Право Древнего Египта

Древнейшим источником права был обычай. Считается, что первый законодатель Египта Менес – первый царь первой династии, а по свидетельству Диодора Сицилийского, второй – царь Сазихис (по всей видимости, один из царей эпохи Древнего царства). Они якобы опубликовали закон, воспрещавший брать взаймы, не давая в залог мумию отца должника или собственную свою мумию, которая не хоронилась по смерти должника до неуплаты долга. Большое законодательство связывают с Рамзесом II, правившим в ХIV веке.

Его законодательство было направлено на укрепление армии и бюрократизацию государственного аппарата. В VIII в. до н. э. появляется обширный кодекс царя Бокхориса, состоявий из 8 книг (40 свитков). По нему впервые было запрещено обращение в рабство за долги, и право перестает быть исключительным занятием жрецов, а договоры прекращают писать языком священных формул.

Право собственности.

Земля в Египте формально находилась в собственности фараона. Однако на практике различались следующие категории земельных владений с различным правовым режимом:
а) храмовые; б) служилой знати, жрецов и воинов. Царь передавал эти земли им во временное владение, в квази-собственность.

Храмовая земля поступала в совместное пользование храмов и их должностных лиц, но постепенно по жребию стала разделяться между жрецами. С ХIХ-ХХ династий жрецы управляют землей уже без вмешательства со стороны государственных властей. Эти земли обрабатывали крестьяне, отдавая часть урожая государству и храму. Земля управлялась царской администрацией и храмовыми сборщиками. Земледельцы, не способные уплатить налоги, сгонялись с земельных участков. И только фараон Хоремхеб (ХIV династия) запретил это делать, но сохранил телесное наказание в виде палочных ударов за непоступление налогов.

Отдельные жрецы и воины также получали от фараона за свою службу земли вместе с инвентарем и рабами. Однако государственные чиновники продолжали управлять землей и взимать определенные доходы. Вся остальная государственная земля находилась в ведении крестьянских общин под управлением старшины. С ХVIII династии цари стали пахотные земли передавать ветеранам в виде дарения, а не в качестве платы за службу.

Непахотная земля (сады и застроенные домами участки) царь передавал воинам и чиновникам без обязательства нести службу; он мог их дарить по своему усмотрению. Из этого, по-видимому, сложилась частная собственность с куплей-продажей и дарением. Постепенно храмовая земля и земля отдельных граждан стала предметом купли-продажи, дарения и найма. Фактически, земля становилась частной собственностью. Что же касается движимых вещей, то живой и мертвый инвентарь, пожалованный фараоном вместе с землей за службу, считался частной собственностью и подвергался отчуждению.

В Египте большое внимание уделялось заупокойному культу, который требовал значительных затрат, потому у зажиточных людей для этой цели выделялось неотчуждаемое имущество, доходы с которого поступали на указанные цели. Такая собственность считалась семейной, находилась под управлением старшего члена семьи и переходила по наследству из поколения в поколение.

Обязательственное право долгое время имело форму торжественной клятвы перед жрецами и чиновниками. При царе Бокхорисе это отменяется, но письменный договор сохранился. Фараон постановил, что если кто-либо получит взаймы без договора и будет отрицать свой долг, он мог произнести клятву и тем самым освободиться от долга.

Купля-продажа получила широкое распространение, в особенности в период Нового царства. Отчуждение земли допускалось лишь для представителей сановных сословий, которые могли распоряжаться землей, пожалованной царем или храмами. Крестьяне же получили право продавать свои участки лишь при фараоне Бокхорисе, но только те владельческие земли, которые были пожалованы царем храмам, воинам и чиновникам. Остальные земледельцы были лишены такого права.

Договор купли-продажи с недвижимостью заключался с соб-людением ряда формальностей, трех последовательных актов.

Первый акт представлял соглашение между сторонами о деньгах (при этом сумма обычно не называлась), о предмете сделки с указанием на то, что платеж произведен сполна. Обязанность продавца – передать право собственности с соблюдением последующих актов и оградить покупателя от изъятия вещи третьим лицом. Второй акт имел чисто религиозный характер и подтверждал договор клятвой продавца. Третий акт представлял собой ввод покупателя во владение землей.

Он происходил перед судом, а затем имя покупателя регистрировалось в поземельных книгах вместо имени продавца. Право собственности считалось перейденным к покупателю после его ввода во владение земельным участком. Позднее происходят некоторые изменения
в формальностях купли-продажи и второй акт отменяется.

Договор займа регулировал передачу вещей в собственность заемщика с обязательством возвратить такое же количество вещей того же качества в обусловленный договором срок. Объектами договора могли быть деньги, зерно и т. п. До царя Бокхориса обеспечением договора служила личность должника или его родных, что могло привести должника или его членов семьи в рабство.

Другим видом обеспечения был залог мумии отца или мумии родственников, либо собственной мумии. Со времени Бокхориса договор кабалы отменяется и запрещается самовольный захват кредитором имущества должника. Кредитору запрещалось самовольно захватывать в качестве залога имущество должника, в особенности орудия сельского хозяйства. Но это правило не распространялось на органы власти и храмы. Крестьянам разрешалось закладывать землю.

Бокхорис также установил максимальный размер процентов: 30 % годовых– для денежного займа, и 33 1/3 % – для зернового займа. Однако общая сумма процентов не должна была превышать сумму долга. Запрещалось начислять проценты на проценты. Исключения допускались для храмов и органов власти, выступавших кредиторами. Для них разрешалось доведение общей суммы до четырехкратного размера суммы долга.

Аренда. Земля сдавалась на один год, а для застроенных участков и для домов в городе конкретного срока не было. Вознаграждение за аренду поля определялось долей урожая. Обработка арендуемой земли составляла не только право, но и обязанность арендатора. Для застроенных или предназначенных для застройки домами участков сроки аренды, как правило, не указывались.

В Египте встречались и договоры найма имущества, т. е. передачи вещей во временное пользование нанимателя.

Поклажа или хранение вещей, как и в других государствах, считалась безвозмездной как добросовестная сделка под покровительством религии. Египтяне знали и договор товарищества, т. е. договор, при котором участники объединяют свои средства для достижения какой-то единой хозяйственной цели.

Семейно-брачное право.

Египетская семья сохранила значи-тельные пережитки матриархата. Дети именовались по «материнству» (сын такой-то). Потому отец и мать и брат матери пользовались большим почетом. Широко были распространены браки братьев с сестрами, а в семьях фараона встречались браки царей с собственными дочерьми и вдовами своих отцов.

В течение почти всей истории египетского государства женщина в семье занимала высокое положение, именуясь «владычицей дома». Однако, начиная с V династии, постепенно роль женщин в семье меняется: она уже не считается равной мужу, и египтянину даже разрешается взять вторую жену, а у зажиточных мужчин появляются целые гаремы. Тем не менее, женщина в гареме не считалась законной женой и потому потомство от нее не признавалось членами семьи.

Брак заключался в виде договора, в котором женщина выступала как самостоятельная сторона и договаривалась сама. При этом, очевидно, брак совершался без религиозных церемоний. Жена сохраняла свое имущество. Муж даже обязывался давать жене определенные суммы на ее расходы, а для обеспечения сохранности ее имущества составлялась не только опись имущества жены, но и иногда супруг передавал супруге все достояния семьи.

Развод совершался свободно. При разводе жена получала определенную сумму, а ее дети сохраняли право на отцовское наследство. Однако в случае инициативы развода со стороны мужа все его имущество переходило к старшему сыну, который делил его между остальными детьми.

Полнолетие детей наступало с 12-14 лет. Дети имели определенную самостоятельность, располагая своим имуществом.

На них возлагалась обязанность заботиться и кормить родителей. В свою очередь, родители обязывались поддерживать детей своими средствами, потому они еще при жизни передавали детям все свое имущество. Сыновья и дочери наследовали поровну, а дети умершего наследника наследовали долю своего отца. Небольшое преимущество, правда, получал старший сын, на которого ложилась обязанность разделить наследство между всеми наследниками. При отсутствии детей к наследству призывались братья и сестры умершего.

Египетское право знало завещание: наследодатель отдавал распоряжение в отношении размера долей имущества, которое предназначалось пережившему супругу; он мог установить неотчуждаемое имущество для заупокойного культа. По завещанию делалась опись имущества наследодателя, потому завещание именовалось как «инвентарь». До V династии женщине разрешалось самостоятельно завещать свое имущество.

Уголовное право и судопроизводство.

Кровная месть была отменена, как и денежные выкупы. Наказание было очень суровым, и смертная казнь применялась широко, путем сожжения или меча. Высокопоставленным персонам, приговоренным к смертной казни, предоставлялось право самим убить себя, т. е. совершить самоубийство.

Законы предусматривали государственные преступления в виде измены, восстания и заговора. За это наказывался не только виновный, но и вся его семья. Тело мятежника запрещалось погребать, его выбрасывали в воду на съедение крокодилам. При Бокхорисе допускалась замена смертной казни обращением в рабство.

Применялись и другие виды наказания, в том числе и членовредительные: отрезание рук, носа, ушей, языка, кастрация. Телесные наказания осуществлялись в виде нанесения 100 палочных ударов. Принудительные работы сопровождались ссылками. Применялось и тюремное наказание. Практиковались денежные штрафы, а также бесчестящие наказания – выставления у позорного столба. Приговоренный имел право просить помилования у фараона, а также искать убежища в храмах.

Смертная казнь применялась также в отношении религиозных преступлений и за колдовство. Заговор и изготовление любовных напитков с целью околдования человека рассматривались как одно из тяжких преступлений. Смертной казни подвергались лица за следующие виды преступлений: умышленное убийство животных, посвященных богу, а также убийство ибиса, кошек, совы; выбрасывание нечистот в Нил; употребление в пищу запрещенных предметов; откапывание могил; погребение в запретной зоне в Абидосе; обнаружение места погребения быка Аписа; разглашение государственных тайн; принесение в жертву домашних животных до того как их отметили в качестве жертвенных животных.

Отступление от установленных правил лечения, изложенных в священных книгах бога Тота, изобретение нового танца или составление новой песни также считалось тяжелым преступлением. Смертная казнь полагалась за клятвопреступление, убийство, ложный донос. Отцеубийце вырывали мясо кусками из тела, потом клали его на шипы, затем сжигали. За подлог и кражу отрубали руку. Членовредительному наказанию подвергались за подделку печатей и монет (отрубали руку), пользование фальшивыми мерами и весами.
За прелюбодеяние женщинам отрезали нос, а ее соучастника подвергали кастрации, как, впрочем, и за изнасилование.

Наказывались люди, которые добывали средства к своему существованию незаконным путем, а также составлявшие ложные заявления о средствах к существованию.

Суд не был отделен от администрации: должностные лица вершили и суд. В Новом царстве существовала высшая судебная коллегия из 30 судий, в которую входили знатные граждане различных городов. Местными судами являлись суды номов, возглавлявшиеся их правителями. Фараон имел право самостоятельно разрешить любое судебное дело. К нему же обращались с жалобой или с просьбой
о помиловании.

Разбор по уголовным и гражданским делам осуществлялся одинаково. Дела возбуждались по жалобе потерпевшего, которому предоставлялось право поддерживать обвинение. Истец в жалобе указывал вид наказания, которого достоин обвиняемый, а также размер вознаграждения с него. Суд был письменным. Сторонам разрешалось
в заявлениях излагать свои соображения по возникшему делу. Судебное решение объявлялось без мотивации: судья молча прикладывал ко лбу выигравшего процесс лица изображение истины. Судебными доказа-тельствами служили свидетельские показания, клятва свидетелей и жалобщика, осмотр места преступления (по делам об осквернении могил), пытка в виде причинения боли рукам и ногам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: