Постановление Народною Собрания Дальневосточной Республики

14 ноября 1922 г.

В 1917 году, когда рабочие и крестьяне по всей России свергли власть помещиков и буржуазии, мы, трудящиеся Дальнего Востока, установили единую с Россией Советскую власть и на нашей далекой окраине. Испугавшись трудовой революции, международная буржуазия вооружила русскую контрреволюцию, послала ей на помощь своих солдат, и власть Советов на Дальнем Востоке, как и в Сибири, была свергнута. Адмирал Колчак, атаман Семенов, атаман Калмыков и другие черные генералы и чиновники жестоко рас-правились с революционными рабочими и крестьянами. Иностранные войска, чешские, японские, французские, американские и другие, хозяйничали на нашей земле. Русские рабочие и крестьяне, как один, поднялись против черных сил русской и -мировой реакции и выбросили их из России. По примеру наших братьев иа Западе мы разбили всех атаманов и генералов иа Востоке. Мы хотели закрепить нашу победу, мы хотели снова создать власть трудящихся, влиться в единую семью рабоче-крестьянской России. Мы знали, что господство труда может обеспечить лишь власть Советов, что всякая другая власть, как бы демократична она ни была, не сможет защитить наших интересов и явится поворотом к прошлому.

Но перед нами выросла новая опасность: империалисты не захотели прекратить интервенцию иа Дальнем Востоке. Японские, чешские, американские и другие иностранные солдаты прикрывали наших генералов и атаманов, вместе с ними готовили новые нападения на нас. Они нам не дали осуществить наше стремление; когда мы стали создавать власть Советов, интервенционистские войска начали нападать на нас. Японские солдаты устроили провокационные выступ-ления в Николаевске-на-Амуре, во Владивостоке и во многих других местах Приморья, Амура и Забайкалья. Нам пришлось отказаться от своего желания установить власть Советов и воссоединиться немедленно с рабочими и крестьянами России. Мы решили образовать Дальневосточную Республику, отделиться от нашей матери — Советской России. Мы отказались от Советов и создали у себя демократический строй, ввели демократические свободы, мы установили полную свободу собственности и торговли. Стремясь в душе к власти Советов, идеалу всех трудящихся, мы на деле от него добровольно отказались. Мы все это делали для того, чтобы избегнуть войны, дальнейшего пролития крови наших братьев и сыновей, предотвратить дальнейшее разрушение нашего хозяйства. Японские, американские и другие интер-


веиты заявляли, что они ввели в Россию свои войска для установления власти Учредительного Собрания и демократических свобод. Образовав Дальневосточную Республику, мы объявили широчайшие свободы, мы ввели самый демократический избирательный закон и на основе его избрали наше Учредительное Собрание.

Мы ждали, что великие державы выполнят свои заявления, что интервенция будет немедленно прекращена, что наше демократическое государство будет немедленно признано другими странами, что японские, американские войска будут защищать провозглашенную нами демократию и наше Учредительное Собрание и направят свои удары против тех русских генералов и ата-манов, которые продолжали выступать против нашей демократической Республики и против нашей свободы. Но эти ожидания не оправдались. Интервенционистские войска, прибывшие в Россию в 1918 г. якобы для защиты свободы и Учредительного Собрания, продолжали оккупировать территорию нашей демократической Республики. Они продолжали свои нападения на русских рабочих и крестьян, они являлись постоянной угрозой нашему государству. Японская оккупационная армия занимала Приморье, часть Амура, Сахалина и все тихоокеанское побережье. Под ее охраной организовывались новые нападения на нас, захваченным у иас оружием она вооружала белые банды, устраивала перевороты и стремилась всеми мерами уничтожить нашу власть на Дальнем Востоке. Летом 1921 г. при помощи японской армии во Владивостоке и Южном Приморье был устроен черносотенный меркуловский переворот41. Зимой 1922 г. при поддержке Японии меркуловские отряды напали на Хабаровск; разбитые, они откатились к Владивостоку, но преследование их нашими частями было остановлено японцами. Наконец, перед эвакуацией японских войск осенью 1922 г. был устроен новый поход белых против нас.

Все это делалось с молчаливого согласия великих держав. Америка, Англия, Франция, эти страны буржуазной демократии, не сделали ничего, чтобы прекратить нападения японских солдат и белых банд на нашу Республику.

Когда мы пытались договориться с Японией в Дайрене и Чанчуне, мы также не встретили с ее стороны уступчивости и лояльности. В Дайрене она угрожала нам своими войсками, своей оккупацией, в Чанчуне — передачей нашего оружия белогвардейцам. Опираясь на свои интервенционистские войска и иа русских белогвардейцев, она пыталась диктовать нам односторонние, выгодные ей и опасные для нас условия договора. Она бесцеремонно отказывалась от эвакуации Сахалина, она требовала, чтобы мы ей заплатили за жизнь

* См. т. IV, прим. 69-


тех японских солдат, которые погибли во время интервенции при убийстве наших рабочих и крестьян. Она ие ответила, чем она думает вознаградить иас за разоренные и сожженные наши деревни, села и города, за убитых японскими солдатами наших братьев и сыновей. Вся политика Японии сводилась к тому, чтобы воспользоваться, нашей государственной самостоятельностью, нашей оторванностью от Советской России и получить у нас полную свободу для своего капитала, добиться таких условий, при которых могла бы совершаться японская колонизация нашего края.

Японские империалисты, как и империалисты всего мира, не считают нужным уважать права нашей демократической Республики. Наша демократическая конституция не избавила нас от той тяжелой борьбы, от тех трудностей, которые должны были перебороть рабочие и крестьяне всей России, от нападений международных империалистов, от полчищ русских контрреволюционеров, от насилий и захватов иностранных буржуазных государств. На своем опыте мы убедились, что разговоры буржуазно-демократических правительств о демократизме и свободе являются словами, прикрывающими их хищные империалистические стремления к захватам и к грабежу более слабых стран и колоний.

Этой политике насилий трудящиеся должны противопоставить свою силу, свою организованность, свое единение. Рабочие и крестьяне учитывают опыт последних лет и приходят к неизбежному заключению, что едииствеиной защитницей интересов трудящихся является лишь Советская Россия, что лишь в тесно-м едииеиии с рабочими и крестьянами всей России мы сумеем защитить нашу свободу, наши права. Оии снова возвращаются к необходимости претворить в жизиь этот лозунг, за который они боролись с начала нашей Великой революции. Они снова требуют настоящей свободы трудящихся, истинной своей власти Советов.

По всему Дальнему Востоку трудящиеся уже приступили к созданию власти Советов. Мы, депутаты Народного Собрания Дальневосточной Республики, должны выполнить требования нас пославших. В согласии с непреклонной волей всего трудового населения Дальнего Востока, в согласии с решениями, вынесенными на собраниях и сходах рабочих и крестьян, в согласии с теми наказами, которые иам дали наши избиратели, мы, представители рабочих и крестьян всего Дальнего Востока, постановляем;

1) Народное Собрание Дальневосточной Республики объявить распущенным;

2) На всем русском Дальнем Востоке объявить власть Советов; \

3) Демократическую конституцию Дальневосточной Республики и ее законы объявить отмененными;


4) Просить ВЦИК и Съезд Советов России присоединить Дальний Восток к единой Российской Социалистической [Федеративной] Советской Республике, распространив на Дальний Восток действие Советской Конституции и советских законов;

5) Создать Дальневосточный Революционный Комитет, которому передать всю полноту власти и поручить провести в жизнь объединение Дальнего Востока с Советской Россией и установление повсеместно в нашем крае власти Советов.

Председатель Народного Собрания

Дальневосточной Республики

А. М. Буйко

Члены президиума:

И. И. Горохин, Г. П. Б о ро вине кий,

С. Ф. Наумов, Е. И. Лосов,

Д. М. Журавлев, А. Л. Сноскарев

Гор. Чита, 14 ноября 1922 г.

Печат. по арх. Опубл. в газ.. «Известия» Л«263 (1702), 21 ноября 1922 г.

315. Меморандум Представителя РСФСР в Китае Мнннстру Иностранных Дел Китая Гу Вэй-цзюню

14 ноября 1922 г. M 514

Чрезвычайный Полномочный Представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в Китае получил меморандум Министерства Иностранных Дел Китайской Республики за № 131 от 11 числа 11 месяца 11 года Китайской Республики (11 ноября 1922 г.) и, выражая свое удовлетворение по поводу того, что Китайское Правительство предприняло некоторые шаги в интересах выяснения положения на Китайско-Восточной железной дороге, считает, однако, нужным указать и еще раз подчеркнуть, что в интересах дела и в целях облегчения предстоящих русско-китайских переговоров было бы совершенно необходимо выполнить все те предложения, которые в своих меморандумах предлагал по этому вопросу Чрезвычайный Полномочный Представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Поэтому Чрезвычайный Полномочный Представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики продолжает настаивать иа своих предложениях, т. е., во-первых, на немедленной посылке в Харбин компетентной следственной комиссии для производства тщательного расследования; во-вторых, на аресте управляющего Китайско-Восточной железной дороги Остроумова и предании его суду;


в-третьих, на смещении всего нынешнего управления Китайско-Восточной железной дороги и замене его новым, назначенным по соглашению с Россией*. Что касается деклараций Российского Правительства Китаю, то Чрезвычайный Полномочный Представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики неоднократно уже указывал, что, несмотря на несоблюдение Китайским Правительством всех выдвинутых в этих декларациях условий, Рабоче-Крестьянское Правительство все же продолжает оставаться на точке зрения, изложенной в означенных декларациях, но, во избежание недоразумений. Чрезвычайный Полномочный Представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики должен отметить, что в декларациях 1919—1920 гг. нет цитируемых в меморандуме Министерства Иностранных Дел Китайской Республики слов: «Рабоче-Крестьянское Правительство намерено все права н интересы, имеющие отношение к КВЖД, безоговорочно вернуть Китаю без всякого вознаграждения».

В декларации от 25 июля 1919 г., озаглавленной: «Обращение Совета Народных Комиссаров к китайскому народу и Правительствам Южного и Северного Китая»**, излагается принципиальная программа Рабоче- Крестьянского Правительства, без каких-либо конкретных предложений или условий. В этой декларации, между прочим, сказано: «Советское Правительство отказывается от получения с Китая контрибуции за Боксерское восстание 1900 года, и это оно вынуждено повторить в третий раз, потому что, по дошедшим до нас сведениям, несмотря на наш отказ, эта контрибуция взыскивается Союзниками для удовлетворения прихоти бывшего царского посланника в Пекине и бывших царских консулов в Китае. Все эти царские рабы давно уже лишены своих полномочий, но продолжают оставаться на своих местах и обманывать китайский народ при поддержке Японии и Союзников. Китайский народ должен об этом знать н должен выгнать их с своей земли как обманщиков и плутов.

Советское Правительство уничтожает все особые привилегии, все фактории русских купцов иа китайской земле. Нн одни русский чиновник, поп и миссионер не смеет вмешиваться в китайские дела, а если он совершит преступление, то должен судиться по справедливости местным судом. В Китае не должно быть иной власти, иного суда, как власть и суд китайского народа. Кроме этих главных пунктов, Советское Правительство готово договориться с китайским народом, в лице его полномочных [представителей], по всем другим вопросам и раз навсегда ликвидировать все акты наси-

* См. док. № 304. ** См. т, II, док. № 142.

v


лия и несправедливости, совершенные в отношении Китая прежними российскими правительствами совместно с Японией и Союзниками».

В ноте от 27 сентября 1920 г. *, подписанной Заместителем Народного Комиссара Иностранных Дел Л. М. Караха-ном, в которой уже были выдвинуты совершенно конкретные предложения и проект общего договора, говорится: «Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объявляет не имеющими силы все договоры, заключенные прежними правительствами России с Китаем, отказывается от всех захватов китайской территории, от всех русских концессий в Китае и возвращает Китаю безвозмездно и на вечные времена все, что было хищнически у него захвачено царским правительством и русской буржуазией». Но, с другой стороны, в этой же йоте, в ст. III, выдвинуты следующие условия:

«Китайское Правительство обязуется:

1. Не оказывать никакой поддержки отдельным лицам, группам или организациям русских контрреволюционеров и не допускать их деятельности на своей территории.

2. Разоружить, интернировать и выдать Правительству РСФСР все находящиеся к -моменту подписания настоящего договора на территории Китая отряды и организации, ведущие борьбу против РСФСР или союзных с нею государств, и передать Правительству РСФСР все их вооружение, припасы и имущество». Между тем, Китайское Правительство до настоящего времени продолжает придерживаться теории о необходимости для него совершенно одинакового отношения как к красным, так и к белым.

Конкретно в отношении Китайско-Восточной железной дороги в упомянутой ноте буквально говорится следующее: «Российское и Китайское Правительства соглашаются заключить специальный договор о порядке пользования Китайско-Восточной железной дорогой для нужд РСФСР...»

Ничего другого по вопросу о Китайско-Восточной железной дороге в означенных декларациях 1919—1920 гг. не сказано.

Однако Чрезвычайный Полномочный Представитель, заявляя о своей готовности вести предстоящие русско-китайские переговоры в духе упомянутых деклараций, имел в виду цитированную выше мысль (что Советское Правительство готово) ** «раз навсегда ликвидировать все акты насилия и несправедливости, совершенные в отношении Китая прежними российскими правительствами». Конечно, это обещание относится и к вопросу о Китайско-Восточной железной

* См. т. Ш, док. № ПО. ** Скобки в тексте.


дороге. В то же самое время Чрезвычайный Полномочный Представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в полном согласии с декларацией Рабоче-Крестьянского Правительства от 1920 г., цитированной выше, твердо надеется, что Китайское Правительство пойдет навстречу законным и естественным интересам России как в вопросе о так называемых белых, в отношении которых оно не должно быть «нейтральным», так и в вопросе о Китайско-Восточной железной дороге, огромное значение которой для Российской Социалистической Федеративной Советской Республики указано и в упомянутой декларации и неоднократно подчеркивалось Чрезвычайным Полномочным Представителем.

По поводу распространяемых в различных газетах слухов, будто Красная Армия готовится к занятию Китайско-Восточной железной дороги, на которые ссылается меморандум Министерства Иностранных Дел, Чрезвычайный Полномочный Представитель самым решительным образом должен заявить, что, как и предполагает Министерство Иностранных Дел в своем меморандуме, все эти утверждения безусловно ложны и лишены всякого основания прежде всего потому, что для занятия Китайско-Восточной железной дороги Красная Армия при нынешнем ее состоянии ни в какой подготовке не нуждается.

Чрезвычайный Полномочный Представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел Китайской Республики, если до сего времени это е-му еще не было известно, что с первого же момента наступления Красной Армии на белогвардейцев командованием Красной Армии был отдан строжайший приказ ни в коем случае не переходить границ Китайской Республики и, как известно Министерству Иностранных Дел Китайской Республики, этот приказ соблюдался строжайшим образом в течение всей кампании. Несмотря на провокационное поведение белогвардейцев, переходивших на территорию Китая с русским государственным имуществом и совершавших нападения с китайской территории иа российскую, и несчМотря на враждебные по отношению к России действия местных китайских властей, принимавших белогвардейцев с распростертыми объятиями и устраивавших им банкеты, нигде вдоль всей линии фронта не было ни одного случая перехода Российской Красной Армией границ Китайской Республики. Означенный приказ, конечно, действует и поныне.

Чрезвычайный Полномочный Представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики пользуется случаем еще раз заверить Китайское Правительство в том, что Рабоче-Крестьянское Правительство не желает


допустить ни одного шага, идущего вразрез с интересами борющегося за свое национальное освобождение китайского народа и общественных групп, представляющих этот народ, и что оно может изменить свою политику только в том случае, если враждебные действия со стороны Китайского Правительства его к этому принудят.

[Л. Иоффе]

Печат, по арх. Опубл. в газ. «Дальневосточный путь» M 295. 23 ноября 1922 г.

На этот меморандум министерство иностранных дел Китая ответило меморандумом от il декабря 1922 г., в котором вновь утверждалось, что якобы в Обращении правительства РСФСР к китайскому народу от 25 июля 1919 г. говорилось о «безоговорочной» передаче Китаю Китайско-Восточной железной дороги. Вместе с тем в ноте указывалось на то, что «Министерство, собственно, готово уже приступить к переговорам с Представителем Рабоче-Крестьянского Правительства по всем требующим разъяснения вопросам между Россией и Китаем, и вопрос о Китайско-Восточной железной дороге входит в их число. Если бы конференция могла своевременно открыться, то это избавило бы от взаимного обмена меморандумами и возражениями, которые не приносят пользы делу».

Относительно затронутого в советской ноте вопроса о поддержке, оказываемой китайскими властями белогвардейским бандам, министерство иностранных дел Китая заявило в ноте, что оно «изложит это особо».

В заключение в ноте говорилось: «В полученном меморандуме Миссии Рабоче-Крестьянского Правительства указано, что ложные слухи о том, что русские войска намереваются занять Китайско-Восточную железную дорогу, не заслуживают доверия и что при преследовании русскими войсками белых особенно строго приказано не переступать китайской границы и т. д Это вполне свидетельствует о том, что Россия в отношении Китая действительно может твердо придерживаться принципа не нарушать границы своих соседей. Министерство особо ценит это и глубоко верит, что такого рода дружеские желания более чем достаточны для того, чтобы вызвать к себе благодарность со стороны китайского народа. Если бы взаимно обе стороны могли исходить из такого дружелюбного желания и устранили бы установившиеся предвзятые взгляды, кладя в основу взаимное признание равенства, то разрешение всех стоящих между Китаем и Россией очередных вопросов не вызвало бы абсолютно никаких затруднений».

316. "Нота Полномочного Представительства РСФСР в Турции Комиссариату Иностранных Дел Правительства Великого Национального Собрания Турции

14 ноября 1922 г. M 2014

Полномочное Представительство РСФСР в Турции запросило инструкции своего Правительства в отношении вербальной йоты Комиссариата Иностранных Дел Правительства Великого Национального Собрания Турции от 5 ноября 1922 г. № 6356 и не пре-минет ответить на вышеупомянутую ноту сразу же после получения инструкций..

6.81


Оно ие может в то же время обойти молчанием тот факт, что 13 ноября в помещение Внешторга* во второй раз явился жандарм и потребовал снять российский флаг и эмблему на отделении Внешторга в Ангоре. По сообщению уполномоченного Народного Комиссариата Внешней Торговли, к нему поступили сведения о том, что и местные власти требуют прекращения деятельности Внешторга. Все это происходит в момент, когда Внешторг старается получить возможность передать Комиссариату национальной экономики ходатайство о продолжении его операций.

Полномочное Представительство считает излишним снова обращать внимание на тот факт, что закрытие Внешторга было бы равнозначно полному разрыву каких бы то нн было экономических отношений между обеими странами **.

Предполагая,, что жандарм, предложивший Внешторгу прекратить операции, а также местные власти действовали не по своей инициативе, Полномочное. Представительство должно обратить внимание Комиссариата Иностранных Дел на тот факт, что до того, как Турецкое Правительство сделало предложение о закрытии Внешторга, последний импортировал большое количество товаров.

По этой причине Полномочное Представительство и,меет честь просить Комиссариат Иностранных Дел благоволить сообщить о том, желает ли Правительство Великого Национального Собрания Турции само купить эти товары, состоящие, главным образом, из нефтепродуктов, или оио соблаговолит указать ему на какой-либо иной приемлемый способ реализации этих товаров.

Лечат, по арх.

В упоминаемой ноте комиссариата иностранных дел Турции от 5 ноября!922 г., направленной полномочному представительству РСФСР в Турции в ответ на его ноту от 26 октября 1922 г.**, утверждалось, что якобы операции торгового представительства РСФСР в Турции «по своему характеру отличны от тех, которые обычно предусматриваются законом». В ноте далее указывалось: «С другой стороны, излишне добавлять, что торговые операции, которые будут производиться в соответствии с законами и правилами страны, могут, как и ранее, свободно осуществляться. В свою очередь Комиссариат Иностранных Дел надеется, что торговые операции турецких граждан в России будут пользоваться теми же льготами».

В заключение в ноте говорилось; «Правительство Великого Нацио-нального Собрания Турции, воодушевляемое искренним желанием найти почву для достижения договоренности по этому вопросу, приступило не-

* Имеется в виду торговое представительство РСФСР в Турции. ** См. док. № 291,


давно к переговорам о торговом договоре; оно сохраняет убеждение, что эти переговоры скоро увенчаются успехом и что таким образом вопрос о представительствах Народного Комиссариата Внешней Торговли будет окончательно урегулирован».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: