Правовое положение личности и правопорядок

Право­вой порядок — сердцевина демократии. Уровень его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответствен­ности. Демократия, законность и правопорядок настолько тесно связаны, что образуют единую внутренне согласо­ванную социальную систему. Ее нормальное функционирование на­ходится в прямой зависимости от правовой основы общества.

Правовой порядок, являясь специфической системой общественных отношений, возникает исключительно на основе юридических норм. Поэтому правопорядок создается только в рамках правовых отношений, поскольку иная часть общественной жизни не требует правовой регламентации, она находится в сфере действия неправовых социальных правил поведения. В этом смысле правопорядок является лишь частью общественного порядка, элементом общей системы социальных отношений.

С позиций личности, гражданина законность и правопорядок выступают, в первую очередь, как средство зашиты их прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произ­вола самого государства и его органов, должностных лиц, от преступ­ных посягательств со стороны других лиц.

Существует прямая зави­симость между правопорядком и законностью: укрепление законно­сти влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наобо­рот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Особо следует подчеркнуть то принципиальное обсто­ятельство, что все субъекты права (не только государ­ственные органы и должностные лица, но и все физичес­кие и юридические лица), независимо от различий в их правовом статусе и роли в процессе реализации права, являются формально-равными субъектами процесса ус­тановления и функционирования правовой законности и правового порядка в общественной жизни. Как справед­ливо отмечал уже Цицерон, "при защите свободы граж­дан нет частных лиц" (О государстве, II, XXV, 46).

Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с раз­личных позиций, и, прежде всего, с точки зрения государства и лично­сти. Для государства эта роль определяется в первую очередь с пози­ции их места в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организа­ционные и др. Среди них особое место занимает правовое регулиро­вание общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. достигает законности и тем самым до­бивается правопорядка.

Данное обстоятельство неразрывно связано с понятием дисциплины.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Государственная дисциплина – установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, общественные и хозяйственные организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

Виды государственной дисциплины: финансовая, плановая, технологическая, договорная, трудовая, учебная, воинская и др.

От состояния законности и правопорядка зависят степень свобо­ды личности, реальность ее прав и демократии. А поскольку в на­стоящее время интересы личности провозглашены приоритетными для государства, обеспечение законности и правопорядка являются важнейшей целью государственной деятельности. Следовательно, в обществе законность и правопорядок составляют основу, ядро обще­ственного порядка. Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства. Без их укрепления невозможен сам процесс создания право­вых начал в государстве. Движение к правовому государству предполагает развитие в правовых рамках наи­более важных сторон развития экономики, политики и других соци­альных процессов. Сохранение в обществе высокого уровня преступ­ности, «войн законов и суверенитетов», бюрократического произво­ла и даже нарушения Конституции Российской Федерации говорит о кризисе законности, что является деструктивным фактором на пути движения к правовому государству.

Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности, порядка. Таким образом, законность выступает юриди­ческим средством формирования правового государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: