Возникновение католической церкви и папской власти

И КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Римский император Константин Великий (306-337 г.) заключает
с христианской церковью союз, издав зимой с 312 г. на 313 г. эдикт
о веротерпимости (Миланский эдикт), и новая вера после 325 г. становится государственной. Серией законов он освобождает священно-служителей от личных повинностей и податей, разрешает делать
в церковь различные вклады, предоставляет клирикам право составлять завещания. Церковь стала пользоваться самостоятельностью, но под контролем императоров. Духовенство существовало за счет добровольных приношений прихожан.

Во главе христианской общины стоял епископ (бук. «надзиратель», «блюститель»), выбиравшийся духовенством и общиной верующих, и утверждавшийся другими епископами провинции. В свою очередь, епископ избирал священников и назначал церковнослужителей – низший церковный персонал.

Епископ, стоявший во главе главного города диоцеза и имевший власть над другими городами административного округа, стал именоваться архиепископом. В гражданско-административном языке епископство еще получило название митрополит и, следовательно, епископ митрополии – главный город епархии (провинция по-гречески называлась епархией во главе с эпархом) или диоцеза.

Митрополит наделяется следующими правами: 1) наблюдение за церковными порядками провинции и за своевременным замещением
в ней вакантных епископских кафедр и управление делами последних до их избрания; 2) созыв поместных соборов и председательствование на них; 3) принятие жалоб и доносов на епископов и установление порядков суда над ними; 4) без его согласия подчиненные епископы не могли предпринимать ничего важного; 5) обозрение провинции; 6) объявление
в своей области монаршьих постановлений по церковным делам.

С упразднением власти светских правителей экзархов по делам церкви вселенские соборы утвердили за старейшими митрополитами диоцеза полную церковную власть над всеми епископами и создали новую высшую степень иерархии – патриаршество. Вначале это был лишь почетный титул, а с третьего Халкидонского собора 451 г. этот титул получили пять иерархов церкви, совмещающих в себе права высшей церковно-правительственной юрисдикции.

Высшим церковным органом стали считаться соборы, которые устанавливали догматы церкви. В них первоначально участвовали только епископы, затем и настоятели монастырей.

В IV в. на Востоке возникает монашество (от греч. – «один», «одинокий», «жить уединенно»), которое постепенно выстраивает свою организацию и вырабатывает уставы: на Востоке – устав Василия Великого, на Западе – Бенедикта Нурсийского.

Первоначально все епископы назывались «папами», т. е. отцами, и до конца V в. это считалось лишь почетным наименованием епископа. Постепенно римские архиепископы присваивают этот титул себе,
а с 1075 г. он стал относиться исключительно к ним. Это произошло потому, что по установившемуся преданию римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом; отсюда выводилось, что учение Христа сохранилось в полной чистоте лишь в Риме. Как апостол Петр – первый между апостолами, наместник Христа на земле, так и папа должен быть главою всех епископов. Основывая свои государственные права на преемстве власти от апостола Петра, папы и свои владения стали называть наследием Петра.

На поместном соборе 347 г. римскому папе были предоставлены значительные права: ему поступали жалобы от всех церквей, он получил право назначить новое следствие. Авторитет пап особенно увеличился
в период возникновения ересей. Они становятся судьями догматических споров; к ним обращаются императоры и патриархи. Возвышению пап способствовало и географическое положение Рима, как центра между Востоком и Западом. В IV-VIII в. папство оказало много услуг Риму и Италии, поэтому оно приобретает политическое влияние. В начале V в. папа Иннокентий I (402-417 г.) впервые обосновал религиозный авторитет римской церкви, провозгласив, что источник власти папы – верховенство апостола Петра. Первым из знаменитых пап был Лев Великий (440-461 г.), ставший объединителем власти и нравственного влияния церкви. Его преемники развили учение о превосходстве духовной власти над светской. Папы стали именовать себя «наместниками Иисуса Христа» и поэтому присвоили себе право «вязать и решать» на земле, как бог на небе.

С V в. усиливаются столкновения римских пап с восточными епископами, отстаивая требования признания их верховенства
в религиозных распрях.

Большую роль в укреплении папизма сыграл знаменитый Григорий I Великий, находившийся на папском престоле в 590-604 г., ставший выразителем всех стремлений папства того времени; его называли «раб рабов Божьих» и «консулом Бога». Он укрепил материальное положение и нравственный авторитет римского епископа, высоко подняв его власть, сделавшись защитником населения. Папа возвысил монашество и сделал его послушным орудием святого престола. В его руках, кроме Рима, сосредоточились громадные земли – в Галлии, Далмации, Африке и Азии.

Однако и в VII в. папы продолжали находиться в сильной зависимости от византийских императоров: до 685 г. вновь избранного папу утверждали они, а с 685 г. император передал это право экзарху.
В борьбе с лангобардами папы вынуждены были в 741 г. обратиться за помощью к майордому салических королей Карлу Мартеллу. В этих видах папа Захарий I в 750 г. одобряет намерение сына Карла Мартелла – Пипина Короткого – стать королем салических франков, а преемник папы Стефан II заключает с ним союзный договор, имевший громадное значение для судьбы папства. Пипин Короткий вместе сыновьями в 754 г. даровал папе грамоту, утверждавшую за римской церковью светскую власть над Италией и островами, за что был помазан папой и коронован вместе с сыновьями. В 756 г. король передает папе ключи от 22 городов Италии, а также равенский экзархат, римский дукат и Пентаполь. Появляется «Папская область». С целью обосновать свое правление над нею, в то же время появляется грамота о «даре» Константина Великого, который, якобы, пожаловал при своем крещении римскому папе город Рим и все италийские области и стран Запада.

Папа сделался светским государем, что вызвало крайнее неудовольствие герцогов и баронов. На помощь пришел сын Пипина Короткого – Карл Великий, который за оказанную папе услугу в 800 г. был коронован им императорской короной. Следствием этого стал разрыв между востоком и западом. Как «светский глава католического мира» Карл Великий возвышает духовную власть папы. Возникает теория
о «двух мечах», которые «Бог спослал на землю для защиты христианства: духовный меч – папе, светский – императору». Они должны совместно водворять на земле царство Божье.

Однако, не довольствуясь духовным владычеством, папы начинают стремиться захватить и светскую власть, вступая в борьбу с германскими императорами, западноевропейскими королями и епископами. С этой целью они ловко пользовались обрядом коронования, стремясь провести то убеждение, что коронование императорской короной – привилегия именно пап.

Идея о превосходстве духовной власти над светской постепенно становится господствующей. Подложный документ, так называемая Лжеисидоровая декреталия (составлена в Испании в VII в. и бездоказательно приписывается Исидору Севильскому) окончательно подорвала самостоятельность национальных церквей. Цель подложного декреталия – доказать, что уже в I в. власть римских пап стояла выше всего на свете, и, что ей должны подчиняться не только митрополиты и епископы, но даже соборы и императоры. Посредством Лжеисидоровых декреталий этому папе удалось утвердить свою верховную власть над всеми странами Западной Европы. Папа стал рассылать во все государства своих легатов учреждать духовенство.

Однако власть пап над королями не всегда была удачной; светские властители сопротивлялись, и им даже удавалось иногда взять верх над папами. Например, в начале Х в. за восемь лет ими было возведено и низвергнуто восемь пап. Падению влияния пап способствовало и их безнравственное поведение. Так, Иоанн ХII имел открытый гарем, пил за здоровье дьявола, играл в кости, совершал в конюшне церковные обряды рукоположения.

Папский престол становится игрушкой в руках светских феодалов, возводивших на него своих детей и родственников, как это произошло
с Бенедиктом IХ, ставшим папой в 12 лет, а затем выгодно продавшим свой пост. Даже существует легенда, что папский престол занимала женщина, под именем Иоанна VIII.

Из своего униженного положения папам удалось на время подняться благодаря союзу с германскими императорами
Оттонами I, II и III (962-1002 г.).

Достигнув большой силы на западе, папы заявляют свои претензии и на восточную церковь. Однако этого сделать не удалось, и в 1054 г. восточная и западная церкви разделяются (окончательно в ХIII в.) на восточную – православную и западную – католическую. Причем каждая из них оставила за собой название кафолической (всемирной) или
в латино-романском произношении, католической.

Отличие католицизма от православия заключается во введении
в церковную организацию, догматику и культуру новшеств, не прини-маемых православной церковью (добавление к «символу веры» об исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от его сына), а также идеи чистилища, учение о «сокровищнице преизбыточествующей благодати», следствием чего стало признание индульгенции («милости»), т. е. прощение грехов. Для католических священников с середины ХIII в. устанавливается целибат (лат. «неженатый») – обязательное безбрачие духовенства. Причащение вином и хлебом только для духовных лиц, а прихожане причащаются лишь хлебом.

Возвышению папской власти значительно способствовало и сильное развитие монашества. Большого триумфа папство достигло при Иннокентии III (1198-1216 г.), при котором оно осуществило свои мечты
о всемирной монархии: все европейские государи склонились перед папским престолом. По словам Иннокентия III, «папа занимает средину между Богом и человеком» и, что как луна получает свой блеск от солнца, так и королевская власть заимствует свой блеск от папской власти. С ХIII в. папы сделались совершенно самостоятельными владыками Рима.

Надо сказать, что культурное значение папства в средние века было довольно велико. Папство сблизило народы Западной Европы
в одно громадное целое, дало Европе определенное миросозерцание, явившееся большой объединяющей силой; оно умственно и нравственно воспитывало средневековое общество.

Однако по мере возрастания папского самовластия западная церковь утрачивала и здоровые элементы. Могущество иерархии портило нравы духовенства. Народы Западной Европы требуют коренной церковной реформы. Религиозная реформация стала протестом против «порчи церкви» в «главе и членах».

Термин «реформация» происходит от латинского слова reformatio и переводится как «преобразование», «исправление». Реформация – это форма борьбы против католической религии, охватившая в ХVI в. большинство стран Западной Европы. Ее идеологи утверждали, что для спасения своей души человек не нуждается в посредничестве церкви, потому что это достигается не внешним обрядовым проявлением религиозности, а внутренней верой каждого индивида. В реформа-ционном движении приняли участие различные слои населения и классы, которые преследовали разные цели, в том числе и политические.
В результате реформации и религиозных войн католическая церковь утратила свое монопольное положение в Западной Европе. На части территории Германии, Швейцарии, Англии и др. возникли новые протестантские церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: