Вопросы происхождения права и государства
Освещение отдельных тем по общей теории права и государства
Общая картина происхождения государства и права дана в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она и сегодня пригодна для чтения, а главу IX «Варварство и цивилизация» следует прочесть особенно внимательно, поскольку там содержатся основополагающие выводы. Сегодня они частично устарели, частично оказались неверными, некоторые дискуссионны. Это и неудивительно. Этнография расширила и углубила свои исследования, дала новый материал, обогативший наши познания. Разве в естественных науках не уточнялись и не развивались соответствующие теории? Кстати, участь критического переосмысления постигла не только марксистскую теорию происхождения государства и права, но не в меньшей степени и другие: теологическую, патриархальную, органическую, психологическую, договорную, теорию насилия.
Следует иметь в виду, что:
1. Марксизм основывался на изучении трех классических форм возникновения государства в Афинах, Риме и у древних германцев. Сегодня одна только Африка дает обильный материал для коррекции идей.
|
|
2. В угоду политическим интересам марксизм подчеркивал преимущественно классовый характер государства и права, возводил его в непререкаемую общую закономерность. Между тем так называемый восточный (азиатский) путь формирования государственности показывал, какое огромное значение имели общие интересы, выполнение «общих дел».
3. Тот же азиатский путь свидетельствует о появлении права и государства в рамках и на основе общественной и государственной собственности, в то время как марксисты настаивали на обусловленности государственно-правовых форм частной собственностью.
4. Процессы формирования права серьезно связаны с развитием семейно-брачных отношений, что нашей наукой учитывается еще не в полной мере.
Раскрытие вопросов соотношения общества и государства, общества и права, права и государства требует учесть относительную самостоятельность каждого из них. Особенно это относится к государству.
Следует иметь в виду, что одностороннее освещение проблемы приводит к искажению роли государства, когда в одном случае оно представляется марионеткой, куклой в игре внешних, социально-экономических условий, а в другой – государство видится самодовлеющей, абсолютной и независимой силой. Истина посередине – государство относительно самостоятельно.
Государство относительно самостоятельно по отношению к экономике и обществу (классам, классовой борьбе). Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием.
|
|
Может показаться, что признание относительной самостоятельности политических, юридических, идеологических форм означает поход против признания несомненной зависимости сознания от бытия, против признания определяющей роли базиса в развитии надстройки.
В признании государства относительно самостоятельным нет ни того, ни другого. Речь идет о независимости некоторых сторон общественной жизни от других ее сторон, о независимости, которая сама является объективной реальностью. А первенство и главенство одной из сторон, как мы видим, как раз четко отражены в понятии относительной самостоятельности.
Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает, таким образом, прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии. В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об абсолютной, а об относительной самостоятельности государства. Понятие «относительная самостоятельность государства» призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.
Обратное влияние государства на общество (даже самое активное, даже чрезвычайное) мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности. Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными последствиями. Об этом говорит хотя бы попытка советского государства после Октября 1917 года подняться над уровнем экономической и социальной отсталости страны.
Относительная самостоятельность государства по отношению к экономическому базису проявляется в основном двояким образом. Государство, следуя в принципе экономическим законам, имеет свои логические закономерности и свои этапы развития, не всегда совпадавшие с изменениями экономической структуры.
Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности. При этом можно говорить об обычной и чрезмерной относительной самостоятельности государства. Чрезмерная относительная самостоятельность наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы. Чем больше деятельность государства не соответствует экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью воздействует на экономику, тем меньше его обычная самостоятельность, ибо только овладение экономическими законами, использование их и сближение с экономической сферой позволяет достигнуть в этой области положительных результатов.