Какие существуют теории происхождения государства?

Таблица. Роль государства в жизни общества

Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом).

Видимой самостоятельности государства способствуют политические противоречия групп и фракций внутри господствующего класса или между различными классами. Независимость от одних и зависимость от других групп, временное возвышение над интересами борющихся классов – таковы результаты подобной ситуации. В зависимости от того, чьи интересы правящая группа (государство) ставит на первое место, ученые различают обычную относительную самостоятельность государства и исключительную (необычную, «чрезмерную»). Первая означает, что государство, служа, прежде всего интересам уполномочившего его класса (классов, общества), обеспечивает и свои интересы. При исключительной относительной самостоятельности государство, удовлетворяя своим интересам, служит тем самым интересам господствующего класса (общества).

В отличие от проявлений относительной самостоятельности государства в целом, существует особая форма самостоятельности внутригосударственной. Речь идет о тех случаях, когда «самостоятельность» приобретают отдельные звенья государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.

Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти. Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.

И в буржуазных, и в социалистических государствах наблюдалось анализируемое явление в процессе министерилизации, когда правительственные учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной власти.

Многое из того, что сказано об относительной самостоятельности государства, относится и к праву. В особенности если иметь в виду понятие относительной самостоятельности определенного явления, если смотреть на право через призму законодательства, если функции последнего уподоблять функциям государства. Вместе с тем законодательство является специфическим феноменом. Это не тот живой организм, всякий раз меняющийся, с постоянно сталкивающимися политическими интересами, личными интересами должностных лиц. Законодательство воплощает статическую волю государства, проявленную на момент принятия соответствующего акта.

Прежде всего, следует вести речь об относительной самостоятельности права по отношению к государству. В учебной теме о соотношении права и государства, а также в теме о правовом государстве раскрывается определяющая роль права в организации и деятельности государства. Право предшествует государству и выполняет по отношению к нему главенствующую роль. Следовательно, речь в таком случае должна идти скорее об относительной самостоятельности государства по отношению к праву. И в том, что законодательство не всегда соответствует праву, как раз и проявляется обычная относительная самостоятельность, а в том, что иногда в закон вводится произвол, усматривается относительная самостоятельность чрезмерного характера. Только одно пояснение к сказанному: обычная относительная самостоятельность – естественное явление и, следовательно, там, где государство сознательно, намеренно игнорирует право в ходе законотворчества, будет уже «чрезвычайная» относительная самостоятельность.

Относительная самостоятельность законотворчества по отношению к экономике проявляется естественно, по мере того, насколько рассогласованы требования юридических и экономических законов. Законы начинают жить своей жизнью, а экономика своей – теневой.

Относительная самостоятельность законодательства по отношению к воле общества или воле правящих классов также проявляется в связи с естественной способностью законов к устареванию. На какой-то момент нарушается гармония воли, выраженной в законе, и воли общества, класса, группы. Но в силу разных причин воля исторического законодателя (воля закона) может входить в противоречие с волей новых законодателей. В условиях рассогласования интересов и воль начинают заявлять о себе собственные закономерности действия законов и закономерности социальной жизни.

Одной из сторон проявления относительной самостоятельности права является его взаимодействие с иными социальными нормами – обычаями, моралью, нормами общественных организаций. Здесь имеет место и взаимовлияние, и расхождение между нормами, и собственные закономерности развития.

Государство и его формы

Из курса истории Древнего мира вам известно о наиболее ранних зако­нодательных памятниках*: Законах Хаммурапи в Междуречье, Законах Две­надцати таблиц в Древнем Риме, Законах Ману в Древней Индии. Появление этих ранних законодательных актов явилось принципиально новым перио­дом в развитии правоотношений между людьми. Более того, долгое время в науке даже господствовала теория, согласно которой до возникновения го­сударства и законов в отношениях между людьми царил полный произвол.

Однако это не так. Существовавшие до появления законов социальные нормы (обычаи, традиции, мораль) жестко устанавливали правила поведения людей в различных ситуациях. Ими же определялись права и обязанности каждого человека. Более того, задолго до появления законов многие из дей­ствующих норм перестали быть только устным преданием. Так, в Древней Ин­дии еще до возникновения Законов Ману имелись сборники фиксированных письменных правовых норм. Эти сборники содержали изложенные в произ­вольной форме поучения и рекомендации по разным правовым вопросам. Правда, тексты данных сборников не устанавливали каких-либо обязательных правил, за нарушение которых предусматривались бы санкции. Таким обра­зом, древнейшие законы исходной точкой в истории развития права не явля­лись. Они были лишь звеном в цепи эволюции правоотношений людей.

Что такое государство и каковы его признаки? Появление законов могло произойти только в результате серьезных изменений в общественной жизни. Должна была образоваться сила, которая из многочисленных и разно­образных социальных норм могла бы сформировать единые, обязательные для всех правила. Такой силой стало государство. Государство — это особая система организации человеческого общества, основной целью которой яв­ляется защита интересов всех людей, проживающих на его территории (граж­дан государства), и в первую очередь — социальной группы, находящейся у власти. При этом под властью принято понимать организующую силу, ко­торая обеспечивает способность определенной социальной общности — ро­да, класса, народа — подчинять своей воле других людей, используя для это­го различные методы, в том числе и принуждение.

Первые государства возникли в 1У-1П тысячелетиях до н. э. на Древнем Востоке. Причины, вызвавшие их появление, были самые разнообразные. К ним можно отнести: необходимость создания и поддержания в рабочем со­стоянии крупных ирригационных сооружений; оборону внешних границ; контроль над покоренным населением и т. д. Однако любая из этих причин для возникновения государства являлась недостаточной. Для этого необхо­димо, чтобы в жизни людей произошли более серьезные перемены.

Государство или личность в большей степени заинтересованы в установ­лении единых норм поведения в обществе?

Любое государство во всякий период истории имеет несколько общих от­личительных признаков.

Признаки государства   Значение признака для общества   Возможные последствия отсутствия признака  

Во-первых, суверенитет. Это неотъемлемое право государства самосто­ятельно решать свои внутренние и внешнеполитические проблемы теми спо­собами и методами, которые наиболее полно соответствуют его интересам.

Во-вторых, наличие аппарата власти и управления. Это особо орга­низованная иерархическая группа людей, занятых исключительно вопросами управления: выработкой законов и наблюдением за их исполнением, реше­нием проблем, возникающих как с соседними государствами, так и с отдель­ными группами граждан внутри страны.

В-третьих, наличие аппарата принуждения (публичной власти). Как явствует из самого названия, целью существования данного аппарата яв­ляется борьба с нарушением действующих законов, реализуемая в интересах государства и общества. %

В-четвертых, территориальная организация. Каждое государство имеет территорию, на которой действуют его законы и распространяются суве­ренные права. До появления государств социальные нормы определялись про­исхождением человека, его родственной связью с той или иной социальной группой. Поэтому неслучайно любой человек, где бы он ни находился, всегда стремился следовать социальным нормам своей группы. С возникновением го­сударств и законов решающее значение приобретают уже не происхождение или родственные связи человека, а место его постоянного жительства.

В-пятых, налоговые сборы. Для функционирования государства и осу­ществления им своих функций необходимо, чтобы население страны или некоторые его группы передавали часть своего дохода в виде налоговых отчис­лений в государственную казну.

Как видно из приведенных выше признаков государства, необходимым условием его функционирования является наличие особой группы людей, не задействованных в хозяйственной деятельности, т. е. ничего не производя­щих. Чиновник, страж порядка, сборщик налогов, солдат немыслимы в об­ществе, где идет каждодневная борьба за существование. Таким образом, ос­новной и общей предпосылкой для образования всех государств выступает появление прибавочного продукта или излишков, составляющих основу эко­номического богатства и благосостояния всего общества.

Неслучайно первые государства возникли в тропическом поясе Северно­го полушария, где благоприятные климатические условия облегчали людям борьбу за выживание и существование. Основные занятия древнего челове­ка — охота и собирательство здесь не только давали достаточное количество пищи, но и позволили начать постепенный переход к более сложным формам хозяйства. На их основе зарождаются и постепенно развиваются новые для человека занятия — земледелие и скотоводство. Производящее хозяйство, в отличие от присваивающего, существенно уменьшает зависимость челове­ка от природы. Оно не только гарантированно обеспечивало потребности людей в пище, одежде и прочих жизненно необходимых вещах, но и превы­шало их. Благодаря этим экономическим изменениям в Междуречье, Египте, Китае возникли первые государственные образования.

Вопрос:

Почему возникновение государства и права связывают с усложнением хозяйственной деятельности человека? *

'

Таблица. Основные теории происхождения государства

Название теории   Автор(ы)   Краткое содержание теории  
Патриархальная   Аристотель (384-322 дон. э.) Н.К. МихайловсКИЙ (1842-1904) Государство является наилучшей формой достижения общественно­го блага. Это своеобразная раз­росшаяся семья, в которой прави­тель исполняет роль сурового, но справедливого отца (патриарха), управляющего и наказывающего своих детей (подданных) для их же блага  
Теологическая   Фома Аквинский (1225/1226-1274)   Государство является проявлением божественной воли, практическим во­площением власти Бога на земле. Та­ким образом, любая светская власть производна от власти церковной  
Договорная Т. Гоббс (1588-1679) Дж. Локк (1632-1704) Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)   Государство возникло в результате заключения общественного договора о правилах совместного проживания. В результате чего часть людей получи­ла право управлять всеми остальными и при этом защищать общие интересы  
Патримониальная   Жозеф де Местр (1753-1821)   Государство произошло от права собственности на землю (патримо-ниум). Из права владения землей власть автоматически распространя­ется на людей, проживающих на данной земле  
Органическая   Г. Спенсер < (1820-1903) Р. Вормс (1869-1926) П.Ф. Лилиен-фельд (1829-1903)   Государство — это биологический организм, в котором правительство выполняет функцию мозга, управля­ет всем организмом (подданными). Государство подобно живому орга­низму рождается, растет, стареет и умирает. Выживают только силь­ные государства в процессе естест­венного отбора, войн, борьбы  
Социально-экономическая   К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895) В.И.Ленин (1870-1924)   Возникновение государства — это результат изменений социально-эко­номических отношений. В экономи­ческой сфере они заключаются в из­менении и усовершенствовании спо­собов производства, а в социаль­ной — в возникновении классов и начале борьбы между ними  
Теория насилия   Е. Дюринг (1833-1921) Л. Гумплович (1838-1909) К. Каутский (1854-1938)   Государство возникло в результате насилия, т. е. путем завоевания сла­бых племен более сильными, вынос­ливыми и организованными  
Психологическая   Л.И. Петражицкий (1867-1931)   Возникновение государства связа­но со свойствами человеческой пси­хики, потребностью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием пове­левать и подчиняться Какую роль в современных общественных отношениях может играть вопрос о происхождении государства? Оказывает ли он влияние на развитие права?  

Каковы формы государства? В курсе истории и обществознания неод­нократно говорилось о форме государства. Обобщим основные положения о формах государства в виде схемы.

    Форма государства — указывает, как организовано и функционирует государство      
    '   1)   ')        
Форма правления       Форма государственно-       Политический режим  
(определяет, кому       территориального       (определяет  
..ринадлежит власть,       устройства       совокупность методов  
т. е. это способ организации       (определяет соотношение       и способов осуществления  
верховной государственной власти)       государства в целом и его отдельных частей)       в стране государственной власти и управления)  
    '   )   \   ч      
Монархия           Унитарное       Тоталитарный  
-Абсолютная       государство       режим  
-Дуалистическая                              
-Парламентская       Федеративное       Авторитарный  
Республика       государство       режим  
-Президентская                              
-Парламентская       Конфедеративное       Демократический  
-Смешанная       государство       режим  
         

Опираясь на схему, приведите примеры государств, имеющих ту или иную форму правления, то или иное государственное устройство, тот или иной политический режим.

1. Прочитайте испанское изречение: «По мне всякая форма правления хо­роша, лишь бы мне перепала моя доля от бюджета». Согласны ли вы с по­добной позицией? 3. Какие формы правления представлены на рисунках? Какая форма правления больше всего нравится вам? Почему? 4. Прочи­тайте высказывание немецкого философа И.Г. Фихте: «Государственное устройство известной эпохи есть результат ее прежних судеб». Какой смысл заложен мыслителем в это изречение?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: