построена на основе самоорганизации родов, племен и т.д., что было приемлемо в связи с небольшими объединениями населения, слаборазвитой экономикой, а, соответственно, и достаточно простой системой социальных отношений. В процессе социальной эволюции, перехода от собирательной экономики к производящей, разделения труда и появления частной собственности, воспроизводство населения стало набирать существенный темп, что привело к более сложным социальным отношениям, а, следовательно, и к достаточно сложной системе социального управления. Такие тенденции вынудили догосударственные общности пересмотреть сам механизм управления в целях обеспечения дальнейшего сосуществования и защиты сформированных и устоявшихся традиций и культурных ценностей. Этот механизм, впоследствии и был реализован в государстве.

Государство. Поскольку любое определение есть система наиболее существенных ( конструктивных ) признаков предмета или явления, отсутствие одного из которых свидетельствует об отсутствии самого определяемого явления, следует определить основные признаки государства:

1. Территория – это земное пространство, в пределах которого зарождается социальная жизнь определенной общности людей. С течением времени общность приобретает более сложные формы социального бытия, основанные уже не только на совместном проживании, на определенном пространстве, но и общими ценностями, исторической судьбой, многочисленными социальными связями и обычаями. Территория начинает ассоциироваться с родом, племенем, союзом племен, а затем и государством. Однако, вследствие особенностей образа жизни отдельных племен и особых жизненных условий ( поиск пищи, завоевание новых территорий, а также других причин ), границы территории могли перемещаться по земному пространству. Таким образом, до момента правового закрепления всего земного пространства за тем или иным государством, существовали, так называемые, кочующие социальные образования. Таким образом, территория определяется исторически с учетом действующих международных соглашений. В XX веке появилась идея геополитики, т.е. влияние природных условий территории на политику государства. Современная теория государства под государственной территорией понимает земное, водное и воздушное пространство, в пределах границ суверенного публично-правового образования. При этом, морские пространства ограничены внешней границей территориальных вод ( полоса морских вод, прилегающих к внутренним водам, составляющая 12 морских миль ( 1 морская миля = 1.852 м )), а воздушное пространство – границей с космическим ( пространство, находящееся за пределами воздушного, а именно: свыше 100 км ). Территорией государств считаются и анклавы ( территории государств, со всех сторон, окруженные территорией других стран ), примером может служить Калининградская область, как часть территории суверенной России, окруженная территорией прибалтийских государств. Территория государств, это также территория посольств и территории морских, речных и воздушных судов, передвигающихся под флагами того или иного государства. Это позволяет определить территорию государства, как относительно постоянное пространство, в границах которого государство обеспечивает суверенную власть и регулирует отношения населения и объектов, находящихся на этом пространстве.

2. Население – это общность людей, проживающая на определенной территории и объединенная общими традициями, культурой и социальными интересами. Население того или иного государства является прямым субъектом, как политических, так и других социальных отношений, так как в той или иной степени принимает участие в жизни государства и его развитии в связи с общностью исторической судьбы. Население любого государства, независимо от давления на него политической элиты, несомненно, оказывает максимум влияния на социально-политическую ориентацию руководства страны, так как является одновременно и создателем государственности, и средством государственной деятельности, и самое главное, ценностью, для обеспечения которой, собственно, государство и создано. Так как соотношение населения и государственной власти определяет сущность самого государства. Население – институциональный ( образующий ) признак государства, материя его образующая и составляющая с ним единое целое. Поэтому население государства часто рассматривается как единая нация ( термин в англоязычных странах тождественный термину « народ »), объединенная тесной связью с территориальным пространством и общими ценностями. Однако это не позволяет говорить об этническом национализме в подходе к вопросу национального государства. Основой любой нации, образующей государство, как правило, являются многочисленные этнические группы, создавшие единую культуру, традиции и обычаи.

3. Публичная власть, отделенная от населения. Власть, есть абсолютная способность реализации интересов властьпридержащих в той или иной сфере, на том или ином уровне путем их прямого волеизъявления. Процесс возникновения и развития общества всегда сопровождается таким социальным явлением как власть, реализуемая в частных и публичных взаимоотношениях в целях организации определенного вида деятельности ( семейной, экономической, военной и др. ). Частная власть действует в целях обеспечения частных интересов ( семейные ), но в соответствии со строгим позволением публичной власти ( родительская власть ограничена общесоциальными установками ). Именно публичная власть обеспечивает общесоциальные интересы, которые, в свою очередь, доминируют над частными, поскольку это необходимо для стабильного развития общества. Публичный характер указывает на сущность власти и ее ориентированность на решение общих задач ( в римской политико-правовой доктрине государство воспринималось как «res publicа civitas Romana» – общая вещь (достояние) романской общины ). Власть стоит над обществом и имеет самостоятельность от него. Особый признак государственной власти – обязательный характер ее велений, обеспеченный возможностью применения принуждения. Для устойчивости власти необходима ее легализация ( законность, получение на основании закона, от лат. слова lex – закон ) и легитимность ( от лат. legitimus – согласный с законом, признание власти населением ). Государственный аппарат становится воплощением обособления государства от общества. Это особо организованный контингент лиц, занимающихся исключительно управлением и требующих немало средств на свое содержание, которые взыскиваются с населения в форме налогов. Публичная власть это цель, достижение которой преобразует ее в средство реализации частных интересов властьпридержащих, которые, в свою очередь, консолидированы с публичными. Это возможно в случае, если цели политической элиты совпадают с общественными, что дает возможность полной либо частичной реализации публичных интересов. В случае, если интересы публичной власти не совпадают с интересами общества, это провоцирует введение в стране тоталитарных методов государственного управление в целях удержания власти политической элитой, либо ее свержение, в случае социального взрыва.

4. Правовая система. В любом обществе существуют правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений в целях обеспечения общественного порядка. Обязательность этих правил в первобытном мироустройстве обусловлена не столько карательными санкциями со стороны общества, сколько осознанием необходимости их добровольного соблюдения, что обеспечивало элементарную систему социальных связей. В процессе социального развития и усложнения общественных отношений добровольный характер соблюдения общепринятых установок перестал обеспечивать в необходимой степени общественный порядок. В связи с этим появилась необходимость в создании механизма принудительного обеспечения общесоциальных норм. Первоисточником этого механизма можно считать институты общественной власти. Однако, в период формирования государственности функции установления общеобязательных правил поведения и их принудительного обеспечения стали осуществлять структуры публичной власти, которые стремились к отделению от общества и абсолютному господству над ним. Следует отметить, что отделение публичной власти от населения и возложение на нее функций социального управления могло носить как добровольный характер, так и принудительный ( с молчаливого согласия ). Таким образом, в результате возникновения государства, публичная власть приобретает исключительное право издавать нормы общеобязательного характера ( монополия на правотворчество ). Также, государственная власть может управомочить иных субъектов создавать правовые нормы ( делегированное правотворчество, локальное нормотворчество на предприятии ) либо санкционировать уже существующие социальные нормы ( например, дав судебную защиту обычаю ), превратив их, тем самым, в правовые.

5. Налоговая система. До возникновения частной и личной собственности, в догосударственных общностях людей собственность была общей. Целесообразность этого определялось целью эффективной реализации обеспечения необходимых нужд населения. В процессе разделения труда, появления излишних продуктов и формирования семьи более востребованным институтом становится личная, а затем и частная собственность. Как следствие, личные интересы стали превалировать над общими, что нашло отражение в теориях происхождения государств, сформировавшихся в разные периоды. Так, Гоббс пишет: человеческие страсти сделали людей врагами ( человек человеку – волк ( homo homini lupus est )) и естественный закон самосохранения заставил людей объединиться для использования средств в общих интересах, интересах самосохранения. Общие интересы, которые должна была поддерживать публичная власть, потребовали новой экономической основы. Такой основой и стала система налогов и сборов, обеспечивающая деятельность публичной власти и составляющую необходимую экономическую основу ее самостоятельности и реализации. В процессе отделения публичной власти от населения и образовании государственности, содержание уже государственной власти приобрело общеобязательный характер. В процессе социально-государственной эволюции материальное содержание государственной власти обеспечивало возможность реализации государственного управления, а впоследствии, и государственной поддержки нуждающегося населения. С течением времени политическая элита стала злоупотреблять правом безвозмездного содержания и в период европейских буржуазных революций наряду с закреплением права собственности, воспринимавшегося как неотъемлемое, одним из основных требований стало – запрет на введение произвольных налогов. Но и общество в лице недобросовестных граждан ( подданных ) не редко злоупотребляет обязанностью обеспечения государственного бюджета, что, в первую очередь, сказывается на самом обществе. Так как, невозможность материального обеспечения государственной деятельности ставит под угрозу реализацию, как социального обеспечения нуждающегося населения, так и государственного управления, обеспечивающего порядок в организации общества и публичной власти, что может привести население к социально-государственной катастрофе. В связи с этим, налоговая система, это обязательный признак и экономический фундамент любого государства, являющийся экономическим основой для реализации государственных функций.

6. Суверенитет. Теория суверенитета, как принято считать, принадлежит французскому философу эпохи Просвещения Жану Бодену. Классическая и современная теории в качестве основного признака суверенитета называет полновластие внутри государства, современная концепция выделяет несуверенное и полусуверенное государство ( государства-члены Евро Союза ), а в отношении федеративных государств появились теории делимости или неделимости суверенитета. Второй аспект – внешний, отражает соотношение государственного суверенитета и международного права, которое ограничивает волю государств. Но вместе с тем, международно-правовые договоры основаны на свободной воле государств и один из важнейших принципов международного права – недопустимость вмешательства во внутренние дела государств. В этом свете можно утверждать, что государственный суверенитет проявляется в реализации абсолютной власти в пределах государственной территории и недопущения навязывания и оказания принудительного политического влияния извне. В случае вмешательства другого государства либо межгосударственного объединения во внутренние дела государства, неспособного удержать абсолютную власть, приводит к утрате суверенитета этого государства и его передаче ( добровольной либо принудительной ) вновь созданному государственному образованию или государству, в состав которого включено былое государство, утратившее суверенитет.

Таким образом, государство – это особая, суверенная территориальная организация публичной власти, отделенной от населения и обладающей монополией на правотворчество.

По отношению к государству можно определить и факультативные признаки ( атрибуты ), отсутствие которых не влияет на характеристику организации как государства ( государственный язык, национальная валюта, символы государства и др. ).

Термины, употребляемые для обозначения государства. Термин « государство », если верить Г. Еллинеку, появился благодаря трактату Маккиавели «Государь», правда следует отметить, что в термин « господарь » ( происходивший от слова господь, господство ) еще в XIV веке был титулом монархов Молдавского княжества и Валахии, к тому же, описывая государственное устройство Московии, Александр Гваньини, Сигизмунд Герберштейн констатируют, что московиты именуют своего монарха государем (отсюда термин «господство», как объект приложения властных полномочий). В древней Греции предпочитали термин «полис», от которого произошли такие понятия как политика и политическая власть. Также в его понимание входила общественная жизнь, и оба понятия не противопоставлялись друг другу, что подразумевало объединение населения, проживающего на определенной территории, подчиненной одной власти и имеющего общие дела и интересы. В древнегреческой правовой культуре гражданином считался лишь тот, кто имел реальную возможность управлять государством, потому идеальное государство Платона территориально невелико. Эта идеальная конструкция противопоставлялась огромным империям, подавляющим человека. В Древнем Риме синонимом термина «государство» стало слово «цивитас», что подразумевало союз граждан. В средневековой Европе использовались термины «княжество», «королевство», «курфюрство», «графство» и др., которые ассоциировались с носителями власти и формой правления. В России использовался термин «княжество», затем – «государство», производное от государя, и термин «держава», что подразумевает держать, править.

Элементы государства, определяющие его сущность:

1. Население – это сообщество лиц, проживающих на определенной территории, подчиненной единой власти.

2. Территория – это пространство, на которое распространяется власть государства.

3. Государственная власть – это важнейший компонент определения государства, определяющий единство территории и населения, является главным принципом организации государства.

В зависимости от соотношения этих элементов, доминирования одного из них, на протяжении многих веков в доктрине права складываются учения о сущности государства. В диалоге Платона « Государство » два главных героя, Сократ и Фрасимах, споря о том, чьим интересам служит публичная власть, определи два основных подхода к определению сущности государства, в зависимости от того, служит ли государственная власть общему благу или благу тех, в чьих руках находится власть. Вопрос о сущности государства определятся и характеристикой процесса происхождения государства: либо как механического образования, искусственного по природе, где сам механизм властвования имеет приоритетное значение, либо, как естественного образования, возникшего как необходимый механизм защиты абсолютных ценностей ( справедливость, естественные права и т.д. ), где механизм власти приобретает служебную роль. Руссо, философ эпохи Просвещения, полагал, что даже общественный договор, лежащий в основе государства, - не более, чем хитрость, навязанная ради возведения в ранг закона правил, выгодных для властьпридержащих. Дальнейшее закрепление эта идея получила в трудах « утопистов », а затем у основателей научного коммунизма: государство стало восприниматься как аппарат подавления в руках господствующего класса, соответственно, такой подход к пониманию сущности государства был назван классовым.

Вместе с тем, в теории государства сложилось иное понимание сущности государства, определённое Платоном от лица Сократа: государство, как механизм, служащий общему благу. Государство, независимо от времени и места, всегда решает общие задачи и в лучшем своём воплощении выполняет служебную роль по отношению к обществу, государство рассматривается, как механизм, который должен обеспечить населению максимально комфортный образ жизни, преимущественно выполняя общесоциальные функции, решая задачи, важные для всего населения, а не отдельных элитарных кругов ( ещё древнеримская политико-правовая доктрина идеальной формулой государства считала – « res publica est res populi » (государство – дело общее) ). Такой подход определяется как социальный.

Усложнение социальных связей и политических механизмов привело к появлению новых концепций, отражающих сущность государства:

концепция «этатизма» ( от фр. Etat ) – государство, концепция утверждает приоритет государства над личностью, рассматривается, прежде всего, как властная структура, требующая максимального подчинения и интересов личности и групп интересам государства;

легистская концепция ( от лат. lex ): закон, законы создают государственную власть, население рассматривается как сфера действия законов по кругу лиц, но государство может рассматриваться вы рамках этой концепции и как юридическое лицо, отражающее интересы народа;

социологическая концепция рассматривает государство как политическую силу, не ограниченную правом и по своему усмотрению определяющее меру свободы подвластных;

теория элит – государство функционирует благодаря борьбе политических элит за власть, где, соответственно, государственная власть реализует лишь интересы пришедшей к власти узкой элитарной группы;

плюралистическая концепция рассматривает государство как политическую форму солидарности многочисленных социальных групп, поскольку человек бессилен перед государственной машиной, не может самостоятельно повлиять на государственную власть, это предопределяет необходимость объединения для лоббирования своих интересов, и, поскольку социальных групп много, интересы их разнообразны – воздействие их на государство получило название « плюралистическая демократия » ( от лат. plural – множественный ).

Рассматривая вопрос о сущности государства, невозможно избежать оценки такого явления, как гражданское общество. Это автономная от государства, выражающая интересы общества система негосударственных политических, экономических, социальных и культурно-нравственных отношений, существующих за пределами государственного воздействия ( общественные и религиозные объединения, семья, объединения предпринимателей и др. ). Государство определяет только порядок их создания и основные запреты, обеспечивающие безопасность общества ( запрет создавать политические партии, призывающие к какой-либо форме дискриминации ). Развитое гражданское общество формируется на этапе исторического развития, когда политический режим позволяет идеологический и политический плюрализм. Государство и гражданское общество, безусловно, взаимосвязаны, особенно очевидно эта взаимосвязь должна проявляться в процессе выборов. Эффективность институтов гражданского общества определяется реальной возможностью их воздействия на государство посредством выражения своей гражданской позиции. И, если государство « слышит » гражданское общество, можно говорить о государстве, как о правовом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow