Для начала следует отметить, что правовая льгота — это структурный элемент системы правовых стимулов. В современном Российском государстве статус правовых льгот значительно возрос. Правовая льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения разных социальных групп населения.
Итак, под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от выполнения обязанности либо в облегчении ее выполнения.
Все правовые льготы независимо от формы выражения обладают следующими отличительными особенностями:
1. Реализация правовых льгот сопровождается более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности. Однако реализация правовых льгот не должна противоречить, нарушать общественные интересы.
|
|
При установлении правовых льгот первостепенную роль играет цель, т. к. отнюдь не любое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве правовой льготы.
2. Правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от стандартных требований нормативного характера. Иными словами, правовые льготы — это инструмент юридической дифференциации. При этом чем совершеннее сама правовая система, тем дифференцированее регламентируются конкретные вопросы общественной жизни.
Итак, правовая льгота (как и любая иная льгота) — это прежде всего элемент специального правового статуса конкретного лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
3. Правовые льготы выступают в качестве правомерных исключений из общих правил, являются законными изъятиями, установленными на нормативно-правовом уровне. Как было указано, правовые льготы чаще всего получают закрепление именно в нормативных, а не в правоприменительных актах.
Следует отметить, что существует такая специфическая разновидность правовых льгот, как привилегия. В рамках правоведения под привилегией понимаются специальные льготы, которые установлены для конкретных субъектов правовых отношений (прежде всего для властных государственных органов и должностных лиц) и необходимы в целях наиболее полного и качественного осуществления данными субъектами определенных обязанностей.
Итак, правовая привилегия обладает следующими отличительными признаками, позволяющими выделять ее из системы правовых льгот:
|
|
1. Если правовые льготы направлены на облегчение положения различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политические интересы, т. е. на государственные органы и должностных лиц. Однако привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих подразделений, но и применительно к гражданам.
2. Правовые льготы распространяются на более широкий круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии, напротив, являются специфическими льготами, исключениями из общей системы правовых льгот, т. е. исключениями из исключений.
3. В то время как правовые льготы прежде всего регулируют специальный правовой статус субъектов (определенную категорию лиц), привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном правовых статусах. Примером индивидуальных привилегий являются исключительные права Президента Российской Федерации.
4. Правовые льготы менее персонифицированы и дифференцированы, нежели привилегии. Если рассматривать нормативное предписание правового акта как «общее», тогда правовая льгота будет являться «специальным», а привилегия — «отдельным».
5. У правовых льгот и привилегий различные функциональные назначения. Первые направлены на выравнивание социального положения различных слоев населения, а вторые — напротив, на выделение отличных социальных групп.
Как было указано выше, основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, всего населения, государства. Льготы связывают воедино все эти интересы и приводят к их взаимовыгодному существованию. Итак, правовые льготы, установленные в целях согласования различных интересов, призваны осуществлять две основные функции:
1. Компенсационная функция. Данная функция заключается в создании приблизительно равных условий, предоставлении одинаковых со всеми возможностей для лиц, которые находятся в неравных условиях в силу биологических или социальных причин.
В данном случае правовая льгота — это особое право, которое дополняет уже имеющиеся у лица права с целью гарантировать равный уровень потребления, доступа к образованию и др. Кроме того, правовые льготы призваны улучшать социально-экономические условия жизни отдельных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.
2. Стимулирующая функция. Правовые льготы способны побуждать лиц к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Данная функция правовых льгот выполняется также и дозволениями, и поощрениями. Однако в отличие от последних правовая льгота — это дополнительная возможность, которая предоставляется «сверх» какого-то уже имеющегося у лица права. Таким образом, стимулирующая сила у правовых льгот сильнее, чем у дозволений, но слабее — чем у поощрений.
Следует отметить, что стимулирующая функция наиболее ярко проявляется на примере налоговых льгот.