double arrow

Далее

План.

Л Е К Ц И Я

У Т В Е Р Ж Д А Ю

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

Начальник кафедры государственно-правовых

дисциплин Смоленского филиала МосУ МВД РФ

кандидат исторических наук,

подполковник милиции И.А. Кипров

«____»_________________________ 2007 г.

по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Тема: «МЕХАНИЗМ ГОСУДАСТВА»

Смоленск, 2007

Лекция по учебной дисциплине «Теория государства и права». Смоленск: Смоленский филиал МосУ МВД России, 2007.

Подготовлена доцентом кафедры государственно-правовых дисциплин, к.ю.н., капитаном милиции Перетокиной Н.Н.

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин СФ МосУ МВД России «___»_________ 2007 г.

Протокол № ____

Смоленский филиал Московского университета МВД России, 2007

1. Понятие и признаки механизма государства.

2. Принципы организации и деятельности механизма государства.

3. Структура механизма государства.

Основная литература и источники:

· Конституция РФ от 12.12.93 г. М., 2005.

· ФКЗ РФ № 5 – ФКЗ «О референдуме РФ» от 28.06. 2004 г.

· ФЗ РФ № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18.05.2005 г.

· ФЗ РФ № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 г. (с изм. и доп. от 21.07.05).

· Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов. М., 1999. Гл. 5.

· Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. Гл. 6.

· Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2000. Гл. 6.

Дополнительная литература:

· Смирнова Е.С. Россия на рубеже веков: укрепление государственности // Государство и право, 2002, № 8, С.112-115.

· Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право, 2002, № 2, С 5-13.

· Зубрицкий В.И. Основные проблемы государственности // Вестник Московского Университета МВД РФ, 2003, № 2, С.8-10.

· Биктасов О.К., Щербаковский Г.З. Взаимодействие государства и гражданского общества в условиях интеграции в международную правовую систему: некоторые вопросы истории и теории // История государства и права № 6, 2006.

· Аверьянов В.Б. Содержание деятельности аппарата государственного управления и его организационные формы // Советское государство и право.1998, № 6

· Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. 1992. № 3. С. 13-20.

· Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право,

· 1997. №3. С. 14-21.

· Сахаров А.А. Институт президентства в современном мире. - М., 1994.

· Скитович В.В. Судебная власть и принцип разделения властей // Вестник МГУ. Серия 11 Право. 1994. № 3.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводила свой политический курс.

В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все виды государственных органов. Такой подход был общепринятым в 50-80 гг., и обнаруживается в научных трудах последних лет. Так, механизм современного Российского государства рассматривается как пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. При таком понимании специфика данного явления и соответствующего ему понятия исчезает.

Вместе с тем государственный механизм трактовался и в другом смысле, а именно, как совокупность государственных opганов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти. Здесь налицо более широкий «набор элементов», но отсутствует системообразующий признак и неясно соотношение механизма государства и госаппарата. Более того, увлеченность функциональными характеристиками и доктриной разделения властей приводит отечественных и зарубежных авторов к игнорированию данного понятия в контексте «государства» и «государственных органов».

В современных условиях понятие «механизм государства» находит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юридической науке, а не зарубежной. Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государственная власть, институты государства, форма государства, форма правления. И тем не менее для обогащения понятийного аппарата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправдано использовать данное понятие.

Каково же его содержание? Какие явления государственной жизни оно позволяет познавать.

Государство нельзя рассматривать как застывшую, статичную систему. Оно действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Думается, понятие «механизм государства» служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Оно позволяет как бы связывать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический смысл. Таким образом, механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. Профессор В.М. Корельский определяет механизм государства как целостную иерархическую систему государственных органов и учреждений, практически осуществляющие государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.

1) Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2) Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

3) Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, - вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4) При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям.

Думается, в таком подходе к механизму государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия. Одним из наиболее весомых доказательств служат конституционные характеристики государства.

В отечественных конституциях всегда закреплялись система органов государства, основы управления государственными организациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции Российской Федерации установлены основы организации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция федеральных государственных органов, порядок введения налогов, управления государственной собственностью, утверждения и исполнения бюджета, федеральных программ. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета и налогов.

В конституциях иностранных государств чаще всего содержатся нормативные характеристики государства, власти и видов государственных органов. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти, это институты президента и монарха. Тем не менее применяются и другие конституционные понятия. Так, в Конституции Республики Молдова есть раздел III «Публичные власти», в нем глава VIII посвящена публичному управлению

В то же время в Конституции Австрии есть ст. 18 и 20 о государственном управлении, кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразделы «З. Федеральные органы безопасности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и иными функциями). 5. Федеральные школьные органы».

Возникновению и развитию механизма государства присущи некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых политических сил приводит к слому старого и созданию нового механизма, причем всех его элементов. Такие «сломы» происходили в нашей стране в 1917 г. и 1989-91 гг. Реформы чаще всего направлены на планомерные изменения отдельных элементов государственного механизма. Эволюционный путь означает постепенные изменения тех или иных составных частей механизма государства.

2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

Под принципами организации и деятельности механизма государства понимают наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. К таким принципам относят:

1) принцип приоритета прав человека;

2) принцип законности и конституционности в организации и деятельности механизма государства;

3) принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

4) принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;

5) принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;

6) принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности механизма государства, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

7) принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.

Особого внимания заслуживает принцип разделения властей. В современном мире – разделение властей – характерная черта, признанный атрибут правового государства. Сама же теория разделения властей – итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически она была развита и обоснована Джоном Локком, в классическом виде она разработана Шарлем Луи Монтескье: «Политическая свобода объекта представляет собой уравновешенность ума, возникающую из понимания, которое каждая личность имеет о своей безопасности. Для того чтобы иметь эту свободу, требуется, чтобы правительство было организовано таким образом, дабы люди не боялись друг друга.

Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы и использовать их тираническим образом.

Опять же свободы быть не может, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя».

Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных ветвей власти, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».

Большой вклад в развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее ан практике внес американский государственный деятель (дважды бывший президентом США) Джеймс Мэдисон. Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех ветвей власти является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.

Сдержками и противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех ветвей власти. Так, несмотря на то, что Конгресс – законодательный орган, президент может наложить вето на законы, и суды могут объявить акт Конгресса недействительным, если он противоречит Конституции.

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционном Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ.

Однако практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в литературе, все готовы признать отдельное существование каждой из трех ветвей власти, но никак ни их равенство, самостоятельность и независимость.

Таким образом, разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. Основные положения теории разделения властей следующие:

- разделение властей закрепляется конституцией;

- согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям или органам;

- все ветви власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена другой;

- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой ветви власти.

3. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

Профессор В.К Бабаев выделяет следующие элементы государственного механизма: а) государственные органы; б) публичные службы и корпорации; в) процедуры принятия государственных решений; г) ресурсное обеспечение.

Рассмотрим подробнее элементы государственного механизма. Важнейшее место занимают органы государства. Орган государства есть структурно обособленная и юридически оформленная часть государственного аппарата, обладающая самостоятельностью для выполнения возложенных на него государственных функций.

Для органа государства характерны следующие признаки:

1) Наличие компетенции – совокупности прав и обязанностей определенного содержания и объема. Компетенция органа государства обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

2) Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты (эти акты могут быть нормативными или индивидуально определенными), а также в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

3) Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы.

4) Наличие постоянного персонала, государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются также законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

5) Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования.

6) Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

7) Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие средства и методы.

Органы государства классифицируются по различным критериям.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах, их полномочия распространяются только на регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

По порядку принятие решения органы государства подразделяются на коллегиальные (Государственная Дума) и единоличные ( Президент). Единоличный орган принимает решение путем самостоятельного императивного волеизъявления, а коллегиальный – большинством голосов граждан, уполномоченных законом или иным нормативно-правовым актом принимать решение в пределах своей компетенции.

Предложенные выше классификации органов государственной власти обобщают теоретические знания о них, но не позволяют на практике образовать систему этих органов. Это позволяет сделать теория разделения властей, согласно которой вся государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть означает функционирование представительных и законодательных органов, строго регламентированный законодательный процесс, отношения депутатов и избирателей, систему выборов. Конечно, ядром ее выступаю парламенты. В России это Федеральное Собрание с двумя палатами - Государственной Думой и Советом Федерации и их регламентами. Законодательная деятельность является для него главной функцией.

Законодательная власть – это делегированная коллегиальная власть. Джон Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы. Название данной ветви власти «законодательная» не означает, что кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Немаловажную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль за работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. Таким образом, законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти.

Исполнительная власть всегда находится в центре общественной жизни. Поводов для этого много, ибо на исполнительную власть приходится основной объем работы по управлению государственными делами, и с ними нелегко справиться. К тому же неверные и упрощенные представления об исполнительной власти мешают ей эффективно действовать. То она «обрастает» бюрократизмом и разлагается коррупцией, то жестко «приказывает» и «ограничивает», то вступает в противоборство с законодательной властью. Кадры управления далеко не всегда готовы правильно и своевременно решать новые задачи. А отсюда и ошибочные решения, и действия в экономической, политической и социальной сферах.

Для чего нужна исполнительная власть? Во-первых, для осуществления государственного управления и регулирования. Во-вторых, для обеспечения прав и интересов граждан. В-третьих, для оперативного решения государственных дел. В-четвертых, для исполнения законов. Таково ее предназначение и выделяемые этого средства (материальные и финансовые ресурсы), мощная и разветвленная структура, корпус управленцев, информация. Исполнительная власть призвана обеспечивать повседневное управление государственными делами и исполнение законов.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название – исполнительные. Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и на всей территории государства. Другой признак означает, что она носит «силовой характер» (особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, полиции, органам безопасности).

Исполнительная власть в различных государствах осуществляется правительством (президентом) и его органами на местах. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями.

Исполнительная власть в Российской Федерации реализуется через Правительство РФ и органы исполнительной власти на местах. Президент в России согласно ч.2 ст.80 Конституции РФ обеспечивает государственную целостность и согласованное функционирование органов государственной власти. Институт президента находится как бы над властями и одновременно взаимодействует с каждой из них в соответствии с Конституцией и законодательством.

В соответствии с ч.2 ст.77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Но это не универсальная система, ибо ее единство очерчено рамками предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Вне их последние самостоятельны, и данное обстоятельство нужно полностью учитывать.

Су дебная власть как разновидность государственной власти включает в себя систему судебных органов, статус судей, принципы правосудия, виды судопроизводства. Ее положение в системе разделенной публичной власти отличается наибольшим своеобразием. Ее органы выступают своего рода противовесом первым двум ветвям власти в борьбе за обеспечение прав человека. Именно судебные органы защищают человека от произвола первых двух ветвей власти. Они разрешают споры между органами этих ветвей власти. Но самое главное – именно судебные органы делают то, что неспособны сделать все остальные органы публичной власти: установить истину в юридическом смысле слова. Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значение. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.

В Российской Федерации в систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Иными словами, и здесь организация и функционирование власти означает использование комплекса элементов. Главным из них является построение судебной системы. В нашей стране действуют федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации». Подготовлен федеральный закон о судах общей юрисдикции. Готовится концепция административной юстиции.

Следующим элементом государственного механизма выступают публичные службы и корпорации. Для нашей страны характерны публичные службы, выражающие структурно и функционально объединенные массы граждан и соответствующие организации. В их рамках существуют свои звенья, соподчиненность, персонал, нормы поведения. Предназначены они для обеспечения публичных интересов.

Можно выделить три таких структуры. Во-первых, армия, налоговая полиция, пограничные, железнодорожные войска как жестко организованные и централизованно yправляемые структуры. Их назначение — охрана правопорядка и обеспечение законности и безопасности, обороны страны.Специальное законодательство посвящено их статусу.

Во-вторых, публичные службы, призванные оказывать общественные услуги. Это — системы телефонной, телеграфной, почтовой и электронной связи, это — транспортные системы, энергетические системы, это — системы жизнеобеспечения населения.

В-третьих, государственные корпорации типа Газпром, ЕЭС- Россия, Водохозстрой, сочетающие функции самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного регулирования.

Все вышеназванные публичные службы и корпорации находятся исключительно или преимущественно в государственной и муниципальной собственности. Данное обстоятельство облегчает их гибкое использование в общественных интересах.

Рассмотрим такой элемент механизма государства, как процедуры принятия государственных решений. Именно oни придают динамичный смысл деятельности госорганов и публичных служб, поскольку правильное и своевременное решение экономических, социальных и политических задач является важнейшим показателем ее эффективности. Государственные решения принимаются на разных уровнях и с помощью различных процедур, вид которых определяется характером субъекта права и содержанием решений. Закон и иные акты устанавливают процедуры.

Можно классифицировать процедуры принятия государственных решений следующим образом: а) процедуры выборов, референдума и народных собраний, когда прямое волеизъявление граждан служит непосредственным источником решений; б) процедуры самостоятельного принятия решений каждым государственным органом; в) совместное принятие решения несколькими субъектами права; г) согласованное принятие решений (в рамках бюджетного процесса и т.п.); д) принятие решений в соответствии с принципами и нормами международного права, актами межгосударственных объединений типа СНГ, Союза России и Беларуси.

Деятельность государственных органов и публичных служб и корпораций, принятие и реализация государственных решений невозможны без ресурсного обеспечения. Оно выступает важным элементом механизма государства и включает в себя:

а) управление государственной собственностью;

б) регулирование бюджетно-налоговых отношений;

в) использование природных ресурсов;

г) материально-техническое обеспечение;

д) режимы использования людских ресурсов, имея в виду законодательство о труде, о занятости и т.д.

Ресурсному обеспечению посвящены специальные законы и правовые акты, а также госорганы. От его накопления, приумножения и рационального использования во многом зависит функционирование других элементов государственного механизма.

Таким образом, государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий: а) обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов; б) последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы; в) правильно использовать методы правового регулирования, социальной и политической сферах; г) поддерживать баланс элементов механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других; д) способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.

В то же время общественная практика в России и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях от конституционной модели механизма государства. Нередко возникают неформальные структуры, которые действуют параллельно с государственными институтами или даже присваивают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Разрастаются лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс и уровни принятия государственных решений.

Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращение негативных явлений.

Государственный механизм действует и развивается не изолированно от институтов гражданского общества. Его взаимодействие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере экономики и социального развития. И вместе с тем закон допускает возможное наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства. Государство контролирует реализацию переданных полномочий.

Взаимодействие механизма государства с местным самоуправлением способствует расширению демократической базы государственной власти. Реализации конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественными объединениями граждан — партиями, профсоюзами, общественными движениями. Диалоги и умение достигать договоренности между госорганами и объединениями граждан приводят в итоге к общественному согласию. Оппозиционные действия и политическое давление нередко порождают конфликты.

Для гражданского общества и механизма государства ключевой проблемой является доверие и поддержка населения. Отчуждение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет государственный механизм.

Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринимательства, творческих союзов и др.). Это позволяет правильно сочетать публичные и корпоративные интересы.

Есть такое важное явления которое происходило в россси, как положение крестьян, а именнов опрос оформления крепостного права., смута и на это очень сильно повлияла.

В сереодине XVI века, при иване грозново был судебник, смогалсно ему крестьяне еще сохраняли право перехда, т.е. разв году осенью после окончания уборки урожая, кретсьян мог запалтить хозяину и уйти от него. Потом была ливоская земля, опричинина, которая худшили эконочиеское сотсояние в стране, крестьяне стали убегать в сибирь, или на юг к казакам, и стало не хватать рабочей силы. Поэмтуо в 80е году, вводятся заповденые лета, запрещались переходы, а кретсьян беглых возращатсья к прежним хощяевам. А потом начинаетс ясмутное время, в атсране возникает голод при борисе годуновом, не урожай, поэмтоу феодалы начиаюнают выгонять своих крстеьян потому, что не могут прокромить, а потом начинает гражданкася война, их неому ловить, они сами поймают кого угодно, протистуя против тяжелых условий жизни.

Начинатес явозраждождние моковского государство, одна часть погибла, другая часть убежала, и в центре страны взапустии боярские и дворянские владенияю. Земли есть, работать неомнеомк,У причнм у государсвта нет сил ловить крестян и возрращстяь назад.

Смута замедлила, ослабила офромление в россии государтсва, толко в 20-30 году гослуарсвто начинает возрвщатсья как было до смуты. Начинается пеперись наскелния, чтобы занть кто выжил и не выжил, в 40е годы вводится 10 летний сыск крестьян, но это возрващение к тому, что было в смутное время. Смута затормо=озила, остановила то что было в смутное времяю одним из таких драматических элементов смуты, кроме территориальных потреь – это рост ксенофобии, рост едовремя ко всему иностранному. Для россии это было не очень хорошее явления, потму, что московсекео гоудсравто отсовстовало от запада, нужно было заимсвотвать технологии с запада, но его боялись после смуты, потому, что нечего там было смотреть и заимстмовать.

После смуты нужно было восстанавливать, а отсюда отстование от западно-росскийских стран. Те двигужутся вперд,а россия в конце 16 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: