double arrow

Современные теории происхождения государства

Власть и управление.

Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе.

Теория государства и права в системе юридических наук.

Систему юридических наук можно представить как пирамиду, разделенной на три уровня. Нижний уровень пирамиды составляют прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, юридическая психология и др.) – науки, непосредственно обслуживающие юридическую практику. Средний уровень пирамиды составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки (наука конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и др.) – науки, изучающие различные отрасли права. Верхний уровень пирамиды составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве (ТГП, ИОГП, ИГПЗС и др.) – фундаментальные теоретико-исторические науки.

По отношению ко всем другим юридическим наукам ТГП является наукой общей, поэтому ее положения и выводы являются отправными, базовыми для других юридических наук. Другие, частные юридические науки более углубленно и более конкретно изучают различные государственно-правовые вопросы, предоставляя для ТГП необходимый для теоретических обобщений материал.

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей – род и племя.

1. Род (родовая община) – исторически первая форма общественного объединения людей. Семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве.

2. Племя – более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает уже в процессе развития первобытного общества и связано с увеличением числа родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды.

Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и другие формы объединения людей:

3. Фратрии (братства) – либо искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, либо первоначальные разветвленные роды (имели место лишь у некоторых народов).

4. Союзы племен – объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя.

1. В отличие от государственной власти, власть первобытного общества не была оторвана от общества и не стояла над ним. Она осуществлялась либо самим обществом, либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и могли быть отозваны и заменены другими. Специального аппарата управления не существовало.

2. Публичная власть первобытного общества опиралась на общественное мнение и авторитет тех, кто ее осуществлял. Принуждение, если оно имело место, исходило от всего общества – рода, племени. Специальных органов принуждения не было.

3. Основной орган власти в родовой общине – родовое собрание, в племени – совет старейшин. Они избирали вождей соответственно в общине и племени для решения повседневных вопросов.

9)))???????????????????????????????//

государство – результат политической специализации, т.е. специализации в управленческой сфере. (проф. Кашанина

1. Кризисная теория. Государство возникает как итог неолитической революции – перехода человечества от присваивающей экономики к экономике производящей. (Автор – проф. Венгеров).

2. Дуалистическая теория. Тоже связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией, но в отличии от кризисной теории эта теория говорит о двух путях возникновения государства – восточном (азиатском) и западном (европейском). (проф. Афанасьев и Малыгин).

Теория специализации. Не отвергает значение неолитической революции и акцентирует внимание на том, что государство – результат политической специализации, т.е. специализации в управленческой сфере. (проф. Кашанина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: