Государство, право и общество

Вопросы происхождения права и государства

Освещение отдельных тем по общей теории права и государства

Общая картина происхождения государства и права дана в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она и сегодня пригодна для чтения, а главу IX «Варварство и цивилизация» следует прочесть особенно внимательно, поскольку там содержатся основополагающие выводы. Сегодня они частично устарели, частично оказались неверными, некоторые дискуссионны. Это и неудивительно. Этнография расширила и углубила свои исследования, дала новый материал, обогативший наши познания. Разве в естественных науках не уточнялись и не развивались соответствующие теории? Кстати, участь критического переосмысления постигла не только марксистскую теорию происхождения государства и права, но не в меньшей степени и другие: теологическую, патриархальную, органическую, психологическую, договорную, теорию насилия.

Следует иметь в виду, что:

1. Марксизм основывался на изучении трех классических форм возникновения государства в Афинах, Риме и у древних германцев. Сегодня одна только Африка дает обильный материал для коррекции идей.

2. В угоду политическим интересам марксизм подчеркивал преимущественно классовый характер государства и права, возводил его в непререкаемую общую закономерность. Между тем так называемый восточный (азиатский) путь формирования государственности показывал, какое огромное значение имели общие интересы, выполнение «общих дел».

3. Тот же азиатский путь свидетельствует о появлении права и государства в рамках и на основе общественной и государственной собственности, в то время как марксисты настаивали на обусловленности государственно-правовых форм частной собственностью.

4. Процессы формирования права серьезно связаны с развитием семейно-брачных отношений, что нашей наукой учитывается еще не в полной мере.

Раскрытие вопросов соотношения общества и государства, общества и права, права и государства требует учесть относительную самостоятельность каждого из них. Особенно это относится к государству.

Следует иметь в виду, что одностороннее освещение проблемы приводит к искажению роли государства, когда в одном случае оно представляется марионеткой, куклой в игре внешних, социально-экономических условий, а в другой – государство видится самодовлеющей, абсолютной и независимой силой. Истина посередине – государство относительно самостоятельно.

Государство относительно самостоятельно по отношению к экономике и обществу (классам, классовой борьбе). Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием.

Может показаться, что признание относительной самостоятельности политических, юридических, идеологических форм означает поход против признания несомненной зависимости сознания от бытия, против признания определяющей роли базиса в развитии надстройки.

В признании государства относительно самостоятельным нет ни того, ни другого. Речь идет о независимости некоторых сторон общественной жизни от других ее сторон, о независимости, которая сама является объективной реальностью. А первенство и главенство одной из сторон, как мы видим, как раз четко отражены в понятии относительной самостоятельности.

Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает, таким образом, прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии. В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об абсолютной, а об относительной самостоятельности государства. Понятие «относительная самостоятельность государства» призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.

Обратное влияние государства на общество (даже самое активное, даже чрезвычайное) мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности. Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными последствиями. Об этом говорит хотя бы попытка советского государства после Октября 1917 года подняться над уровнем экономической и социальной отсталости страны.

Относительная самостоятельность государства по отношению к экономическому базису проявляется в основном двояким образом. Государство, следуя в принципе экономическим законам, имеет свои логические закономерности и свои этапы развития, не всегда совпадавшие с изменениями экономической структуры.

Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности. При этом можно говорить об обычной и чрезмерной относительной самостоятельности государства. Чрезмерная относительная самостоятельность наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы. Чем больше деятельность государства не соответствует экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью воздействует на экономику, тем меньше его обычная самостоятельность, ибо только овладение экономическими законами, использование их и сближение с экономической сферой позволяет достигнуть в этой области положительных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: