Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы

Во-первых некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы.

Государственное регулирование экономики.

Финансовая система государства.

Денежно-кредитная система.

Социальная политика государства.

Государственное регулирование экономики.

Государство также можно рассматривать как субъекта экономических отношений, т.е. как совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.

Общество наделяет государство правом и обязанностью исполнять определенные экономические функции.

Важно знать, что государство в своей деятельности не руководствуется рыночным принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена, поэтому его нельзя рассматривать как обычный субъект рынка. В своей деятельности государство должно руководствоваться целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста, и многими другими целями, которые выходят далеко за рамки рыночных принципов. Еще один важный момент состоит в том, что государство, будучи источником экономического законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам.

«Провалами» рынка называют такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения. Ранее в теме «Товарное производство и рынок» назывались следующие недостатки («провалы») рыночной системы:

· Угасание конкуренции. Это ведет к установлению отдельными экономическими субъектами монопольного контроля над рынком.

· Неравное распределение доходов. Это ведет к излишней дифференциации в обществе, к появлению бедности.

· Неспособность рынка устранить «внешние эффекты» («экстерналии»).

· Отсутствие производства общественных благ. Это такие блага, которые приносят пользу всем, но их производство не может приносить прибыль, т.к. потребители могут получать эти блага бесплатно.

· Нестабильность. Это означает, что экономическое развитие идет неравномерно, случаются кризисы, в экономике присутствует безработица и инфляция.

В последнее время к этим недостаткам рынка добавляется еще и неравномерность распространения информации в экономической среде. Это ведет к тому, что те, кто располагает большей информацией, получают преимущество перед другими и возможность принимать субъективно более выгодные решения.

Эти неоптимальные или нежелательные для общества решения, вытекающие из самой природы рынка, устраняются с помощью государственного регулирования экономики. для этого государство должно выполнять ряд экономических функций:

Это прежде всего:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рынка.

2. Защита конкуренции. Развитие монополий оказывает отрицательное влияние на состояние экономики. Государство призвано противостоять развитию монополий.

3. Перераспределение доходов. Правительство берет на себя задачу уменьшить неравенство в доходах. Оно делает это через трансфертные платежи и модификацию цен. Государство устанавливает минимум заработной платы и обкладывает налогом личные доходы.

4. Перераспределение ресурсов. Государство стремиться не допустить бесконтрольного и бесплатного присвоения определенных ресурсов отдельными частными лицами. Например, охраняет и защищает окружающую среду. С другой стороны, государство способствует переливу ресурсов в те отрасли, продукция которых приносит выгоду обществу в целом, а рынок не производит нужное количество этого продукта. Например, образовательные услуги.

5. Производство общественных благ. Этими благами людей должно обеспечивать государство. Финансировать же их производство следует через сбор соответствующих налогов.

6. Стабилизация. Государство помогает частной экономике обеспечивать полную занятость и стабильный уровень цен, т.е. прежде всего борется с безработицей и инфляцией.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая государственными учреждениями в целях стабилизации экономики и приспособления ее к изменяющимся условиям.

Возможность ГРЭ появляется тогда, когда экономика достигает определенного уровня развития, складывается единый народнохозяйственный комплекс, значительных величин достигает концентрация производства и капитала.

Задачи ГРЭ - это стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре экономики, поддержка экспорта.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия социально - экономической жизни страны, где возникают трудности не разрешаемые рынком, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики.

Основные объекты ГРЭ - это:

- экономический цикл; отраслевая и территориальная структура экономики; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР); условия конкуренции; социальные отношения и обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Инструменты (средства) ГРЭ делятся на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения (например выдача лицензии).

К числу экономических средств относят прежде всего денежно-кредитные и финансовые.

Важную роль в процессе регулирования отводится государственному сектору в экономике. Наконец высшей формой ГРЭ является государственное программирование экономики.

К числу денежно-кредитных методов относятся:

1. учетная (дисконтная) политика.

2. установление размеров обязательных резервов.

3. операции на открытом рынке.

К числу финансовых методов относят проведение политики в области государственных расходов и налоговую политику. Данные методы будут рассмотрены более подробно в последующих темах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: