Дальневосточный филиал
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия»
Кафедра теории и истории права и государства
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Учебно-методический комплекс
для студентов факультета непрерывного образования
по подготовке специалистов для судебной системы
(специальность 030912.52. Право и организация социального обеспечения)
Хабаровск 2011
Я723
З-363
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Обществознание» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912.52 Право и организация социального обеспечения - Хабаровск, Дальневосточный филиал ГОУ ВПО РАП. – 75 с, 4,52 п.л.
Одобрен на заседании кафедры Утвержден Учебно-методическим
теории и истории права и государства советом Дальневосточного филиала ГОУ ВПО
Дальневосточного филиала «Российская академия правосудия»
|
|
ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 12 от 01.07.2011 г.)
(протокол № 14 от 29.06.2011 г.)
Авторы: Засорин С.А., профессор кафедры общеобразовательных
дисциплин Российской академии правосудия,
канд. историч. наук, доцент.
Юбко Т.Д., старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства Дальневосточного филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Рецензент: Зимин В.М., к.ю.н., доцент кафедры теории и истории права и
государства Дальневосточного филиала ГОУ ВПО РАП
Дальневосточный филиал ГОУ ВПО
«Российская академия правосудия»,2011
© Засорин С.А, 2010
© Юбко Т.Д., 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………… | |
Объем дисциплины и виды учебных занятий ……...………………………… | |
Тематический план ……………………………………………………………… | |
Программа курса ……...………………………………………………………… | |
Планы занятий …………………………………………………………………… | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………… | |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ……....................................................................................................... | |
Примерные задания для самостоятельной работы 25 | |
Примерная тематика докладов и рефератов 32 | |
Примерные задания для контрольной работы за I семестр 34 | |
Примерные задания для итоговой контрольной работы 34 | |
Рекомендуемая литература 36 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 030912(52) «Право и организация социального обеспечения».
|
|
Данный курс является обязательным в рамках базисного учебного плана для студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования на базе основной средней школы.
В средних специальных учебных заведениях предполагается изучение обществознания на более высоком уровне, чем в средней школе. В ходе работы осуществляется переход от изучения явлений к их осмыслению и сравнительному анализу. При этом ставятся следующие задачи:
– сформировать у студентов системные представления об организации общества и важнейших сферах его жизнедеятельности и на этой основе выработать у студентов целостные и устойчивые мировоззрения, необходимые для становления профессиональных качеств юриста и активной гражданской позиции;
– развить у студентов умение анализировать природу человека, его способности и возможности, потребности и интересы, пути социализации и совершенствования личности, многообразие способов познания окружающего мира;
– способствовать пониманию студентами способов регулирования общественных отношений при помощи социальных норм, многообразных тенденций развития современного мира, особенностей эволюции российского общества;
– развить у студентов навыки, обеспечивающие адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества, научиться определять собственное отношение к этим изменениям;
– расширять общий и профессиональный кругозор студентов, создать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней профессиональной школы в высших учебных заведениях и путем самообразования;
– содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.
Названные задачи решаются с учетом обществоведческой и исторической подготовки студентов, полученной ими в школе. Вместе с тем характер изучения обществознания на этой ступени обучения меняется. Занятия обществознания строятся по проблемному принципу. Объектом изучения являются основные общественные явления и тенденции развития. Студенты знакомятся с некоторыми базовыми научными концепциями, анализируют различные точки зрения и оценки, учатся определять и аргументировать свое отношение к предметам обсуждения и спора в составе обществознания. При этом используются знания и умения, полученные на уроках обществознания.
В результате изучения данной дисциплины студент должен
знать:
– основные обществоведческие термины и понятия, то есть их правильное распознавание и употребление;
– существенные признаки изученных социальных явлений;
– структуру социального объекта (процесса), соотношение и функции его элементов;
уметь:
– сравнивать изученные социальные объекты, то есть выявлять их отличия от всех иных и сходства с родственными;
– характеризовать изученные социальные объекты и процессы;
– объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
– проводить самостоятельный поиск, анализ, творческую переработку необходимой социальной информации, полученной из различных источников, в том числе, из Интернета и СМИ; высказывать суждение о назначении и ценности источника; характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;
– рассказывать (устно или письменно) о социальных явлениях и процессах; на основе текста учебника и дополнительной литературы составлять описание социальных объектов;
|
|
– приводить собственные примеры, то есть пояснять, иллюстрировать и аргументировано раскрывать изученные теоретические положения на соответствующих фактах;
– соотносить единичные социальные факты и общие социальные процессы, показывать последовательность возникновения и развития социальных явлений, классифицировать социальные объекты, излагать суждения об их причинно-следственных связях;
– давать оценку изученных социальных процессов и явлений, сверяя ее с выводами, представленными в учебной и популярной литературе, в итоге определять суждение о ценности, актуальности и предназначении социальных объектов.