Вопрос №1

Хараппская цивилизация.
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4000 лет назад в долине Инда.
Цивилизация появилась на основе небольших общин, образовавшихся в долине Инда ок. 3000г. до н.э. Люди получали всё необходимое для жизни, занимаясь сельским хозяйством, а впоследствии – торговлей. Продовольственные продукты и художественные изделия ремесленников обменивались на товары, привозимые из других земель, в том числе на металлы и одежду. В настоящее время известны остатки более сотни городов.
Столицами политических объединений уже в 3 тыс. до н.э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро – крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя и началось социальное расслоение населения. Жители долины Инда в древности имели свою собственную систему письменности. Городами видимо управляли цари. Вполне возможно, что вожди были одновременно и жрецами.
Постепенно, начиная примерно с 1800 г. до н.э., цивилизация долины Инда приходит в упадок. Причины этого не вполне ясны, но можно предположить, что одной из них были частые наводнения, а также то, что жители исчерпали плодородие почвы и вырубили почти все деревья. Раскопки свидетельствуют об упадке торговли и ухудшении качества зданий. Наконец, причиной разрушения некоторых городов, таких, как Мохенджо-Даро, могли стать войны. Дата окончательного распада цивилизации остаётся неясной, но он мог произойти после прихода (ок. 1500 г. до н.э.) групп индоевропейских племён, называющих себя ариями. Они заняли долину Инда, мигрируя далее на восток в сторону долины Ганга.
Ведийский период.
Период развития Индии с середины 2 тыс. до н.э. до первой половины 1 тыс. до н.э. получил название ведийского. Большинство сведений об ариях содержится в цикле древних религиозных гимнов и поэм, сложенных жрецами. Эти поэмы передавались из уст в уста, и ок. 900 г. до н.э. они были собраны в единый свод, получивший название «Ригведа». (Позднее были составлены и три другие части Веды.) «Ригведа» описывает события той эпохи. Арии основали несколько царств, и каждое имело своего собственного раджу (правителя). Богатство человека определялось по числу голов скота, принадлежащего ему. В этот период появляется разделение общества на классы. Возникают класс жрецов, класс воинов и класс земледельцев и купцов. В самом низу общественной лестницы находились дравиды (коренное население) и потомки от смешанных браков между ариями и дравидами. Это создавало предпосылки для возникновения кастовой системы, которая сохранилась в Индии до наших дней.
Возникновение государства. Руководство племенем осуществлял военный вождь – раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.
С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали своё значение и превратились из собрания соплеменников в собрание знати, приближённых раджи.
Органы племенной администрации превращаются в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые выплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.
В 6 в. до н.э. произошли важные изменения. Центр могущества ариев переместился в бассейн Ганга, где четыре правителя повели между собой войну за право управления всей страной.. Арии создали ирригационную систему, вывели новые породы скота и стали использовать прирученных слонов., Появились деньги и руновая система письменности.
Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.
Магадхо-Маурийская эпоха.
В эту эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю Индию.
Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также падение роли институтов племенного управления.
Хотя создание единого индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию культур, стиранию узких племенных рамок, всё же империя Маурьев состояла из племён и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства и во 2 в. до н.э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.
Изучая общественный варно-кастовый строй Индии, обратите внимание на фундаментальные различия между социальными группами. Дайте характеристику эволюции сословного строя. Чем отличался варно-кастовый строй Древней Индии от социальных структур других стран Древнего Востока? Какую роль играла древнеиндийская сельская община? Выделите отличительные особенности института рабства в Древней Индии.
Рассматривая государственный строй важно показать основные черты монархической власти (роль царя, система управления в центре и на местах, судебная система, армия).
Варно-кастовый строй наложил отпечаток и на правовую систему Древней Индии. Важнейшими правовыми памятниками являются Дхармашастра Ману («Законы Ману») и Артхашастра Каутильи. Изучение данных источников призвано дать студентам представление о религиозной социо-нормативной культуре Древней Индии, о способах закрепления в идеологических догматах, предписаниях религиозной морали и в правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, деления общества на варны и другие социальные группы. Кроме того, должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, приобрести знание особенностей правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, усвоить отражённые в текстах указанных произведений представления о преступлении и наказании, ознакомиться с зафиксированными здесь элементами судоустройства и правилами судопроизводства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: