Социальная политика государства

Многие важнейшие проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночным механизмами и нуждаются в государственном участии. Сюда относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет материально-вещественных факторов производства. К числу других, нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Социальная сфера включает все государственные и негосударственные институты, которые предоставляют гражданам бесплатные или льготные услуги по материальному обеспечению, здравоохранению, образованию и иным видам помощи. Важнейший отличительный признак социальной сферы состоит в том, что некоторые услуги оказываются гражданам не в обмен на труд, а просто потому, что они являются гражданами того или иного государства. Хотя уровень доходов оказывает влияние на объем социальных услуг каждому гражданину (например, размер пенсии), эта связь не прямая, а косвенная и зачастую даже обратная: лица с низкими доходами, как правило, получают больший объем социальных услуг со стороны государства, чем лица с высокими доходами.

В ХХ веке в развитых странах социальная сфера чрезвычайно расширилась с точки зрения объема государственных расходов и с точки зрения видов и качества социальных услуг. Кроме традиционных – образования и здравоохранения, получили развитие новые элементы социальной сферы:

1. Социальное обеспечение – система предоставления материальной помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных, а также семей с детьми.

2. Социальное страхование – материальное обеспечение наемных рабочих в случае болезни и при наступлении старости, т.е. главным образом оплата больничных листов и пенсионное обеспечение.

Расширение социальной сферы произошло благодаря, прежде всего, росту материального благосостояния общества. В тоже время высокий уровень развития социальной сферы служит одной из главных предпосылок роста экономике в целом.

Социальная сфера финансируется и развивается за счет двух источников:

- бюджетные средства.

- индивидуальные платежи и взносы.

Государственный бюджет является главным источником финансирования социальной сферы. Это обусловлено следующими моментами: многие социальные услуги по существу являются общественными благами; не все граждане в состоянии оплатить высокий уровень социальных услуг.

В развитых странах сложилось несколько моделей социальной политики. Их можно классифицировать по ряду критериев:

- место социальной политики в системе национальных приоритетов;

- распределение социальных функций между государством, обществом и бизнесом;

- объем социальных расходов как доля от ВВП;

- особенности национальной социальной политики;

Можно выделить четыре модели социальной политики:

1. Англосаксонская модель (США, Великобритания, Канада, Ирландия). Здесь средний уровень перераспределения налогов через государственный бюджет на социальные цели; преобладание негосударственных (частных и общественных) социальных учреждений; основа стабильности и благосостояния – прежде всего владение собственностью: недвижимостью, акциями, дополненное социальным страхованием; политика государства на рынке труда направлена на стимулирование бизнеса.

2. Континентальная модель (большинство стран Западной Европы). Здесь предусматривается высокий уровень перераспределения ВВП, финансирование социальных услуг за счет высоких налогов и страховых взносов, наличие развитых институтов социального партнерства, активное стимулирование рыночной конкуренции со стороны государства. Первоначально эта модель сложилась в ФРГ в 50-е годы и в наибольшей степени соответствует идеям социальной рыночной экономики.

3. Скандинавская модель. Она начала складываться еще до Второй мировой войны на основе идей социал-демократии. Здесь имеет место очень высокий уровень перераспределения налогов через госбюджет (до 60 %), высокие налоги, чрезвычайно развитая система пособий и льгот. В последнее время эта система периодически сталкивается с кризисами из-за высоких налогов и ослабления стимулов к труду и предпринимательству.

4. Южноевропейская модель (Испания, Португалия, Греция). Здесь доля перераспределения через бюджет на социальные цели менее 50 % ВВП и значительно меньший диапазон социальных услуг, чем в западноевропейских странах. Но данная система развивается и приближается к континентальной модели.

Среди многих социальных проблем одной из наиболее значимых является проблема чрезмерного имущественного неравенства. Само по себе имущественное неравенство, дифференциация доходов являются неизбежным следствием работы рыночного механизма и следствием различной экономической активности людей. Однако весь вопрос в том насколько высока эта дифференциация. Именно высокий уровень дифференциации доходов и имущественного положения является свидетельством социального неравенства и неблагополучия, является базой для возникновения в обществе социальных конфликтов, росте напряженности и нестабильности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: