Дальневосточная

Религиозного права

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное и публичное;

нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Дальневосточная группа правовых систем — совокупность правовых систем, в основе формирования которы х лежат не нормы права, а нормы морали, обычаи, традиции. Большое значение уделяется ритуалу.

Дальневосточную группу составляют правовые системы Китая, Гонконга, Японии, Бирмы, Кореи, Монголии, стран Индокитая, Малайзии. Китай и Япония выделяются спецификой нравственно-идеологического подхода к праву, который оказал влияние на правовые системы других стран Востока.

В отличие от континентального, общего и смешанного типов правовых систем, дальневосточное право отдаёт предпочтение общесоциальным нормам как образцам поведения — норме морали, норме-обыч

аю, норме-традиции. Ими обусловливается как закон, так и судебное решение. Закон и судебное решение для современного развития дальневосточной группы правовых систем также имеют существенное значение. Правда, их роль иногда является производной от традиционных норм морали и традиций.

Дальневосточный регион в прошлом правовом развитии не испытал сколько-нибудь существенного влияния ни европейских правовых систем, ни американской. Однако в настоящее время государства этого региона активно воспринимают правовые новации стран европейского и американского континентов, ориентируются на совершенствование национального законодательства и использование достижений иностранного права (особенно Япония).

В странах Дальнего Востока изначально господствовало

фи-лософско-нравственное представление о социальной жизни как части естественного миропорядка. Образцом для устройства общества всегда служила гармония природы. Роль права с его формализмом и внешним принуждением оценивалась невысоко. Считалось, что с помощью права можно установить начальную ступень порядка, которая характерна для варварских народов.

Цель неписаных правил, освященных традицией, состоит в том, чтобы обеспечить социальную гармонию, при решении конфликтных ситуаций датьвозможность проигравшему «сохранить лицо». В странах континентального и общего права основополагающим результатом применения права является ясность и недвусмысленность решения, в конечном итоге однозначно устанавливается потерпевшая сторона. В праве дальневосточной группы стран решение в пользу какой-либо из сторон принимается редко. Краеугольным камнем в правовых системах дальневосточных стран является компромисс, который достигается без привлечения закона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: