Принципы организации музеев массовой сети

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ

3.1. Классификация отражает отнесение музеев к определенному типу, профилю, статусу и категории.

Тип музея определяется характером общественного использования. По этому признаку музеи распределяются на три основных типа: научно-просветительские, научные и учебные.

3.2. Профиль музея определяется связью с определенной областью знаний, искусства или производства (или их совокупностью).

Основные профильные группы музеев следующие: исторические, литературные, естественнонаучные, искусствоведческие и комплексные.

Внутри каждой группы происходит дальнейшая профилизация музеев, отражающая внутреннюю специализацию науки, искусства и производства.

Архитектурная типология представляется более общей, чем тематическое разнообразие музеев. С архитектурной точки зрения мемориальные музеи, например, имеют много общего вне зависимости от их профиля. С точки зрения архитектурного проектирования, они разделяются на здания с сохраняющейся мемориальностью обстановки, здания с дополнительными помещениями для поясняющей экспозиции, новые здания музеев.

Типологический ряд мемориальных музеев включает: музей-памятник, комплекс мемориальных сооружений, комплекс памятника с новым зданием для поясняющей экспозиции, диорамы и панорамы.

Среди исторических музеев особое место занимают военно-патриотические музеи. По своей тематической и архитектурной направленности они могут быть объединены в 6 групп: музеи Великой Отечественной войны; музеи героической защиты городов и мест, военно-исторических событий; интернационального сотрудничества; партизанской, народной и комсомольской славы; мемориальные; памятники-музеи.

Для архитектурной классификации военно-патриотических музеев 1 - 4-й групп существенное значение имеет комплексный характер экспозиции; развитый состав помещений, включающий зоны для постоянной экспозиции, временных выставок и лекций, фондохранилища, мастерские и лаборатории, административные, подсобные и хозяйственные помещения.

Исторические музеи подразделяются на три группы, характеризующие задачи архитектурного проектирования: новые здания и комплексы, сохраняемые (восстановленные) места и представляющие сочетание новых сооружений с существующими.

Наиболее значительные в архитектурном отношении - мемориальные комплексы. Общепринятое понимание музея как хранителя подлинных экспонатов и место их показа здесь переакцентировано: на первое место выделяется не показ музейными средствами, а создание памятника архитектурно-художественными средствами. Важную роль в архитектурно-пространственном формировании ансамбля имеет природное окружение, сохраняемая или создаваемая среда, в которую включается комплекс.

Учитывая ярко выраженную специфику, музеи науки и техники могут быть выделены по архитектуре в самостоятельную группу.

Наибольшее распространение в практике проектирования получили художественные и историко-краеведческие музеи.

3.3. По статусу музеи разделяются на государственные и работающие на общественных началах.

3.4. Категория музея определяется величиной фондов и количеством посещений.

При установлении категории музея учитываются качественные показатели коллекции и посещаемости, которые могут не совпадать с указанными в табл. 2.

Таблица 2

Показатели деятельности Категория музея
I II III IV V
Посещаемость музея в год, тыс. чел. 400 и более 150 - 400 100 - 150 20 - 100 10 - 20
Количество единиц хранения, тыс. 150 и более 75 - 150 30 - 75 10 - 30 2 - 10

3.5. Музеи подразделяются по организационному признаку на центральные, осуществляющие научно-методическое руководство своей группой; головные, имеющие сеть филиалов; музеи на правах филиалов и отделов (секторов); самостоятельные музеи.

4.1. Решающими факторами, определяющими величину музея, являются количество, состав фондов и динамика поступлений.

4.2. За основу расчета площадей музеев принимается экспозиционная площадь, которая, как правило, составляет половину общей площади музея (45 - 55 %). Для всех профилей музеев, кроме мемориальных, характерна следующая закономерность в распределении экспозиционных площадей в различных по величине городах: с ростом численности населения города показатели площади на 1 тыс. жителей уменьшаются.

Такой же характер носит зависимость количества посещений в городах с различной численностью населения: чем меньше город, тем большее количество посещений на 1 тыс. жителей в год. Обратная зависимость имеет место в распределении экспонатов в экспозиции и фондах.

4.3. Распределение экспозиционной площади музеев для городов различной величины (табл. 3) может быть рекомендовано как ориентировочное, требующее корректировки с учетом специфики данного города, коллекции и т.д.

4.4. Принципы организации музеев массовой сети приведены в табл. 4.

Таблица 3

Музеи Группы городов по численности населения Экспозиционная площадь, 1 м2 Экспозиционная площадь на 1 тыс. жителей Количество посещений на 1 тыс. жителей в год Количество экспонатов экспозиции на 1 м2 залов Количество экспонатов фонда на 1 м2 площади
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ Крупнейшие 2500 - 2000 2,5 0,3 5,5  
Крупные   4,5 0,4    
Большие     0,6 4,5  
Средние   12,5 0,9    
Малые     1,2 3,9  
ИСТОРИЧЕСКИЕ Крупнейшие 2500 - 2000 2,2 0,3    
Крупные   3,8 0,5    
Большие     0,7 3,5  
Средние     0,8 3,2  
Малые     1,75    
ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЕ -     0,2    
ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЕ     0,43 - 26,85 0,06 - 12,8 2,7  
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ Крупнейшие   1,3 0,14 0,7  
Крупные     0,3 0,85  
Большие   5,5 0,4    
Средние   7,5 0,6 1,3  
Малые     2,6 1,75  
Примечание. Численность населения для определения группыгородов: более 500 тыс. чел. - города крупнейшие; от 250 до 500 " " - " крупные; " 100 " 250 " " - " большие; " 50 " 100 " " - " средние; " 50 " " - " малые.

Таблица 4

№ п.п. Музеи массовой сети Принципы размещения
1. Комната боевой и трудовой славы, музей на общественных началах Организуется в основном на общественных началах в районных, городских и сельских домах культуры, библиотеках, в школах, на предприятиях и в организациях
2. Народный музей Организуется на базе лучших музеев на общественных началах, комнат боевой и трудовой славы в соответствии с «Типовым положением о музее, работающем на общественных началах»
3. Окружной, районный, городской исторический, краеведческий, естественнонаучный музей (филиал централизованной музейной системы - ЦМС) Организуется в населенных пунктах с числом жителей не менее 5 тыс. чел. и числом экспонатов не менее 1000 (основной фонд)
4. Мемориальный музей любого профиля (филиал ЦМС) Организуется на базе мемориальных комплексов (усадеб, домов, квартир и т.п.), связанных с жизнью и деятельностью выдающихся политических деятелей, деятелей науки, техники, культуры и искусства
5. Историко-архитектурный, историко-художественный, археологический музей и музей-заповедник (филиал ЦМС) Организуется на базе комплекса памятников архитектуры, культуры, искусства, археологии, представляющих особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность
6. Музей прикладного искусства Организуется в местах сосредоточения народных художественных промыслов
7. Республиканский (АССР), краевой, областной, окружной краеведческий, исторический музей (головной музей ЦМС) В центре каждой автономной республики, края, области, автономной области, национального округа
8. Республиканский (АССР), краевой, областной, окружной, городской художественный музей В центре каждой автономной республики, края, области, а также в городах, обладающих коллекцией художественных произведений
9. Выставочный зал Не менее одного в центре каждой автономной республики, края, области, национального округа, а также в городах с населением более 100 тыс. чел.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: