Государственный строй. Во главе государства стоял фараон, имя которого не должны были произносить всуе. Его не называли по имени, а величали «высокий дом», по-египетски – «перо» (в

Во главе государства стоял фараон, имя которого не должны были произносить всуе. Его не называли по имени, а величали «высокий дом», по-египетски – «перо» (в еврейской транскрипции «пар /о», а в греческой – «фараон»). Царь обожествлялся и приравнивался к богу Ра или сыну бога Ра (царь солнца, сын солнца). Он бог при жизни и по смерти. Царь «источник жизни, здоровья и радость сердца», который не умирал, а «заходил в свой вечный горизонт». Царя окружал пышный церемониал, перед ним падали ниц. Великой честью для египтянина считалось, когда его допускали обнимать колени бога-фараона, а разговаривать с ним – награда, большая честь. Документы свидетельствуют, что люди падали
в обморок от волнения при мысли о встрече с царем. В его честь строились грандиозные пирамиды.

Фараон являлся единоличным законодателем и потому в Египте закон – это «то, что угодно царю». Его приказы исполнялись немедленно и слепо. Он также являлся главой исполнительной власти, был верховным судьей и верховным военачальником. Ему принадлежало верховное право на земельный фонд, из которого он наделял чиновников землей. Его власть передавалась по наследству. Однако полномочия фараона не были произвольными, а основывались на религиозно-моральных нормах справедливости (маат). Согласно традиции в Египте насчитывалось до 30 династий фараонов.

Осуществляя свою власть, фараон опирался на огромный чиновный аппарат, во главе которого стоял джати (чати). Его власть сравнима по характеру власти с последующими арабскими правителями визирями, потому зачастую в учебниках его так и именуют. На эту должность обычно назначали царевичей или других близких родственников. Джати – глава всего бюрократического аппарата, соединявший в одном лице административную и судебную власть. Его обычно называли «начальник всего государства юга и севера» или «тайный советник всех приказаний царя», или «управитель всей страны».

Джати оказывали большой почет: ведь он «пророк справедливости» и его голосом говорит бог законов Тот. Джати осуществлял все государственное управление: принимал участие в хозяйственном управлении, являлся начальником всех царских сокровищ, государст-венных складов и был руководителем царских работ. В Новом царстве он стал руководить вооруженными силами.

Джати осуществлял и судебные функции, считаясь высшей судебной властью, председательствуя в Совете десяти, а с V династии – и в верховной «палате шести», которая имела высшую судебную власть.

Далее следовал огромный чиновный аппарат с развитым делопроизводством, с многочисленными писцами и секретарями, которые при ХVIII династии получили общее название «послушные призыву», составив группу лиц, неоднородную по сословной и
классовой принадлежности. Особую группу составляли «большие послушные призыву царя» – придворные и крупные гражданские и военные чиновники.

Количество должностных лиц было значительным. Большую роль играл хранитель печати или главный казначей, заведовавший государственными складами с хранящимися там натуральными налогами. Потому его еще именовали «заведующим тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил». Ему же подчинялись два «казначея бога», т. е. казначеи фараона. На них возлагалась обязанность доставки строительных материалов для государственных построек.
С этой целью они нередко снаряжали экспедиции в другие страны за необходимым материалом, командуя одновременно защитными военными отрядами.

В Египте существовал огромный чиновный аппарат и развитое делопроизводство с обширной служебной перепиской. Многочисленные секретари и писцы вели учет государственного хозяйства, управляли царскими угодьями и складами, ведали полицией и судом.

Жалование чиновникам выдавалось натурой в виде земельных владений. Иногда высшим чиновникам царь разрешал взимать в свою пользу сборы с крестьян.

Жречество также активно участвовало в управлении государством. Как правило, между ними и чиновниками не существовало строгого различия: жрец назначался на государственную должность, либо чиновник становился жрецом. Могущество жрецов усиливается в Новом царстве. Что же касается рядового жречества, то они по своему общественному положению приближались к привилегированной части войска – колесничным бойцам.

Возглавляли номы номархи, которые, как правило, происходили из знатного рода. Сан номарха считался одним из самых высоких. Даже начальники царской казны получали этот сан в виде повышения. Иногда власть номарха простиралась за пределы области.

В Древнем царстве сельские общины возглавлялись старостами («ксерпы») с общинными советами – джаджаты. Впоследствии местное управление стало осуществляться главами номов, которые первоначально пользовались самостоятельностью, позднее их назначали фараоны. Они обладали административной и судебной властью, собирали подати в пользу казны. Страна по традиции разделялась на округа – Южный и Северный (во главе с наместниками), а они, в свою очередь, подразделялись на десять номов.

Государственные налоги складывались из поступлений от военных грабежей и «от ограбления собственного народа». В целях наложения всякого рода государственных и иных повинностей, египтяне регулярно подвергались разного рода «смотрам», все постоянно учитывалось и переучитывалось. Крестьяне обязывались отдавать чиновникам
пятую часть продуктов сельского хозяйства, скота и птиц, а ремесленники отдавали часть своих изделий. На население также возлагались различ-ные обязанности по строительству пирамид, дворцов, храмов, дамб.

Особенностью древнеегипетского государства было раннее обособление военной организации, которая неустанно развивалась. Фараон считался руководителем армии, но уже с глубокой древности около него появляется высший военный начальник, отвечающий за комплектование, обучение воинов и снаряжение армии.

Постоянная армия также возникла очень рано, в период Раннего царства. В ХIХ-ХVIII веках до н. э. при фараонах обособляется его гвардия, которая одновременно охраняла и столицу государства. Армия подразделялась на две части: пехота и колесничные. Конницы
не было. Размещалась армия равномерно на юге и севере. Основной тактической единицей являлся отряд из 50-200 воинов, разделенный на пятерки во главе со старшим. Оружие выдавалось только во время военного похода и принадлежало государству. Профессиональный флот появился в ХII в. до н. э. Имелся также особый «дом оружия». Отличительным признаком старших и низших военачальников служила палка в их руках.

В Египте, видимо, впервые появилось специальное военное законодательство, приписываемое царю Сесострису. Военнослужащие обязаны были жить совместно, тренируясь в военном деле и мастерстве. Они не могли отлучаться из мест дислокации и заниматься иным ремеслом. Дезертирство и неподчинение командирам наказывалось жестоко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: