Социальная структура Египта

Ееотличает крайне медленное развитие, обусловленное безраздельным господством государственного царско-храмового хозяйства, в которое было вовлечено все население. Потому,
по сравнению с другими государствами Древнего Востока, разница
между слоями и группами населения столь явственно
не ощущалась.

Верхушка общества состояла из жрецов, чиновников и военной знати. Жрецы распадались на множество групп в соответствии
с культами богов во главе с верховным или первым пророком бога. Особое положение занимали царские жрецы, ведавшие культом бога-фараона.

Важную роль играли писцы, из которых фактически рекрутировалась вся служилая чиновная знать. Доступ в их ряды, как и
в чиновный аппарат, был открыт для любого свободного египтянина. Существовали специальные царские школы по подготовке писцов.

Занятие было наследственным, но не кастовым. Принудительного наследственного закрепления египтян за определенными профессиями не существовало. Однако в ХVI-ХIV веках до н. э. постепенно складывается деление населения по профессиональному признаку
с наследственным закреплением привилегий, в особенности земельных. В последнем случае особое внимание уделялось земельному владению воинов, которые получили право непосредственного обращения
с жалобами к царю.

Свободные крестьяне назывались мерет. Они жили как на государственной земле самостоятельными общинами (каждый имел свой надел и платил сбор в казну), так и прикрепленные к земле, пожалованной фараоном храму, чиновнику или воину. Такие крестьяне
не имели права покинуть землю, платя государственные и господские повинности. При неуплате оброка их могли изгнать с обрабатываемого ими участка, однако, впоследствии такое наказание отменяется и заменяется телесными наказаниями. Нельзя было покинуть землю,
но с нее могли изгнать по причине неуплаты оброка.

В древнеегипетском обществе значительную роль играли свободные ремесленники, работавшие в государственных мастерских и рудниках, объединяясь по 10 человек в группу под особым надзором специального управляющего.

Имелись и «слуги царя» или «царские люди» (хемуунисут), понятийный термин которых был размытым и обозначал и полусвободного и зависимого работника, обладавшего небольшим личным имуществом. В Среднем царстве это было практически все трудящееся население страны. Основная их обязанность – работа
в рамках определенной профессии.

В этом же царстве из «слуг царя» выделяются неджес («маленькие»). Наряду с ремесленниками, неджес получают более высокий статус. Из них выделяются «сильные неджесы», которые слились со средним слоем мелких производителей, мелких чиновников и даже с низшим жречеством. Они стали претендовать на особое положение в обществе, и этот образ человека, выбившегося в верхи за счет неординарных личных качеств, обретает в Египте на какое-то время особую притягательную силу. Даже номархи во время правления
ХI династии охотно величали себя «сильными малыми». С развитием ремесла и роста в городах товарно-денежных отношений появляются зачатки цехового устройства в среде ремесленников, объединявшихся по специальности.

Наряду с неджес, в Новом царстве появляется обособленная категория египтян, обозначавшаяся как немху – земледельцы со своим хозяйством, ремесленники, мелкие чиновники и воины.

Что касается простого населения, не чиновного и не мастерового, то оно почти ничем не отличалось от состояния рабов, которые также трудились на строительстве пирамид, храмов, дворцов и т. п. государст-венных сооружениях.

В Египте имелись и постоянно находившиеся иностранцы, которые допускались к занятию торговлей и финансовыми операциями. Значительное развитие это получило в период Среднего и особенно Нового царства.

В глубокой древности военнопленных убивали, но со временем нужда в рабочей силе заставила обращать их в рабов. Это отразилось
в названии военнопленного секер – анх, т. е. «убитый живой». Рабство носило коллективный характер, однако, рабы считались собственностью царя (государства). Сановники и жрецы получали от фараона
земли с рабами, но последние не передавались им в собственность. Источником рабства был военный плен, а также самопродажа египтян
за долги, хотя это и не поощрялось властями. Приток рабов за счет военных действий в особенности усилился в Новом царстве. К примеру, фараон Аменхотеп II якобы только из одного сирийского похода привел 89 600 человек.

Рабы, несмотря на низкую производительность своего труда, использовались практически повсеместно. Они имели семьи и имущество. За преступления наказывались государственными органами власти, могли заключаться в государственную тюрьму. В случаях жестокого обращения раб имел право искать убежище в храмах и даже жаловаться на своего господина. Это могло превратить раба в слуг храма. Раб, отпущенный на волю, приравнивался к свободному, т. к. разряда вольноотпущенников в Египте не существовало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: