Требования к уровню освоения курса
Требования к уровню освоения курсаопределяются изучением предмета теориигосударства и права как методологической науки, умением оперировать категориальнымаппаратом юридической науки и решать вопросы проблемного характера в сфереразличных правоотношений. В ходе семинарских занятий и подготовки к зачету и экзаменустуденты должны приобрести навыки самостоятельной работы с правовым материалом, слитературными источниками и научиться грамотно излагать свои мысли.
Для глубокого усвоения материала важно сочетание аудиторных занятий с самостоятельной работой студентов с литературой и нормативным материалом.
Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, на которых излагаются основы знаний по определенной теме. К видам учебных занятий относятся и практические занятия, на которых закрепляется основной теоретический материал. Усвоение курса предполагает также систематическое выполнение студентами самостоятельной работы.
Формами итогового контроля являются зачет и экзамен.
Результаты экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»; результаты зачета –«зачтено», «не зачтено». При определении критерия выставления оценок учитываются объем, глубина знаний, аргументированность и доказательность, а также общий кругозор студента. Немаловажное значение должно иметь умение давать формулировки и определения понятий и терминов, делать логические выводы.
Тема: государство и экономика.
Задачи:
1. Образовательная:
Преподнести знания об основных политических идеологиях современного общества. Научиться отличать системные идеологии от маргинальных.
2. Развивающая:
Научить сравнивать различные понятия, обобщать и группировать явления в соответствии с выявленными критериями.
3. Воспитательная:
Получение представлений о допустимом политическом поведении, правилах гражданской активности.
План урока:
| Этапы | Основное содержание | Рекомендуемые формы и методы | Средства обучения | Время (мин) |
| I. Организационный момент | 1. Взаимное приветствие учителя и учеников 2. Проверка наличия личного состава | Опрос старосты | ||
| II. Проверка домашнего задания | Самостоятельная работа | |||
| III. Изучение нового материала | [На примере банковской и в целом кредитной системы видно, что при даже самой свободной экономике государство играет решающую роль: издает деньги, заставляет вкладываться в ЦБ, может за счёт эмиссии менять положение субъектов рынка, делать их богаче или беднее. На сегодняшний день ни одна политическая (какие мы знаем?) не может смешанной экономики]
![]() Кризис 1929 г. падение пр-ва;
безработица;
1936 г. – Дж.М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег»:
1. Необходимость регулирования экономики государством из-за неизбежности негативных последствий стихийного рынка;
[монополизм и кризис перепроизводства]
2. Безработица ликвидируется за счёт активной финансовой политики государства – стимулирования спроса;
[дать людям деньги, чтобы купить товары – и нужно было производить новые]
Государственное регулирование экономики – система законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых правомочными государственными и общественными учреждениями с целью стабилизации экономики в меняющихся условиях.
Экономические функции современного государства:
1. Организация денежного обращения и финансово-кредитной сферы;
2. Обеспечение социально-экономических прав человека:
а) пособие по безработице;
[кто не работает – но хочет найти работу]
б) минимальный размер оплаты труда;
[привязки штрафов к нему]
в) человеческие условия труда;
(Трудовой кодекс: 8-часовой рабочий день, обеденный перерыв, отпуск, техника безопасности, оплата сверхурочных, профсоюз)
[Все это дала ВОСР. Встал выбор – либо социализм, либо кейнсианство]
3. Развитие инновационных (нанотехнологичных) областей экономики:
а) проведение научных исследований;
б) инвестиции в передовые технологии с неясными перспективами спроса;
в) инвестиции в фундаментальные научные разработки;
4. Профилактика болезней свободного рынка:
а) монополизма;
б) инфляции;
[В целом зависит от опасности фазы. Чем острее ситуация – тем активней регулирование. Поэтому, как правило, если о проблеме не заявляется – то её вроде как и нет.
С другой стороны, государство помогает восстановить баланс между различными слоями, чтобы общество оставалось монолитным. Что является основным институтом государственного и общественного развития? Нация. Как поляки не захотели дружить с Лениным]
Группы методов госрегулирования экономики:
1. Правовые методы – принятие НПА, упорядочивающих взаимоотношения субъектов рынка.
а) антимонополизм;
б) поддержка мелкого и среднего бизнеса;
[откаты, административный ресурс и т.д. на местах]
2. Финансово-экономические методы – перераспределение финансовых потоков:
а) налоги;
[снижение или повышение темпов производства]
б) кредитно-денежная политика;
[ставка ссудного процента]
в) социальные выплаты;
3. Таможенные пошлины – налог на товары, ввозимые за границей;
Импорт – ввоз товара;
Экспорт – вывоз товара;
[эмигрант-иммигрант;
национал-социализм – не предмет для экспорта;
экспорт революции]
Протекционизм - Фритрейд (ерство);
[протекционизм применяется в случае слабости, периода первоначального накопления.
Сильная экономика защищает фритрейд. Американская «политика открытых дверей и равных возможностей» в Китае.
То есть здесь вопрос освоения и дележа конкретного рынка]
4. Реализация государственного сектора экономики;
Госсектор – элемент национальной экономики, результат строительства государством хозяйствующих субъектов и выкупа частных активов;
Активы:
а) предприятия;
б) недвижимость;
в) пакеты акций;
г) отрасли экономики;
5. Национализация и приватизация;
Национализация – переход хозяйственного объекта из частной собственности в государственную;
а) в кризисных и депрессивных элементах экономики государство на своих предприятиях обновляет основные фонды для реорганизации экономического механизма (конкурентоспособность продукции и занятость);
[элемент: предприятие, сфера, период, период в сфере и т.д.
Повышение рентабельности. Например, в энергетике с угля на нефть с более высоким КПД и т.д.]
б) если государство восстанавливает элемент экономики, то он приватизируется;
Приватизация – переход хозяйственного объекта из государственных рук в частные;
6. Государственная экономическая программа – комплекс целей и средств развития экономики в установленный период;
[планирование индикативное и директивное]
Виды программ:
а) обычные;
б) чрезвычайные (том числе превентивные) – осуществляются в критические периоды;
Важным условием гармоничного развития экономики является не только не переходить границы командно-административных мер управления экономикой [тотальная национализация, оторванность от нужд рынка], но и выдерживать финансово-экономические требования [чрезмерная эмиссия, ослабление хватки в отношении монополий, перекос в сторону какого-то класса]. Перекосы в обе стороны имеют последствиями инфляцию и безработицу из-за утраты стимулов к развитию участков экономического пространства.
| 1. Лекция преподавателя; 2. Магнитные карточки на доске; | 1. Учебник; 2. Тетрадь с конспектами; 3. Магнитные карточки; | |
| III. Оглашение итогов и домашнего задания | 1. Назвать оценки за работу на уроке и критерии оценивания; 2. Домашнее задание: а) записи в тетради; б) § 44; |

Кризис 1929 г. падение пр-ва;
безработица;
1936 г. – Дж.М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег»:
1. Необходимость регулирования экономики государством из-за неизбежности негативных последствий стихийного рынка;
[монополизм и кризис перепроизводства]
2. Безработица ликвидируется за счёт активной финансовой политики государства – стимулирования спроса;
[дать людям деньги, чтобы купить товары – и нужно было производить новые]
Государственное регулирование экономики – система законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых правомочными государственными и общественными учреждениями с целью стабилизации экономики в меняющихся условиях.
Экономические функции современного государства:
1. Организация денежного обращения и финансово-кредитной сферы;
2. Обеспечение социально-экономических прав человека:
а) пособие по безработице;
[кто не работает – но хочет найти работу]
б) минимальный размер оплаты труда;
[привязки штрафов к нему]
в) человеческие условия труда;
(Трудовой кодекс: 8-часовой рабочий день, обеденный перерыв, отпуск, техника безопасности, оплата сверхурочных, профсоюз)
[Все это дала ВОСР. Встал выбор – либо социализм, либо кейнсианство]
3. Развитие инновационных (нанотехнологичных) областей экономики:
а) проведение научных исследований;
б) инвестиции в передовые технологии с неясными перспективами спроса;
в) инвестиции в фундаментальные научные разработки;
4. Профилактика болезней свободного рынка:
а) монополизма;
б) инфляции;
[В целом зависит от опасности фазы. Чем острее ситуация – тем активней регулирование. Поэтому, как правило, если о проблеме не заявляется – то её вроде как и нет.
С другой стороны, государство помогает восстановить баланс между различными слоями, чтобы общество оставалось монолитным. Что является основным институтом государственного и общественного развития? Нация. Как поляки не захотели дружить с Лениным]
Группы методов госрегулирования экономики:
1. Правовые методы – принятие НПА, упорядочивающих взаимоотношения субъектов рынка.
а) антимонополизм;
б) поддержка мелкого и среднего бизнеса;
[откаты, административный ресурс и т.д. на местах]
2. Финансово-экономические методы – перераспределение финансовых потоков:
а) налоги;
[снижение или повышение темпов производства]
б) кредитно-денежная политика;
[ставка ссудного процента]
в) социальные выплаты;
3. Таможенные пошлины – налог на товары, ввозимые за границей;
Импорт – ввоз товара;
Экспорт – вывоз товара;
[эмигрант-иммигрант;
национал-социализм – не предмет для экспорта;
экспорт революции]
Протекционизм - Фритрейд (ерство);
[протекционизм применяется в случае слабости, периода первоначального накопления.
Сильная экономика защищает фритрейд. Американская «политика открытых дверей и равных возможностей» в Китае.
То есть здесь вопрос освоения и дележа конкретного рынка]
4. Реализация государственного сектора экономики;
Госсектор – элемент национальной экономики, результат строительства государством хозяйствующих субъектов и выкупа частных активов;
Активы:
а) предприятия;
б) недвижимость;
в) пакеты акций;
г) отрасли экономики;
5. Национализация и приватизация;
Национализация – переход хозяйственного объекта из частной собственности в государственную;
а) в кризисных и депрессивных элементах экономики государство на своих предприятиях обновляет основные фонды для реорганизации экономического механизма (конкурентоспособность продукции и занятость);
[элемент: предприятие, сфера, период, период в сфере и т.д.
Повышение рентабельности. Например, в энергетике с угля на нефть с более высоким КПД и т.д.]
б) если государство восстанавливает элемент экономики, то он приватизируется;
Приватизация – переход хозяйственного объекта из государственных рук в частные;
6. Государственная экономическая программа – комплекс целей и средств развития экономики в установленный период;
[планирование индикативное и директивное]
Виды программ:
а) обычные;
б) чрезвычайные (том числе превентивные) – осуществляются в критические периоды;
Важным условием гармоничного развития экономики является не только не переходить границы командно-административных мер управления экономикой [тотальная национализация, оторванность от нужд рынка], но и выдерживать финансово-экономические требования [чрезмерная эмиссия, ослабление хватки в отношении монополий, перекос в сторону какого-то класса]. Перекосы в обе стороны имеют последствиями инфляцию и безработицу из-за утраты стимулов к развитию участков экономического пространства.






