Сущность права. Социальная ценность права, его функции

Для углубленной характеристики права, понимания его роли назначения в обществе важно выявить его сущность. Сущность – философская категория, означающая главное, основное в рассматриваемом явлении. Выявить сущность права – значит, понять необходимые, ключевые стороны этого явления.

Сущность права как общественного явления внутренне противоречива. В советской юридической науке господствовал взгляд на право как на явление классовое. Отсюда сущность его трактовалась как воля господствующего класса, возведенная в закон. Это положение опиралось на известный марксистский взгляд на право как на возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни. Следует обратить внимание на положение Маркса о том, что право –это именно воля господствующего класса, то есть речь идет не просто о классовой, а классово-волевой сущности. В последнее время относительно волевой сущности высказывались критические суждения. Основное замечание здесь сводилось к тому, что понимания права как чьей-либо воли приводит к беззаконию, ущемлению интересов граждан со стороны государственных структур, которые и «вводят в закон» эту волю.

Не случайно в последние годы широкую поддержку получила концепция не классовой, а общесоциальной сущности права. При этом сущность связывается не с проявлением чьей-либо воли, а с таким социальным явлением, как свобода. Правда, справедливости ради следует заметить, что со свободой право связывал и Маркс, утверждая, что «свод законов есть библия свободы народа». При этом в законах, правовых нормах «свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от отдельного индивида существование». Обратим внимание, что в отличие от либертарного подхода, здесь речь идет не о свободе как социальном феномене, а свободе, «возведенной в закон», свободе юридической. «Юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона», - писал К.Маркс. С этих позиций трактует сущность права и современная наука. Право в этом случае рассматривается как «мерило свободы». Именно право отмеряет (одновременно ограничивая) и обеспечивает свободу как личности, так и общества в целом.

Таким образом, право имеет две стороны единой сущности: общесоциальную и классовую. Признавая отличие в подходах, их нельзя противопоставлять. На разных этапах развития право выступало той или иной стороной своей сущности. В рабовладельческом обществе, когда ярко проявляллась классовая природа и сущность, отражение находили и свобода –свобода эксплуатации, собственности и т.д.

В современных условиях право играет роль общесоциального регулятора. Здесь в нем отражается свобода личности, человека, всего общества, хотя нашли свое место и интересы классов, иных социальных групп. Вместе с тем, на всех этапах своего развития право не утрачивает своей волевой природы. Правовые предписания носят государственно-властный характер, то есть в них проявляется воля государства, которая и возводит свободу в закон. Однако правовые нормы реализуются не автоматически, сами собой, а лишь проходя через волю и сознания конкретного индивида. Следовательно, здесь воля государства связывается с волей индивида. То есть волевая сущность проявляется на всех этапах (стадиях) правового регулирования.

Общественные явления, обладающие способностью удовлетворять те или иные реальные потребности людей и их объединений и соответственно являющиеся для них и необходимыми и полезными, характеризуются таким свойством, как социальная ценность. Социально ценное - любое общественное явление, способное играть положительную роль в существовании, развитии людей и их взаимоотношений между собой. Наряду с другими и право как общественное явление обладает этим свойством. Именно поэтому можно говорить о нем, как о действительной социальной ценности. Следовательно, ценность права - это его способность быть реальным инструментом удовлетворения социально обусловленных, справедливых и перспективных интересов отдельных лиц и их объединений.

Таким образом, право является не просто одним из регуляторов общественных отношений. Это самый эффективный, наиболее значимый регулятор. Он безусловно занимает центральное место в системе социальных регуляторов. Это положение определяют и его признаки, и функции, и принципы деятельности. Действительно, как мы выяснили, право обладает такими свойствами (нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственная принудительность, особый порядок реализации), которые обеспечивают полноту и определенность регулирования, реальность правовых предписаний, их практическую реализуемость. Одновременно праву свойственны специфические демократические и гуманистические принципы (гуманизм, справедливость, законность и т.д.). Именно благодаря им в общественную жизнь вносятся идеи добра, справедливости, гуманизма и человечности. Наконец, право воздействует на общественные отношения в самых различных направлениях, осуществляет самые разнообразные функции (статическую, динамическую, охранительную, воспитательную), что позволяет обеспечить динамику и устойчивость общественных отношений, их стабильность и защиту.

Учитывая эти особенности права, можно сказать, что оно не просто эффективный регулятор, а социальное явление, имеющее известную ценность. Причем в науке отмечается две стороны ценностной оценки права. Отдельные авторы утверждают, что право имеет инструментальную ценность. Действительно, право является важнейшим инструментом в руках государства. Без права государство не только не могло бы осуществлять свои функции, но и не могло бы существовать как самостоятельное явление.

Однако большинство авторов не ограничиваются такой характеристикой, а видят в нем самостоятельную социальную ценность. Ценность права чрезвычайно широка.

Оно весьма ценно для личности, отдельного человека. Благодаря праву обеспечивается социальная свобода личности, обеспечиваются и охраняются от нарушений ее права, такие, как право на жизнь, на собственность, политические и личные права и свободы.

С другой стороны, право весьма ценно не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Благодаря праву обеспечивается его стабильность, эффективное и целенаправленное развитие. Из общественной жизни благодаря праву исключается произвол, своеволие и бесконтрольность отдельных индивидов и их групп, обеспечивается соответствие социальной системы иным социальным ценностям и идеалам. И, наконец, как указывалось, право ценно и для государства, ибо без права не было бы государства как явления, способного осуществлять присущие ему функции.

Следовательно, право представляет собой высочайшую самостоятельную социальную ценность наряду с такими ценностными, общественно значимыми явлениями как свобода, власть, государство. Поэтому дальнейшее развитие общества невозможно без постоянного совершенствования права, улучшения его функционирования, совершенствования его принципов, форм и методов регулирования.

Вместе с тем, значимость права не беспредельна. При характеристике его ценности и эффективности следует видеть и учитывать их пределы. Как указывалось в литературе, «право – фактор общественного развития, пределы действия которого детерминированы социально обусловленной мерой использования его социально полезных свойств». Прежде всего, следует учесть, что посредством права в эксплуататорском обществе осуществлялись различные формы эксплуатации (в частности, рабовладельческом праве рабы не признавались его субъектами). В тоталитарных режимах господствующая элита использовала право в том числе и для снижения демократизма, ущемления прав и свобод индивидов. Именно с помощью права формировались такие недемократические режимы, как фашистский, расистский и др. Ненадлежащая использование в целом полезных свойств права может привести к негативным результатам. В частности, формальная определенность права может породить его «формализм», исключающий учет не только индивидуальных особенностей, но и излишнюю «зарегулированность», снижающую свободу деятельности, участников отношений. Излишний формализм процесса способен привести к его затягиванию. Государственно - принудительный характер права при соответствующих политических условиях может привести к усилению репрессивных мер, к ущемлению прав и свобод человека. Поэтому, подчеркивая социальную ценность, положительные свойства права, следует учитывать и пределы, и границы возможностей права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: