Таблица. Роль государства в жизни общества
Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом).
Видимой самостоятельности государства способствуют политические противоречия групп и фракций внутри господствующего класса или между различными классами. Независимость от одних и зависимость от других групп, временное возвышение над интересами борющихся классов – таковы результаты подобной ситуации. В зависимости от того, чьи интересы правящая группа (государство) ставит на первое место, ученые различают обычную относительную самостоятельность государства и исключительную (необычную, «чрезмерную»). Первая означает, что государство, служа, прежде всего интересам уполномочившего его класса (классов, общества), обеспечивает и свои интересы. При исключительной относительной самостоятельности государство, удовлетворяя своим интересам, служит тем самым интересам господствующего класса (общества).
|
|
В отличие от проявлений относительной самостоятельности государства в целом, существует особая форма самостоятельности внутригосударственной. Речь идет о тех случаях, когда «самостоятельность» приобретают отдельные звенья государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.
Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти. Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.
И в буржуазных, и в социалистических государствах наблюдалось анализируемое явление в процессе министерилизации, когда правительственные учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной власти.
Многое из того, что сказано об относительной самостоятельности государства, относится и к праву. В особенности если иметь в виду понятие относительной самостоятельности определенного явления, если смотреть на право через призму законодательства, если функции последнего уподоблять функциям государства. Вместе с тем законодательство является специфическим феноменом. Это не тот живой организм, всякий раз меняющийся, с постоянно сталкивающимися политическими интересами, личными интересами должностных лиц. Законодательство воплощает статическую волю государства, проявленную на момент принятия соответствующего акта.
|
|
Прежде всего, следует вести речь об относительной самостоятельности права по отношению к государству. В учебной теме о соотношении права и государства, а также в теме о правовом государстве раскрывается определяющая роль права в организации и деятельности государства. Право предшествует государству и выполняет по отношению к нему главенствующую роль. Следовательно, речь в таком случае должна идти скорее об относительной самостоятельности государства по отношению к праву. И в том, что законодательство не всегда соответствует праву, как раз и проявляется обычная относительная самостоятельность, а в том, что иногда в закон вводится произвол, усматривается относительная самостоятельность чрезмерного характера. Только одно пояснение к сказанному: обычная относительная самостоятельность – естественное явление и, следовательно, там, где государство сознательно, намеренно игнорирует право в ходе законотворчества, будет уже «чрезвычайная» относительная самостоятельность.
Относительная самостоятельность законотворчества по отношению к экономике проявляется естественно, по мере того, насколько рассогласованы требования юридических и экономических законов. Законы начинают жить своей жизнью, а экономика своей – теневой.
Относительная самостоятельность законодательства по отношению к воле общества или воле правящих классов также проявляется в связи с естественной способностью законов к устареванию. На какой-то момент нарушается гармония воли, выраженной в законе, и воли общества, класса, группы. Но в силу разных причин воля исторического законодателя (воля закона) может входить в противоречие с волей новых законодателей. В условиях рассогласования интересов и воль начинают заявлять о себе собственные закономерности действия законов и закономерности социальной жизни.
Одной из сторон проявления относительной самостоятельности права является его взаимодействие с иными социальными нормами – обычаями, моралью, нормами общественных организаций. Здесь имеет место и взаимовлияние, и расхождение между нормами, и собственные закономерности развития.
Государство и его формы
Из курса истории Древнего мира вам известно о наиболее ранних законодательных памятниках*: Законах Хаммурапи в Междуречье, Законах Двенадцати таблиц в Древнем Риме, Законах Ману в Древней Индии. Появление этих ранних законодательных актов явилось принципиально новым периодом в развитии правоотношений между людьми. Более того, долгое время в науке даже господствовала теория, согласно которой до возникновения государства и законов в отношениях между людьми царил полный произвол.
Однако это не так. Существовавшие до появления законов социальные нормы (обычаи, традиции, мораль) жестко устанавливали правила поведения людей в различных ситуациях. Ими же определялись права и обязанности каждого человека. Более того, задолго до появления законов многие из действующих норм перестали быть только устным преданием. Так, в Древней Индии еще до возникновения Законов Ману имелись сборники фиксированных письменных правовых норм. Эти сборники содержали изложенные в произвольной форме поучения и рекомендации по разным правовым вопросам. Правда, тексты данных сборников не устанавливали каких-либо обязательных правил, за нарушение которых предусматривались бы санкции. Таким образом, древнейшие законы исходной точкой в истории развития права не являлись. Они были лишь звеном в цепи эволюции правоотношений людей.
Что такое государство и каковы его признаки? Появление законов могло произойти только в результате серьезных изменений в общественной жизни. Должна была образоваться сила, которая из многочисленных и разнообразных социальных норм могла бы сформировать единые, обязательные для всех правила. Такой силой стало государство. Государство — это особая система организации человеческого общества, основной целью которой является защита интересов всех людей, проживающих на его территории (граждан государства), и в первую очередь — социальной группы, находящейся у власти. При этом под властью принято понимать организующую силу, которая обеспечивает способность определенной социальной общности — рода, класса, народа — подчинять своей воле других людей, используя для этого различные методы, в том числе и принуждение.
|
|
Первые государства возникли в 1У-1П тысячелетиях до н. э. на Древнем Востоке. Причины, вызвавшие их появление, были самые разнообразные. К ним можно отнести: необходимость создания и поддержания в рабочем состоянии крупных ирригационных сооружений; оборону внешних границ; контроль над покоренным населением и т. д. Однако любая из этих причин для возникновения государства являлась недостаточной. Для этого необходимо, чтобы в жизни людей произошли более серьезные перемены.
Государство или личность в большей степени заинтересованы в установлении единых норм поведения в обществе?
Любое государство во всякий период истории имеет несколько общих отличительных признаков.
Признаки государства | Значение признака для общества | Возможные последствия отсутствия признака |
Во-первых, суверенитет. Это неотъемлемое право государства самостоятельно решать свои внутренние и внешнеполитические проблемы теми способами и методами, которые наиболее полно соответствуют его интересам.
Во-вторых, наличие аппарата власти и управления. Это особо организованная иерархическая группа людей, занятых исключительно вопросами управления: выработкой законов и наблюдением за их исполнением, решением проблем, возникающих как с соседними государствами, так и с отдельными группами граждан внутри страны.
|
|
В-третьих, наличие аппарата принуждения (публичной власти). Как явствует из самого названия, целью существования данного аппарата является борьба с нарушением действующих законов, реализуемая в интересах государства и общества. %
В-четвертых, территориальная организация. Каждое государство имеет территорию, на которой действуют его законы и распространяются суверенные права. До появления государств социальные нормы определялись происхождением человека, его родственной связью с той или иной социальной группой. Поэтому неслучайно любой человек, где бы он ни находился, всегда стремился следовать социальным нормам своей группы. С возникновением государств и законов решающее значение приобретают уже не происхождение или родственные связи человека, а место его постоянного жительства.
В-пятых, налоговые сборы. Для функционирования государства и осуществления им своих функций необходимо, чтобы население страны или некоторые его группы передавали часть своего дохода в виде налоговых отчислений в государственную казну.
Как видно из приведенных выше признаков государства, необходимым условием его функционирования является наличие особой группы людей, не задействованных в хозяйственной деятельности, т. е. ничего не производящих. Чиновник, страж порядка, сборщик налогов, солдат немыслимы в обществе, где идет каждодневная борьба за существование. Таким образом, основной и общей предпосылкой для образования всех государств выступает появление прибавочного продукта или излишков, составляющих основу экономического богатства и благосостояния всего общества.
Неслучайно первые государства возникли в тропическом поясе Северного полушария, где благоприятные климатические условия облегчали людям борьбу за выживание и существование. Основные занятия древнего человека — охота и собирательство здесь не только давали достаточное количество пищи, но и позволили начать постепенный переход к более сложным формам хозяйства. На их основе зарождаются и постепенно развиваются новые для человека занятия — земледелие и скотоводство. Производящее хозяйство, в отличие от присваивающего, существенно уменьшает зависимость человека от природы. Оно не только гарантированно обеспечивало потребности людей в пище, одежде и прочих жизненно необходимых вещах, но и превышало их. Благодаря этим экономическим изменениям в Междуречье, Египте, Китае возникли первые государственные образования.
Вопрос:
Почему возникновение государства и права связывают с усложнением хозяйственной деятельности человека? *
'
Таблица. Основные теории происхождения государства
Название теории | Автор(ы) | Краткое содержание теории |
Патриархальная | Аристотель (384-322 дон. э.) Н.К. МихайловсКИЙ (1842-1904) | Государство является наилучшей формой достижения общественного блага. Это своеобразная разросшаяся семья, в которой правитель исполняет роль сурового, но справедливого отца (патриарха), управляющего и наказывающего своих детей (подданных) для их же блага |
Теологическая | Фома Аквинский (1225/1226-1274) | Государство является проявлением божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. Таким образом, любая светская власть производна от власти церковной |
Договорная | Т. Гоббс (1588-1679) Дж. Локк (1632-1704) Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) | Государство возникло в результате заключения общественного договора о правилах совместного проживания. В результате чего часть людей получила право управлять всеми остальными и при этом защищать общие интересы |
Патримониальная | Жозеф де Местр (1753-1821) | Государство произошло от права собственности на землю (патримо-ниум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на людей, проживающих на данной земле |
Органическая | Г. Спенсер < (1820-1903) Р. Вормс (1869-1926) П.Ф. Лилиен-фельд (1829-1903) | Государство — это биологический организм, в котором правительство выполняет функцию мозга, управляет всем организмом (подданными). Государство подобно живому организму рождается, растет, стареет и умирает. Выживают только сильные государства в процессе естественного отбора, войн, борьбы |
Социально-экономическая | К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895) В.И.Ленин (1870-1924) | Возникновение государства — это результат изменений социально-экономических отношений. В экономической сфере они заключаются в изменении и усовершенствовании способов производства, а в социальной — в возникновении классов и начале борьбы между ними |
Теория насилия | Е. Дюринг (1833-1921) Л. Гумплович (1838-1909) К. Каутский (1854-1938) | Государство возникло в результате насилия, т. е. путем завоевания слабых племен более сильными, выносливыми и организованными |
Психологическая | Л.И. Петражицкий (1867-1931) | Возникновение государства связано со свойствами человеческой психики, потребностью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться Какую роль в современных общественных отношениях может играть вопрос о происхождении государства? Оказывает ли он влияние на развитие права? |
Каковы формы государства? В курсе истории и обществознания неоднократно говорилось о форме государства. Обобщим основные положения о формах государства в виде схемы.
Форма государства — указывает, как организовано и функционирует государство | |||||||
' | 1) | ') | |||||
Форма правления | Форма государственно- | Политический режим | |||||
(определяет, кому | территориального | (определяет | |||||
..ринадлежит власть, | устройства | совокупность методов | |||||
т. е. это способ организации | (определяет соотношение | и способов осуществления | |||||
верховной государственной власти) | государства в целом и его отдельных частей) | в стране государственной власти и управления) | |||||
' | ) | \ | ч | ||||
Монархия | Унитарное | Тоталитарный | |||||
-Абсолютная | государство | режим | |||||
-Дуалистическая | |||||||
-Парламентская | Федеративное | Авторитарный | |||||
Республика | государство | режим | |||||
-Президентская | |||||||
-Парламентская | Конфедеративное | Демократический | |||||
-Смешанная | государство | режим | |||||
Опираясь на схему, приведите примеры государств, имеющих ту или иную форму правления, то или иное государственное устройство, тот или иной политический режим.
1. Прочитайте испанское изречение: «По мне всякая форма правления хороша, лишь бы мне перепала моя доля от бюджета». Согласны ли вы с подобной позицией? 3. Какие формы правления представлены на рисунках? Какая форма правления больше всего нравится вам? Почему? 4. Прочитайте высказывание немецкого философа И.Г. Фихте: «Государственное устройство известной эпохи есть результат ее прежних судеб». Какой смысл заложен мыслителем в это изречение?