Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ И АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ




Право Индии;

Романо-германская;

ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Проблемы типологии правовых систем во Франции разрабатывались Рене Давидом, в Германии – Цвайгертом. В России они до недавнего времени не были предметом специального исследования, хотя все основные особенности, напр., англосаксонского и романо-германского права были известны русским и немецким правоведам еще в XIX в.

Правовая система – 1) взятые во взаимосвязи 2) характерные для данного гос-ва и 3) обусловленные исторически: а) особенности общественного строя (не в марксистском, а скорее в культурологическом понимании); б) ключевые правовые доктрины и особенности правопонимания; в) основные особенности источников и содержания права.

Правовая семья – группа правовых систем, объединенных сходными условиями исторического развития и поэтому имеющих существенные «общие особенности», отличающие их от др. правовых семей. При этом какого-либо единого критерия классификации правовых систем по семьям не предлагается. Речь идет об историческом «родстве», объективном сходстве правовых культур.

Основные правовые семьи:

2) семья социалистич. права(которая происходит от романо-германского права);

3) семья Общего права,которую у нас принято называть англосаксонской (хотя собственно англосаксонский период в развитии английского права закончился завоеванием Англии норманнами Вильгельма Завоевателя, после чего и возникло Общее право и появились те особенности, которые характеризуют сегодня «англосаксонскую семью»);

4) мусульманское право;

6) право стран Дальнего Востока(Китай, Япония);

7) право стран черной Африки(«черная» она в отличие от арабской северной Африки).

Цвайгерт предлагает иную классификацию. Он считает, что «германская»и «романская»семьи – самостоятельные семьи. Называет семью Общего права «англо-американской»,выделяет «северную»(т. е. скандинавскую) правовую семью.

В качестве особенностей романо-германской («континентальной») семьи(Германия, Франция, Россия, Италия, Испания, Польша и др.) обычно называют:

1) формирование в условиях рецепции римского права;

2)основной источник права – закон(в том числе кодекс).Многие отрасли права кодифицированы; постепенно все более и более возрастает роль подзаконных нормативно-правовых актов; возрастает и значение «кассационного прецедента» т. е. решения высшего суда, рассматривающего дело в кассационном порядке (некоторые правоведы даже считают его источником права, другие просто говорят о его высокой авторитетности);

3) имеются специализированные органы конст. контроля: конст. суды или советы, кот. могут и не входить в суд. систему (напр., во Франции Конст. совет судом не является);




4) суд присяжных встречается очень редко, напр. в Испании и России; в романских странах (Франции, Италии и др.) преобладает суд ассизов (отличается от суда присяжных тем, что присяжные хотя и избираются методом случайной подборки, однако выносят вердикт не самостоятельно, а с участием проф. судей, кот. присутствуют в совещат. комнате), в герм, семье (Германия Австрия, Венгрия, Чехия и др.) преобладает суд шеффенов (кот. подбираются не методом случайной подборки, а избираются населением, в процессе имеют почти равные права с профессион. судьей, решают как вопросы факта, так и вопросы права, участвуют в назначении наказания). Постоянно растет подсудность дел единоличным судьям. Уг. процесс смешанный: розыскной на досудебных стадиях, состязательный в суде. В романских странах розыскную функцию выполняет следственный судья (в России до революции он назывался судебным следователем), в Германии – прокуратура и полиция (как в современной России). Розыскная (или следственная) функция соединяет в себе обязанность доказывания обвинения и, с другой стороны, непредвзятое ведение дела, выявление оправдывающих доказательств. Во Франции следственный судья принимает все решения по делу без получения каких-либо санкций. В Германии действия прокурора и полиции контролируются судом. В качестве особенностей «англосаксонской» –(Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) семьиобычно называют:

1) меньшим, чем на континенте, было влияние римского права;



2) основным источником права является судебный прецедент; постепенно возрастает роль законов (статутов), однако статуты достаточно свободно толкуются судьями, т. е. статут всегда дополняется прецедентом;

3) отсутствие конст. судов, функцию конст. контроля осуществляют обычные суды;

4) очень широкая подсудность суда присяжных, полная состязательность уг. процесса, в том числе и на досудебных стадиях. Фигуры следователя нет. Адвокат имеет широкие права в сфере собирания доказательств, в чем ему активно помогают частные детективы.

35. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: СТАДИИ, СПОСОБЫ

Механизм правового регулирования – это система правовых средств, обеспечивающих реализацию целей правового регулирования.

Вопрос о целях правового регулирования является дискуссионным. Есть мнение, что это реализация заинтересованными лицами своих законных интересов. Однако правовое регулирование осуществляется не заинтересованными лицами, а государством Поэтому представляется, что цели правового регулирования определяются функциями государства.

Граждане, политические партии и иные общественные объединения по общему правилу правового регулирования не осуществляют, однако они могут участвовать в осуществлении правового регулирования государством, напр.: партийная фракция может голосовать в парламенте, гражданин может выполнять функции Президента РФ или участвовать в референдуме.

Из этого общего правила есть исключения, связанные с возможностью издания локальных нормативно-правовых актов: напр., работодатель может издать правила внутреннего распорядка, может подписать коллективный договор с работниками. Тем самым он осуществляет правовое регулирование трудовых отношений в рамках данной организации Возможны и социально-партнерские соглашения в рамках профессии, отрасли и даже межотраслевые региональные соглашения.

Элементы механизма правового регулирования:1) норма права; 2) юридический факт, влекущий возникновение, изменение или прекращение правоотношения; 3) само правоотношение; 4) реализация права (т. е. его соблюдение, исполнение и использование); 5) юридическая ответственность за правонарушение.

Стадии правового регулирования:1) правотворчество, 2) возникновение правоотношения, 3) реализация права.

Применение права, в том числе применение мер государственного принуждения (т. е. ответственность), является факультативной стадией.

Методы правового регулирования: субординация(т. е. властные предписания и запреты, императивный метод, характерный, напр., для административного и уголовного права) и координация(т. е. дозволение, диспозитивный метод, характерный для гражданского права, когда стороны в установленных рамках могут сами определять свои права и обязанности на основании соглашения между ними).

36. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, СТАДИИ

Правотворчество – это вид деятельности гос-ва: в результате которой политич. воля выражается в виде нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового регулирования.

Принципы правотворчества:1) законность;

2) гласность; 3) демократизм; 4) профессионализм 5) строгая дифференциация правотворческих полномочий; 6) планирование.

Виды правотворчества:1) издание нормативно-правовых актов; 2) санкционирование гос. органами правовых обычаев или корпоративных норм;

3) заключение нормативных договоров. Субъекты правотворчества:

1)гос-во в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме);

2) органы местного самоуправления (которые не являются гос. органами, что закреплено в Конституции);

3) в редких случаях – физич. лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты. Напр. работодатель может утвердить правила внутр. распорядка, которые содержат правовые нормы обязательные для всех работников организации. В большинстве случаев частные лица и их организации вправе совершать не нормативные, а индивидуальные правовые акты, напр. сделки, которые создают права и обязанности лишь для участников этой сделки. Такая деятельность правотворчеством не является, так как никаких правовых норм не создает. Стадии правотворчества: 1) законодательная инициатива(т. е. право внесения законопроекта в одну из палат парламента); 2) обсуждение и доработка законопроекта(в РФ он обсуждается в трех чтениях); 3) его принятие(в РФ – Государственной Думой, Совет Федерации не принимает закон а лишь одобряет его); 4) его санкционирование(напр., в РФ одобрение Советом Федерации и подписание Президентом); 5) его обнародованиет. е. промульгация его главой государства и непосредственно официальное опубликование. Промульгация – это принятие главой гос-ва решения об обнародовании закона, непосредственное обнародование производится путем размножения текста закона в официальном издании – в РФ это «Российская газета», «Парламентская газета» или Собрание законодательства.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 3845; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10067 - | 7741 - или читать все...

Читайте также:

  1. A.1.административные и правовые реформы первых киевских князей
  2. CAD/CAM/CAE - системы. История развития и перспективы
  3. I этап реформы банковской системыотносится к 1988-1990 гг. (подготовительный)
  4. I'a-чштие школы и становление школьной системы
  5. I. Общие положения. Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской
  6. I. Понятие экономической системы
  7. I. Создание «советской системы» в экономике
  8. I. Создание «советской системы» в экономике. Захват коммунистами власти в Китае в 1949 г. не был случайным — в сравнении с Гоминьданом они выглядели предпочтительнее во всех отношениях
  9. I. Становление современной политической системы в Индии
  10. I. Формирование системы военной психологии в России
  11. I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
  12. I.1. Компоненты электроэнергетической системы (ЭЭС).Их назначение


 

34.201.121.213 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.