Правопорядок и общественный порядок

В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой — состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Таким образом, правопорядок и законность — цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

91. Понятие правовых систем и основания их классификации.

Система права это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститу­тов, институтов, подотраслей и отраслей права.

. Классификация правовых семей современности.

В каждой стране действует свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности. Вместе с тем эти различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала.

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т. п.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, основным источником права выступает судебный прецедент, юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер, ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;;

• 2) романо-германскую (стран Европы, единая иерархически построенная система источников писа­ного права, доминирующее место в которой занимают норма­тивные акты главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

• правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

• имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

• высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);

4) социалистическую (Китай, Вьетнам, Господствовало узконормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место праву публичному. Для советской правовой системы оставались чуждой идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее принципу справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев)).

92. Характеристика романно-германской правовой семьи.

К романо-германской правовой семье относятся правовые сис­темы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Ав­стрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы пра­вовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особен­ностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

• единая иерархически построенная система источников писа­ного права, доминирующее место в которой занимают норма­тивные акты (законодательство);

• главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

• правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

• имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

• высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

• весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

• деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

• правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка­честве вспомогательных, дополнительных источников;

• на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

• особое значение имеет юридическая доктрина, разработав­шая и разрабатывающая в университетах основные принци­пы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи по­служило римское право, в ее развитии можно выделить три глав­ных этапа:

1) эпоха Древнего Рима — зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров — поединки, орда­лии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIII—XVII вв. — возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым услови­ям, достижение независимости права от королевской власти;

3) XVIII в. — наши дни — кодификация права, появление конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), отраслевых ко­дексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уло­жение Германии 1896 г.), создание национальных правовых сис­тем.

93. Характеристика англо-саксонской правовой семьи.

К англосаксонской правовой семье относят национально-пра­вовые системы Англии, США (за исключением штата Луизиа­на — бывшей испанской и французской колонии), Канады (за исключением провинции Квебек — бывшей французской коло­нии), Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

• основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их реше­ниях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

• юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

• ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

• на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

• главенствующее значение имеет процессуальное (процедур­ное, доказательственное) право, которое во многом определя­ет право материальное;

• отсутствуют кодифицированные отрасли права;

• отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

• статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных ис­точников;

• юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

В становлении англосаксонской правовой семьи выделяют че­тыре главных этапа:

1) до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) — отсутст­вие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066—1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до уста­новления власти династии Тюдоров) — централизация страны, со­здание в противовес местным обычаям общего права для всей стра­ны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485—1832 гг. — период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительнос­ти: во-первых, общее право было слишком формальным и громозд­ким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться при помощи возникшего «права справедливос­ти», которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. — наши дни — судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмот­рению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное понимание справедливости (т.е. при рассмот­рении дел судьями принимаются во внимание как образцы реше­ния подобных дел в прошлом — судебный прецедент, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливос­ти, — «судьи творят право, право есть то, что говорят о нем
судьи»); распространение данной системы на английские колонии, где они прижились с учетом местной специфики.

94. Характеристика религиозной правовой семьи.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малай­зии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

• главный творец права — Бог, а не общество, государство, поэ­тому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

• источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отно­шении индусов;

• весьма тесное переплетение юридических положений с рели­гиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, образует в своей совокупности
единые правила поведения;

• особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкую­щие первоисточники и лежащие в основе конкретных реше­ний;

• отсутствует деление права на частное и публичное;

• нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вто­ричное значение;

• судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

Семья религиозного право во многом основана на идее обязан­ностей, а не прав человека, как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях

95. Характеристика семьи традиционного права.

Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), не-формализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

96. Социалистическая правовая семья.

Происхождение социалистической правовой системы. Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Отсюда главные отличия возникшей в начале XX в. правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере содержания правовых норм.

В Советской России и других странах социалистической правовой системы получили правовое воплощение следующие идеи: централизованного управления экономикой, хозяйственными отношениями, что повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации гражданских договоров, правового положения имущества и полномочий субъектов; обобществления собственности, создания государственной, "общенародной" собственности как основы экономики; национализации предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых странах-земли, других объектов недвижимости; регулирования меры труда и потребления и, как следствие, создания социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ.

Вмешательство государства во все сферы жизни общества привело к постепенному отмиранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Идеологическим обоснованием данного процесса стал тезис В. Ленина о том, что Советское государство не признает ничего частного. Многие институты гражданского права, в том числе институт собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовались на административно-плановой основе.

В уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная собственность, действовали запреты на занятие частной предпринимательской деятельностью, валютными операциями, коммерческим посредничеством и т. д" предусматривались серьезные санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение сведений, порочащих социалистический строй, преследовались действия, противоречащие коммунистической нравственности.

Упрощались процедурные формы, ограничивались права обвиняемых и подсудимых на защиту. Результатом же стали формирование обвинительного уклона, идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных.

В то же время социалистической правовой системе присущи определенные достижения. К их числу можно отнести: глубокую теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения, распоряжения государственным имуществом (включая право хозяйственного ведения, оперативного управления); внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регулирования экономических отношений, гражданско-правового института поставки, нормативно-правовых форм защиты наемных работников, обеспечения гарантированного права на труд, бесплатного образования и др.

В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

97. Механизм правового регулирования: понятие, стадии и элементы.

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на- поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений..

Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права).

Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений.

Стадии:

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным.

3. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет),

4. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство,

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.

.

98. Методы, способы, типы и режимы правового регулирования общественных отношений.

принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание).

Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Существуют два типа правового регулирования: ¦ Общедозволительный — выражается формулой «разрешено все, что стоймя не запрещено законом». В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов. ¦ Разрешительный — выражается формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом». В основе такого регулирования лежит обыкновенный запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.

Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности — превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.

Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: