Взаимодействие права и морали

Возможность осуществления политики вне правовых форм(т. н. «прямое действие»). Гос-во проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Гос-во может использовать и иные механизмы, как правомерные (напр., разъяснение политики гос-ва в печати, обращ. к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (напр., запугивание полит, оппонентов). Для правового гос-ва является аксиомой, что всякое действие гос-ва, ограничивающее права и свободы человека, возможно только на основании правовой нормы.

Технические нормыне являются социальными и регулируют не общественные отношения между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. Они содержатся, напр. в инструкции к любой технике. Утверждаются не государством, а изготовителем устройства. Однако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последствия. Напр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. Иногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили тяжкие последствия. Но для того чтобы наступили правовые последствия в результате несоблюдения технических норм, необходима правовая норма, устанавливающая такие последствия. В таком случае технические нормы становятся технико-юридическими.

Оборона страны(а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности); 2)обеспечение мира и международной безопасности(основным инструментом в этом остается ООН и ее Совет Безопасности) 3) функция международного сотрудничествапо самым разным вопросам. Кроме того, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическуюфункции и функцию защиты прав человека.

Анархизм – политическое учение, отрицающее необходимость государства, пропагандирующее замену его общественным самоуправлением. Возникло в сер. XIX в. Видные деятели анархизма – Прудон, Бакунин.

Методология ТГП – философское учение о познании. В нач. XIX в. наиболее популярными были учения Кантаи Гегеля.В сер. XIX в. выработана либеральная теория «правового государства» (которая позднее в марксизме критиковалась как идея государства – «ночного сторожа»). К сер. XIX в. наиболее популярным стал позитивизм, т. е. «научная методология», якобы «свободная от этических и философских спекуляций». В рамках позитивизма формируются нормативистский, социологический и психологический подходы к праву. В это же время начинается и развитие философии диалектического материализмаМарксом и Энгельсом, а в ее рамках – материалистической диалектики как научной методологии марксимзма.С конца XIX в. в теоретико-правовых исследованиях наряду с позитивизмом широкое распространение получило либеральное неокантианство,в рамках которого в частности, были выработаны теории «социально-правового государства», «государства всеобщего благоденствия». В XX в. на почве неокантианства в трудах Г. Кельзена наивысшего расцвета достигает нормативизм, исторически возникший на почве позитивизма. В XX в. в Западной Европе основными тремя методологическими подходами к изучению права являются неокантианство, неопозитивизми феноменология.В Советском Союзе и странах «социалистического лагеря» официальной методологией наукипризнавалась материалистическая диалектика.

Общая теория права»,XIX в. – свободное от этических и иных философских спекуляций изучение правовых норм и институтов. Позитивистская «общая теория права» родилась в результатеобобщения основных теоретических положений отраслевых юридических наук – теорий гражданского, уголовного, государственного и административного права. Изучала право как сферу должного, а не сущего изучала общее в правовых нормах и институтах, правовых отношениях, абстрагируясь от их конкретного содержания. Поэтому общая теория права в XIX в. была теорией нормативистской. Впоследствии приобрела философскую основу в виде методологии.В советском государстве в качестве официальной идеологии был провозглашен диалектический и исторический материализм Маркса, Энгельса и Ленина.

Теория государства и права:Шпаргалка


1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП

Предмет ТГП – общие закономерности возникновения, существования и развития государства и права.

Методы ТГП:

а) общенаучные (наблюдение, анализ, синтез обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование, системный, структурно-функциональный и т. п.);

б) частнонаучные методы смежных наук (конкретно-исторический, социологический и др.);

в) частнонаучные методы отраслевых юридических наук (сравнительного правоведения формально-догматический и др.).


2. ТГП В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК. КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

Науки, образующие систему науки в целом, принято подразделять на три большие группы: 1) естественные; 2) технические; 3) гуманитарные. Иногда в качестве самостоятельных групп выделяют 4) математику и 5) логику (формальную, феноменологическую, диалектическую и др.), которые разрабатывают для всех прочих наук универсальные методы познания. Особняком стоит философия, которая является не наукой в строгом смысле этого слова, а теоретически оформленным мировоззрением.

Гуманитарные науки изучают общественные отношения в их закономерностях, общество, человека, социальные институты. Поскольку государство и право являются социальными институтами, юридические науки принято относить к числу гуманитарных.

Юридические науки подразделяются на: 1) фундаментальные: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений; 2) отраслевые (конституционное, гражданское, уголовное, административное право и др.) и 3) прикладные (криминалистика, судебная медицина, судебная психология и др.).

Теория государства и права тесно взаимодействует с философией. Философия вырабатывает мировоззренческие основы теории государства и права и ее общую методологию. Теория государства и права тесно взаимодействует с гуманитарными науками: социологией, психологией, политологией и др., использует их методы.

Место теории государства и права в системе юридических наук определяется рядом обстоятельств. Общее теории государства и права с историко-правовыми науками (истории государства и права, истории политических и правовых учений) в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государства и права конкретно-исторически. В теории же преобладают методы не исторического, а теоретического исследования (напр., логический). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как наука фундаментальная и обобщающая: 1) она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права; 2) она исследует вопросы, общие для разных отраслевых наук (норма права, правоотношение, ответственность и др.); 3) она разрабатывает общие для отраслевых наук методы исследования и правовые категории (основные понятия). В то же время теория государства и права использует данные отраслевых наук.


3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ, ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, НАСИЛИЯ)

1. Теологическая теория различается в разных религиях. Основная идея – всякая власть от Бога. В христианстве этот постулат сформулирован апостолом Павлом. Но, напр., для Древнего Египта и императорского Рима характерно обожествление императора. В христианстве эта идея неприемлема. Более того, Фома Аквинский даже обосновывает право народа на свержение монарха. С его точки зрения в формуле «всякая власть от бога» имеется в виду лишь абстрактная власть, а не власть конкретного монарха. Если монарх угнетает своих подданных-христиан, народ вправе его свергнуть для установления христианской власти.

2. Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель. Платон власть монарха сравнивает с властью отца над членами семьи. Патриархальная теория получила свое развитие в XVII в. в сочинении Р. Филмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от Бога «патриархом», а затем передачу ее уже своим потомкам – королям.

3. Договорная теория (теория общественного договора) получила распространение в XVII–XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Гоббс признавал естественные права человека, но полагал, что первоначальным, «естественным состоянием общества» была «война всех против всех», хаос, в котором «человек человеку волк». Поэтому люди, дабы обеспечить свою безопасность, передали все свои права государю. Власть государя безгранична. Локк полагал, что люди вовсе не передали государю своих прав, а напротив избрали его для защиты этих прав. С точки зрения Руссо, общественный договор – это лишь необходимая юрид. фикция, некая общая воля народа, которой должно следовать гос-во. Причем общая воля – это не воля большинства, она формируется наиболее развитой в нравственном отношении частью общества. 4. Теория насилия во второй половине XIX в. разрабатывалась в Австрии социальным дарвинистом Л. Гумпловичем и в Германии социал-демократом К. Каутским. Причину происхождения гос-ва они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Победители властвуют, побежденные становятся подвластными. Гос-во – это естественно (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы.


4. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В первобытном обществе не существовало государства, классов. Власть и производство были непосредственно общественными, коллективными, орудия труда – примитивными, собственность – общей. Распределение продуктов труда было уравнительным.

Форма социальной организации – род, а не государство. Социальная власть осуществлялась общими собраниями членов рода, племени, советами старейшин. Вожди выполняли функции военных лидеров.

В эпоху неолита изменились производственные отношения – появилось разделение труда на земледелие и скотоводство, что повлекло необходимость обмена продуктами труда (появилось купечество и торговые центры).

В земледельческих общинах, где сельское хозяйство вели в основном женщины, устанавливается матриархат. Укрепляется семья, ослабляется род. Родовая община сменяется соседской. Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков производства, что позволило трудиться уже не всем членам общины. Появилось имущественное неравенство.

Все эти факторы неизбежно повлекли возникновение государства. Власть вождя стала передаваться по наследству. По мере развития культуры появляются и профессиональные жрецы которые также заинтересованы в укреплении гос власти.

В странах с восточным типом производства – в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, в государствах ацтеков и майя – развитие экономики связано со строительством грандиозных ирригационных сооружений. Для их эксплуатации необходимо сохранение крестьянской общины и жесткая централизованная власть. Возникает мощное бюрократическое государство чиновников и жрецов с огромной властью В Риме возникновение и развитие государства связано с возникновением и развитием частной собственности на землю и на рабов, чем объясняется и развитие римского права.

В связи с возникновением классов появляется и государство как орудие классового господства, обособленное от общества и вместе с тем выполняющее не только классовые, но и общесоциальные функции – охрану от внешних врагов, поддержание внутреннего правопорядка, а в восточных деспотиях – и функцию организации сельскохозяйственных работ.

Социальные нормы первобытного общества – мононормы. Они соблюдались по обычаю, не исключалось и принуждение к их исполнению (изгнание из рода, казнь). Принуждение исходило от всего рода. Право появляется лишь с возникновением государства и утверждается насилием со стороны государства. Оно противоречит старым обычаям. Поэтому государству приходится активно бороться с обычаями, искоренять их. Нередко с этой целью насаждаются новые религии, обожествляющие правителя.


5. МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

В учении о государстве и праве общество Маркс рассматривал в единстве базиса и надстройки при определяющей роли базиса. Базис – производственные отношения, определяемые уровнем развития производительных сил, в основе которых лежит определенная форма собственности. Над базисом возвышается политическая и юридическая надстройка – определенные формы общественного сознания. Государство и право – части надстройки, имеют классовую природу, так как выражают волю и интерес господствующего класса.

Маркс и Энгельс подчеркивали классовую сущность государства и права. В рамках исторического материализма Маркс различал азиатский, античный феодальный и буржуазный способы производства и соответственно, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую социально-экономические эксплуататорские формации. Смена формаций неизбежна в результате развития средств производства. Освобождение труда произойдет лишь в рамках коммунистической формации, когда пролетариат захватит средства производства и труд станет непосредственно общественным. Для капитализма характерно противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост производственными отношениями. С одной стороны производственные отношения имеют общественный характер. С другой – сохраняется частное присвоение, основанное на частной собственности на средства производства. Проявление этого несоответствия – экономические кризисы. Сила, способная разрушить противоречия между производительными силами и производственными отношениями при капитализме, – пролетариат.

Ма первой стадии коммунизма (социализм) государство и право сохраняются «в небольшой части», так как призваны обеспечить распределение по труду. На второй (высшей) стадии право и государство исчезают, распределение производится по потребностям. Государство отмирает и сменяется общественным самоуправлением.

Несколько более сложной представлялась судьба права. Право – это воля господствующего класса, выраженная в законе. В буржуазном обществе права и свободы существуют для тех, кто имеет собственность, принадлежит к господствующему классу.

Первой стадией социалистической революции является завоевание пролетариатом политической власти. Затем вплоть до окончательного построения коммунизма пролетариат осуществляет свою диктатуру. Сама идея диктатуры пролетариата указывает на то, что государство диктатуры пролетариата никак не связано правом. Лишь на первой стадии коммунизма, когда распределение осуществляется по труду, существует «тень буржуазного права». Затем право окончательно отмирает на высшей стадии коммунизма.


6. АНАРХИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ

Естественная форма жизни людей по Прудону – общество, основанное на разделении труда, равенстве, взаимном обмене результатами труда, трудовой собственности и свободных объединениях трудящихся. Главный недостаток экономической жизни – несправедливый обмен, результатом которого являются собственность, неравенство, власть. Собственность есть кража.

Всякая власть – эксплуатация человеком человека. Те, кто обладают политической властью, не могут не эксплуатировать общество. Поэтому государство вредно. Всякое государство имеет классовый характер. Конституционное государство – конфедерация буржуа против рабочих и короля. Право вредно. Законы создаются для защиты интересов. Интересы меняются, растет и число законов, ограничивая сферу человеческой свободы. Все преступления вместе взятые, причиняют меньше вреда, чем государство и право.

Прудон не желал политических преобразований Главное – экономический переворот – справедливое распределение (прямой, без обмана обмен результатами труда, бесплатный кредит). Реформы можно провести мирным путем. Власть существует лишь в умах людей в результате обмана со стороны религии. Просвещение разрушит авторитет власти. Общество превратится в федерацию свободных ассоциаций, сочетающих личную и коллективную свободу.

Прудон отрицал пользу обобществления собственности. Он отстаивал идею частного владения, основанного на личном труде, почему марксисты считали его учение «мелкобуржуазным». Коммунизм для Прудона – гнет и рабство. При коммунизме человек становится рабом государства.

Бакунин считает, что высший закон человечества – уважение человеческой личности. Цель истории – освобождение личности, счастье каждого человека. Коллективная свобода и благосостояние реальны когда они сумма индивидуальных свобод и благосостояний. Человеком правят два естественных закона – солидарность и свобода.

Свобода в познании и признании естественных законов. Человек свободен, если признает равенство, свободу и человечность всех людей, а люди окружающие его, признают его свободу и человечность.

Власть развращает людей интеллектуально и морально. Любое государство стремится поработить народ насилием и обманом.

Бакунин призывал к всемирной анархической революции, которая уничтожит капитализм и государство. Будущее общество представлял как вольную организацию рабочих масс снизу вверх, федерацию самоуправляющихся общин без центральной власти и управления. Социализм без свободы – это «рабство и скотство». Свобода и государство несовместимы. Государство должно «раствориться в обществе».


7. ПРАВОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

1. Концепция «правового государства» разработана в Германии в сер. XIX в. под влиянием философии Канта. Кант утверждал, что человек – всегда цель и никогда не должен рассматриваться как средство. Внутренние функции государства сводятся к охране прав и свобод личности и правопорядка в целом. Причем первоначально декларировались лишь так называемые «формальные, буржуазные права» т. е. личные права, право собственности и некоторые политические права. В марксизме эта теория критиковалась как теория государства – «ночного сторожа». Идею правового государства нельзя смешивать с идеей законности. Законность возможна и в тоталитарном государстве. Центральная идея концепции правового государства – не законность, а приоритет прав и свобод человека, их реальность. В этом смысле государство связано правом. Оно должно лишь охранять правопорядок, в основе которого лежат права и свободы человека, и не должно вмешиваться в дела гражданского общества.

2. Обострение классовой борьбы в конце XIX – нач XX в. повлекло кризис правосознания. Широкое распространение получает коммунистическая солидаристская, а затем и фашистская идеология, в которых ценность «формальных прав и свобод» отрицается или сводится к минимуму. В идеологии тоталитаризма права человека как основа статуса личности и цель государства замещаются функциями во всеобщее благо. В качестве альтернативы тоталитаризму рассматривается в преображенном виде и либеральная идеология «правового государства» На почве неокантианства «правовое государство» превращается в «социально-правовое», «государство всеобщего благоденствия» Наряду с правоохранительной признаются социальные функции государства. Формальные права человека дополняются системой социально-экономических прав (право на охрану труда, на социальную защиту, на жилище, на охрану здоровья, на образование). При этом формальные права остаются неприкосновенными, хотя и видоизменяются.

3. В России в нач. XX в. идеологию социального правового государства разрабатывал философ права неокантианец Новгородцев. В Советском государстве идея правового государства стала возрождаться только с 1985 г., в годы «перестройки». Действующая Конституция РФ закрепляет, что государство является правовым и социальным.

4. Социально-правовое государство – не просто охраняет правопорядок и права человека, но и наряду с этим выполняет социальные функции, призвано обеспечить благосостояние всех слоев населения и с этой целью проводит активную социально-экономическую политику.

5. Признаки правового государства:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) их реальное осуществление;

3) верховенство права;

4) разделение властей;

5) политический плюрализм;

6) законность, в том числе верховенство конституции и закона.


8. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Государство – организация суверенной власти в политически организованном обществе на определенной территории. Признаки государства:

1. Территория – определенная часть поверхности земли и вод, воздушное пространство над ними (до минимальной высоты устойчивой орбиты искусственного спутника) и недра под ними в рамках государственной границы. Юрисдикция и отдельные суверенные права государства могут распространяться и за пределы его территории. Напр., континентальный шельф и исключительная экономическая зона государства находятся за пределами территориальных вод и к территории государства не относятся. Однако государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов в этих зонах. Юрисдикция государства по уголовным делам распространяется на торговые суда и гражданские самолеты под флагом этого государства в открытом море и над ним, а также на военные корабли и самолеты, где бы они ни находились.

2. Население характеризует состав и принадлежность людей к данному государству – институт гражданства, правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Суверенитет – способность государства самостоятельно осуществлять верховную власть на всей территории государства, а также в международных отношениях с другими государствами. В последнее время активно обсуждаются проблемы так называемого «ограниченного» суверенитета, что связано с образованием таких международных организаций (и одновременно государственных образований), как Европейский союз, Союзное государство России и Беларуси. С другой стороны, эта проблема связана со статусом субъектов некоторых федераций. Напр., союзные республики в составе СССР в соответствии с Конституцией СССР признавались суверенными, что способствовало распаду этого государства. Республики в составе РФ в тексте Федеративного договора, являющегося частью Конституции РФ, также именуются «суверенными». 4. Публичность власти – наличие особого аппарата власти, представляющего все общество в целом. С другой стороны, к публичной власти принято относить не только государственную власть, но и властные полномочия органов местного самоуправления, которые Конституция РФ отделяет от государственной власти.


9. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

Формационный подход к типологии государства разработан марксизмом в рамках исторического материализма. В основе типологии лежит социально-экономическая формация, обусловленная определенным 1) уровнем развития производительных сил и 2) типом производственных отношений. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью. Различаются: 1) рабовладельческая формация (которая характеризуется эксплуатацией рабов рабовладельцами, неэкономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит право собственности на раба-человека, понимание его в качестве вещи); 2) феодальная формация (которая характеризуется эксплуатацией крепостных крестьян феодалами, неэкономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит феодальное право собственности на землю, смешение собственности на землю и власти над соответствующей территорией) 3) капиталистическая формация (которая характеризуется эксплуатацией рабочих капиталистами экономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит право частной собственности на средства производства); 4) коммунистическая формация (неэксплуататорская, с «освобожденным трудом» социалистическое государство и социалистическая собственность на средства производства сохраняются лишь на первом, переходном этапе «социализма» впоследствии государство и право отмирают и устанавливается непосредственно общественное самоуправление).

Цивилизационный подход разработан английским историком А. Дж. Тойнби (основной труд: «Постижение истории»). Праву собственности на средства производства принципиального значения не придается. Цивилизация характеризуется общностью множества факторов: культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. Человек изучается как творческая личность, а не как классово обезличенный индивид. Прогресс Тойнби видел в духовном развитии человечества, эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего. Движущая сила развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Происходит постоянный круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения.


10. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ. СИСТЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В либеральной идеологии (Кант, Милль, Новгородцев), а также в анархизме интересы личности и государства противопоставляются. В тоталитаристских идеологиях (Гегель), в солидаризме (Дюги), в немецком национал-социализме, итальянском фашизме, русском коммунизме интересы личности поглощаются общественными и гос. интересами. Личность рассматривается не в качестве цели правопорядка, а в качестве средства для достижения коллективного блага – блага нации, государства, класса, народа. Марксизм понимал свободу как осознанную необходимость. Противоречие между интересами личности и государства характерно для эксплуататорского государства. После победы коммунизма государство отмирает и противоречия между интересами личности и общества исчезают. Развитие всех является условием развития каждого.

Идея прав человека возникла в рамках либеральной идеологии и бурное развитие получила в эпоху буржуазных революций. Первоначально речь шла о естественных правах человека, происходящих от естественного стремления людей к счастью (личная свобода и право собственности). Позднее система прав человека и гражданина была дополнена политическими правами (свобода слова, свобода ассоциаций, избирательные права).

Таким образом, первоначально декларировались лишь так называемые «формальные права»

Ценность прав человека наиболее ярко осознается после осознания существа тоталитаризма после победы союзников во Второй мировой войне. В 1948 г.

Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всеобщую декларацию прав человека, где признаются не только формальные, но и социально-экономические права. Система прав человека и гражданина в России включает 3 блока прав:

1) личные права и свободы: 1) право на жизнь.

2) на свободу и неприкосновенность личности (включая неприкосновенность частной жизни и жилища, тайну переписки и иных сообщений уголовно-процессуальные гарантии личной свободы), 3) свободу передвижения и выбора места жительства, 4) свободу совести и вероисповедания, свободу слова;

2) политические права и свободы: 1) свобода печати и информации, 2) право на объединения, 3) право на манифестации, 4) право участвовать в управлении делами государства (в том числе избирательные права, право петиций, право на доступ к государственной службе);

3) социальные, экономические и культурные права: 1) право частной собственности, экономическая свобода, 2) на труд и на охрану труда, 3) социальные права (право на социальную защиту, на жилище, на охрану здоровья)

4) культурные права (право на образование, свободу творчества, на участие в культурной жизни).

В конституционном праве РФ принято различать права человека (т. е. права каждого, напр., все личные права) и права гражданина (т. е. права, которые принадлежат только гражданам РФ, напр. избирательные).


11. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ЭКОНОМИКА

Государство, право, экономика – социальные институты. Вопрос об их взаимодействии обычно ставится в двух аспектах: 1) в аспекте первичности, т. е. об определяющем влиянии одного из этих факторов на другие; 2) в аспекте роли государства в регулировании экономики.

В марксистском учении производственные отношения рассматриваются в качестве базиса, а государство и право – в качестве элементов надстройки, т. е. экономика первична по отношению к государству и праву в каждой конкретной социально-экономической формации. Вместе с тем в учении о производственных отношениях марксизм исходит из того, что в основе производственных отношений лежит право собственности на средства производства, т. е. право все-таки влияет на производственные отношения. Однако изначально важнейшее значение имеют орудия и средства производства, прежде всего уровень развития орудий труда. Если бы развитие орудий труда не привело к появлению излишков результатов труда, то классовое неравенство, государство и право вовсе не возникли бы.

Если говорить о роли государства в управлении экономикой, то тут существует множество теорий от умеренных до радикальных. Наиболее радикальная либеральная теория – монетаризм – исходит из принципа наименьшего воздействия государства на экономику. Государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества. Государственные расходы должны соответствовать доходам и быть минимальными. Экономика развивается самостоятельно под воздействием рыночных факторов Наиболее радикальной государственнической теорией является теория, реализованная в СССР, где все народное хозяйство было превращено в одно гигантское предприятие, которое управлялось административными распорядительными способами.

Существуют промежуточные между двумя упомянутыми радикальными теориями. Напр., кейнсианство (наиболее известное в связи с «Новым курсом» американского президента Рузвельта 30-х годов) исходит из того, что государство должно активно вмешиваться в экономику с целью предотвращения кризисов. Основной способ воздействия – насильственное перераспределение национального богатства в пользу широких слоев населения с целью создания платежеспособного спроса, установление высокой минимальной зарплаты, организация общественных работ, жесткий контроль банковской ставки, повышение налогов, стабильность банковской системы и желательная умеренная инфляция (чтобы побудить население покупать товары).


12. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Идея относительной самостоятельности гражданского общества от государства получила развитие в эпоху буржуазных революций. Затем она была развита в немецкой философии, в частности у Г.Ф. Гегеля. Эта идея связана с делением права на частное и публичное. Публичное право регулирует отношения в сфере осуществления политической власти. Частное право регулирует отношения между людьми и их организациями.

Гражданское общество – система общественных отношений, складывающихся в обществе между частными лицами и их объединениями с целью удовлетворения их частных интересов. Признаки гражданского общества: 1) это система общественных отношений, прямо не связанных с осуществлением политической власти; 2) это отношения между юридически равными индивидами; 3) эти отношения основаны на свободе индивидов, которые сами определяют, где, когда и с какой целью они вступают в подобные отношения; 4) эти отношения движутся частными потребностями и интересами индивидов; 5) государство по возможности не вмешивается в эти отношения, хотя вправе в общих интересах устанавливать и охранять общеобязательные нормы в этой сфере; 6) эти отношения регулируются нормами частного права.

В политической системе государство взаимодействует с иными политическими институтами 1) политическими партиями и иными общественными объединениями (в том числе религиозными) 2) группами давления (так называемыми лоббистами, такими как ВПК, экспортеры нефти и др.), СМИ Государство – особый институт политической системы. Его особенности:

1) Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан. Государство призвано выражать их общие интересы.

2) Государство и только оно располагает аппаратом принуждения.

3) Государство творит право, обязательное для него самого и всех других политических институтов.

4) Государство имеет возможность воздействовать на другие элементы политической системы.

5) В государстве рождается бюрократия, т. е. появляется особая социальная группа с особыми интересами, отличными от общественных интересов. Бюрократия имеет возможность реализовать бюрократический интерес непосредственно, злоупотребляя своими должностными полномочиями.


13. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Функции государства – основные направления деятельности гос-ва по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью.

Каждая функция гос-ва имеет предметную характеристику и направлена на достижение какого-либо конкретного блага.

Содержание функций постоянно меняется. Напр. марксизм к важнейшим функциям эксплуататорских государств относит: 1) подавление эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; 2) охрану частной собственности на средства производства.

В социально-правовом государстве (государстве всеобщего благоденствия): 1) функция подавления менее выражена, речь идет не о подавлении а о солидарности, примирении классовых интересов на основе компромисса; 2) собственность не просто охраняется, но обеспечивается ее общесоциальное предназначение (напр., в Конституции ФРГ «собственность обязывает, пользование ей должно служить общему благу»); 3) наряду с функциями чисто охранительными (функциями «ночного сторожа») появляются новые, организаторские функции (гос-во активно вмешивается в развитие экономики, проводит социальную политику).

Функции государства классифицируются по разным основаниям:

1. По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние реализуются во внутренней политике, а внешние – в международном общении.

2. По времени действия различаются постоянные и временные функции. К постоянным относятся такие, которые существуют на всех этапах развития гос-ва. К временным – которые существуют непродолжительное время на отдельных этапах развития гос-ва. Напр., если новое гос-во создается насильственным, революционным путем, оно, как правило, вынуждено подавить вооруженное сопротивление тех, кто сопротивляется.

3. По социальной значимости различаются основные и иные функции. Основные (общие) функции (напр., охрана прав и свобод граждан) выполняются всеми органами гос-ва во взаимодействии. Иные, производные и отдельные функции (напр., борьба с преступностью как производная от функции охраны правопорядка) выполняются конкретными государственными органами.

4. По правовым формам реализации: правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.


14. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние функции реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны, а внешние функции реализуются в международном общении с другими государствами и международными организациями Экологическая и экономическая функции, а также функция охраны прав и свобод человека являются как внутренними, так и внешними. Экология является одной из глобальных проблем современности и, напр., бороться с глобальным потеплением климата исключительно в рамках внутренней политики невозможно. Экономика в современных условиях глобализации и международного разделения труда также имеет международный характер. В области защиты прав и свобод человека широко осуществляется международное сотрудничество.

Внутренние функции:

1) экономическая функция (т. е. обеспечение благоприятных условий экономического развития);

2) социальная функция (т. е. обеспечение благосостояния всех социальных групп, в частности здравоохранение, образование, социальное обеспечение, охрана труда, сюда же можно отнести развитие культуры, хотя многие ученые выделяют культурно-воспитательную функцию в качестве самостоятельной);

3) экологическая функция (т. е. обеспечение благоприятного для жизни человека состояния окружающей среды и охрана природы) 4) функция охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина;

5) функция обеспечения безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

6) некоторые ученые выделяют также финансовую функцию (т. е. налогообложение), эта функция не является самоцелью, она направлена на создание условий для осуществления государством всех прочих своих как внутренних, так и внешних функций.

Внешние функции:


15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

Государственный механизм – система гос. органов и иных организаций, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Структура государственного механизма:

1) гос. аппарат – совокупность гос. органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти;

2) гос. учреждения и гос. предприятия. Не имеют властных полномочий, но их деятельность непосредственно направлена на реализацию функций государства. Гос. учреждения – это некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах. Напр., организации образования, здравоохранения, библиотеки. Гос. предприятия – это коммерческие организации, их деятельность тесно связана с осуществлением функций государства. Напр. монетные дворы, аффинажные заводы и т. п.

Структура государственного механизма определяется правовыми формами деятельности государства: 1) правотворчество, 2) управление и 3) охрана права. Соответственно различаются и три вида гос. органов: 1) законодательные, 2) исполнительные и 3) судебные.

Особенности структуры гос. механизма в России:

1. Строгое разграничение гос. и муниципальных органов, гарантируется относительная независимость органов местного самоуправления от государства.

2. Принцип разделения властей проводится не в полном объеме. Президент стоит как бы над системой разделения властей, символизируя единство нации и координируя деятельность всех ветвей власти, является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Имеет огромные полномочия в сфере исполнительной власти, практически руководит работой Правительства и его главы. Президент имеет огромные полномочия, от президентской республики он взял полномочия в сфере исполнительной власти, от парламентарной – право роспуска Госдумы. Кроме того Президент разбил страну на «округа», назначив своих «полномочных представителей».

3. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Верхняя палата формируется из «представителей» от законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации. Нижняя палата избирается населением при смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе.

4. Исполнительная власть осуществляется Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (которые могут иметь свои территориальные органы) и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

5. Судебная власть осуществляется федеральными судами и мировыми судьями. К фед. судам относятся: 1) ВС и возглавляемая им система судов общей юрисдикции; 2) ВАС и возглавляемая им система арбитражных судов; 3) КС.

6. Прокуратура – система независимых правоохранительных органов во главе с генеральным прокурором. Осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов, уголовное преследование и обвинение по уголовным делам в суде.


16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, обладающее следующими основными признаками:

1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;

2) обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий (он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией);

3) имеет определенную компетенцию, т. е. закрепленную за ним совокупность прав и обязанностей и функций;

4) имеет, как правило, территориальный масштаб деятельности;

5) характеризуется определенной структурой т. е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам);

6) образуется в порядке, установленном законом.

Государственные органы классифицируются по функциям (законодательные, исполнительные, судебные), структуре (единоличные и коллегиальные) компетенции (общей компетенции, напр. Правительство РФ, отраслевые и межотраслевые, напр. федеральные министерства и ведомства), сферам деятельности (напр., органы внутренних дел и органы внешних сношений, напр. МИД, его дипломатические и консульские представительства)

Форма государства – это организация политической власти в государстве, взятая в единстве трех ее основных элементов: 1) формы правления 2) формы государственного устройства и 3) политического режима.

Форма правления – это организация верховной власти государства, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов государства между собой Основные формы правления – монархия и республика. Монархия может быть абсолютной, сословно-представительной, конституционной (в том числе дуалистической или парламентарной). Республика может быть советской, президентской (дуалистической), парламентарной и смешанной.

Форма государственного устройства – политико-территориальное и административно-территориальное устройство государства, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Различают федерации и унитарные государства. Все более сложным становится вопрос об отличии федерации от международной организации.

Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления политической власти. Виды политического режима: демократизм и авторитаризм, либерализм и тоталитаризм а также разные их комбинации.


17. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ

Форма правления – это организация верховной власти гос-ва, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов гос-ва между собой. Основные формы правления – монархия и республика. Чрезвычайные формы правления – военная, революционная и иные виды диктатуры, которые в отличие от монархии основаны не на праве, а на силе.

В монархии глава гос-ва (монарх) занимает престол на праве престолонаследия, обладает полной неприкосновенностью личности, как политической так и юридической безответственностью. В большинстве случаев монарх один и никем не избирается, в некоторых арабских монархиях избирается членами правящей династии из числа ее членов В федерациях может быть несколько монархов, напр. в ОАЭ. Английская королева Елизавета II, напротив, является королевой не только Соединенного Королевства, но и, напр., Канады, Австралии.

В абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена, кроме естественного права (если монарх признает такие права за своими подданными) Сегодня абсолютные монархии существуют в некоторых африканских и арабских странах (Саудовская Аравия).

Сословно-представительная монархия существовала до абсолютизма и постепенно трансформировалась в абсолютную. Ее специфика в том что монарх привлекал к управлению гос-вом сословно-представительные (совещательные) органы Некоторые современные абсолютные монархии, напр. Ватикан, Саудовская Аравия, являются теократическими, т. е. глава гос-ва является и главой церкви.

В конституционной монархии (дуалистической или парламентарной) власть монарха ограничена писаной или неписаной конституцией в пользу органов народного представительства. При этом в дуалистической монархии правительство формируется и подотчетно монарху, а не парламенту, который имеет лишь ограниченные законодательные функции и утверждает бюджет.

Наиболее распространенной является парламентарная монархия (Великобритания, Испания Нидерланды, Бельгия). Монарх «царствует, но не правит». Правительство формируется партией, победившей на выборах в парламент, и подотчетно парламенту. Монарх выполняет представительные функции, является символом единства нации, формально подписывает законы и лишь в редких случаях принимает политические решения самостоятельно.


18. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

В республике глава гос-ва избирается населением либо представительными органами власти. Президентские (дуалистические) республики – (США, страны Латинской Америки) характеризуются строгим разделением законодательной и исполнительной властей, их взаимной независимостью Правительство формируется президентом, либо роль правительства выполняет администрация президента. Парламент не вправе выразить вотум недоверия правительству и отправить его в отставку. Президент не вправе распустить парламент. Парламент имеет широкие не только законодательные, но и контрольные полномочия. Парламентские комиссии могут вызвать и допросить любое должностное лицо, включая президента. Однако отстранить должностное лицо от должности по политическим соображениям парламент не может. Импичмент применяется строго по правовым, а не по политическим соображениям (напр., в случае совершения президентом преступления, но не в связи с неправильностью его политики).

В парламентарных республиках (ФРГ) правовое положение главы гос-ва сходно с правовым положением монарха в парламентарной монархии – это всего лишь почетная должность с чисто формальными полномочиями. Президент может распустить парламент, но лишь когда он обязан это сделать при наличии формальных оснований, указанных в законе (напр., если парламент не может сформировать правительство), он формально назначает должностных лиц по указанию парламента. Ключевой фигурой является глава правительства. Правительство формируется победившей на парламентских выборах партией или партийной коалицией. Оно несет не только юрид., но и полит, ответственность перед парламентом. В случае утраты правительством доверия перед парламентом (напр., премьер-министр не является уже лидером правящей партии или правящая коалиция распалась) парламент принимает резолюцию о «вотуме недоверия» правительству, отправляет его в отставку и формирует новое правительство.

Смешанные республики (РФ и большинство стран СНГ) характеризуются смешанными полномочиями президента – это полномочия распускать парламент, причем не только по формальным основаниям, а напр., в случае, когда парламент не может договориться с президентом по вопросу о главе и составе правительства; полномочия в сфере исполнительной власти. Президент формирует правительство и руководит его деятельностью. Хотя правительство и несет политическую ответственность перед парламентом, однако это бессмысленно поскольку фактически правительством руководит не премьер-министр, а президент, который политической ответственности перед правительством не несет. Ограничиваются полномочия парламента и в сфере юрид. контроля. Напр., президент не может быть допрошен в парламентской комиссии под угрозой импичмента и уг. ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний, как это делается в США.


19. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) УСТРОЙСТВА. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО И КОНФЕДЕРАЦИЯ

Форма гос. устройства – политико-территориальное и административно-территориальное устройство гос-ва, соотношение территориальных частей гос-ва и их органов с гос-вом в целом. Основные формы гос. устройства – унитарное гос-во и федерация.

Унитарное гос-во – это единое цельное гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Иногда унитарное гос-во имеет автономные образования, напр. Италия Испания. Некот. унит. гос-ва сохраняют исторические области со значительной автономией, напр. Соедин. Королевство (Великобритания) состоит из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Признаки унит. гос-ва:

1. Правовое положение террит. образований полностью определяется центральной властью Напр., парламент Соедин. Королевства принимает законы как для страны в целом, так и особые законы для Англии и Уэльса, для Шотландии и для Сев. Ирландии. Статус административно-территориального образования, в том числе и автономного, определяется центральной властью.

2. На территории унит. гос-ва действует одна конституция, единая система законод-ва, одно гражд-во.

3. Составные части унит. гос-ва (области, департаменты, округа, провинции, графства) гос. суверенитетом не обладают.

4. Все внешние сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

5. Гос-во имеет единые вооруженные силы, подчиненные центральной власти.

Конфедерация – это временный юрид. союз суверенных гос-в, созданный для обеспечения их общих интересов. По существу, это переходная форма от междунар. организации к федерации. Члены конфед. сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах. Конфед. не имеет высших органов гос. власти, решения которых были бы обязательны для ее участников, – все обязательные (в силу междунар. права) решения принимаются участниками конфед. на основе консенсуса (т. е. общего согласия). Нет механизма принуждения в отношении участника конфед. Конфед. недолговечны, они распадаются либо превращаются в федерацию: напр., в ходе Войны за независимость против Англии амер. колонии сначала образовали конфед. и лишь затем объединились в федерацию – США. Швейцария до сер. XIX в. считалась конфед., но когда неск. кантонов попытались выйти из ее состава – попытка эта была пресечена с помощью военной силы. Сегодня Швейцария считается федерацией, хотя по-французски и по-итальянски официально именуется «конфедерацией» а по-немецки «клятвенным товариществом».


20. ФЕДЕРАЦИЯ

Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Реже федерации образуются из унитарных государств путем децентрализации.

Федерации могут быть национальными, территориальными и смешанными. РФ является смешанной. Наряду с национальными республиками – Татарстаном, Башкортостаном в нее входят практически равноправные с национальными республиками русские области и края. Федерации могут быть децентрализованными, где имеются значительные полномочия, отнесенные к исключительному ведению субъектов федерации (напр., Швейцария) и кооперативными, где центральная власть может законодательствовать практически по любому вопросу, а субъекты федерации регулируют лишь те отношения, которые не урегулированы на федеральном уровне (напр., ФРГ).

Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, земель, республик и т. д.

2. От международных организации федерация отличается наличием высших фед. органов гос власти, решения которых по предметам их ведения обязательны для субъектов федерации.

3. Предметы ведения федерации и ее субъектов обычно разграничены в конституции, что отличает федерацию от унит. гос-ва. Например, Конституция США определяет исключит, компетенцию фед. органов гос. власти. Все остальное относится к ведению штатов. В Конституции РФ определяются исключительная компетенция федерации, предметы совместного ведения а все остальное, напр. органы гос. власти субъекта федерации, отнесено к ведению субъекта.

4. Субъекты федерации имеют свою конституцию, свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы (в России – мировые судьи), свое законодательство.

5. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство субъектов федерации.

6. Внешние сношения осуществляют центральные органы, хотя отдельные полномочия в этой сфере могут быть предоставлены субъектам федерации.

7. В федеральном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

8. В некоторых федерациях субъекты имеют свои вооруженные силы. Напр., вооруж. силы Швейцарии состоят из вооруж. сил кантонов. В США наряду с федеральной армией существует «милиция штатов» (т. н. «национальная гвардия» которая занимается в основном подготовкой резервистов на добровольных началах).


21. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления гос власти.

Демократия – это такой режим, который обеспечивает широкое участие населения в управлении делами общества и государства. Демократия невозможна без политического плюрализма и, как правило, без разделения властей. Хотя в маленьких государствах, напр. в Швейцарии, разделение властей может быть слабо выражено.

Авторитаризм – устранение широких слоев населения от управления делами общества и государства. При авторитарном режиме не исключается либеральная политика, при условии, что власть имущие привержены либеральным ценностям и обладают высокими нравственными качествами.

Либеральный режим обеспечивает максимальную реализацию прав и свобод человека, прежде всего так называемых формальных прав и свобод, т. е. прав и свобод личных и политических, а также экономической свободы, понимаемой как свобода предпринимательства и свобода труда в смысле недопущения принудительного труда.

Тоталитарный режим характеризуется отрицанием ценности прав и свобод человека. Государство мелочно регламентирует все стороны человеческой жизни. Первичной ценностью объявляются не люди а коллективы: нация, напр. у немецких национал-социалистов, либо государство – у итальянских фашистов, либо рабочий класс, а позже народ – у коммунистов. Человек превращается в тоталитарном государстве из автономной личности, носителя прав и свобод в «винтик» государственного механизма, исполнителя полезных для государства функций Формальные права сводятся к минимуму, ограничивается свобода передвижения и выбора места жительства, труд нередко становится принудительным больше всего страдают политические права и свободы – свобода слова и массовой информации, право на объединение. Оппозиция уничтожается. Образование идеологизируется. Появляется официальная идеология, всякая другая объявляется враждебной и насильственно пресекается.

Тоталитарный режим всегда является и авторитарным, так как особенности этого режима неизбежно ведут к сосредоточению власти в руках узкой группы лиц. Соединение тоталитаризма с демократией возможно только на очень короткое время. По мере наведения порядка на почве тоталитарной идеологии всегда устанавливается не только тоталитарный, но и авторитарный режим.

Иногда наряду с политическим режимом говорят о государственном режиме – составной части политического режима, совокупности способов и методов фактического осуществления власти именно государственными органами (а не общественными объединениями, напр. партиями). Другая точка зрения: государственный режим – это специфика организации власти в парламентарных республиках и монархиях. Тогда различают министериальный режим, напр. в Великобритании, и парламентский режим, напр. в ФРГ.


22. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ (МАРКСИСТСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВИСТСКАЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ)

Право – это система действующих в обществе общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и охраняемых государством Признаки права:

1) государственно-волевой характер – выражает возведенную в закон общую волю (волю всего общества);

2) нормативность – содержанием права являются общеобязательные правила поведения, правовые нормы;

3) властно-регулятивная природа – регулирует общественные отношения, и это регулирование является государственным. Именно государство устанавливает и охраняет правовые нормы.

Для марксистского правопонимания характерно понимание сущности права в качестве возведенной в закон воли правящего класса.

Уже в нач. XIX в. нем. историч. школа юристов считала, что право является не продуктом чьей-либо воли, а результатом естеств. развития народного правосознания. Гос-во должно выявлять и систематизировать те нормы, которые стихийно возникают в общении между людьми, а не насаждать насильственно нормы, противоречащие «народному духу».

Еще более древней (времена Цицерона) является идея естественного права. И человек, и общ-во тесно связаны с природой. Естеств. права человека – право на жизнь, на неприкосновенность личности на стремление к счастью. Эти права происходят от самой природы человека, всякий человек имеет их от рождения. Гос-во должно учитывать эти права.

Нормативизм. Сущность права – в его нормативном характере и общеобязательности пр. норм. Разные концепции правопонимания. Еллинек (волюнтаристская концепция) понимал право как проявление гос. воли, авторитета. Иеринг («юриспруденция интересов») – в основе возникновения, развития и понимания объективного права всегда право субъективное. Субъективное право – это охраняемый законом интерес. Кельзен исследовал право с т. зрения его бытия, разработав «чистую теорию права». Сущ-т суждения с алетической модальностью (т. е. суждения о сущем, напр., снег белый) и суждения с деонтической модальностью (т. е. суждения о должном, напр., снег следует убрать). Пр. норма – это суждение о должном. (Напр., УК РФ прямо закрепляет, что УК основан на Конст. РФ. Такое суждение имеет алетическую модальность. Его следует преобразовать в суждение с деонтической модальностью – положения УК нельзя толковать так, чтобы они противоречили Конст. РФ.)

Социологич. теория права возникла в нач. XX в в Австрии (Эрлих) на почве позитивизма и получила разв. на почве америк. прагматизма. Право отождествляется со сложившейся суд. практикой его применения. Реальное право существует не в законе, а в суде, в админ. и ином органе, применяющем право. Америк, юрист Паунд развил эту теорию – судья, принимая решение, должен учитывать не только предписания закона, но и потребности обществ, развития.


23. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Социальные нормы – это правила поведения которые: 1) обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц и 2) регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями). Они обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны)

Виды социальных норм:

Нормы права устанавливаются и охраняются государством, в том числе и путем государственного принуждения.

Нормы морали складываются стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. Охраняются они моральной санкцией (напр., в виде осуждения со стороны окружающих или наложения епитимьи, отлучением от церкви и др.). Наряду со всеобщей моралью имеется профессиональная этика, напр. врачебная, педагогическая, судейская и т. п. Иногда ее несоблюдение влечет правовые последствия напр., судья может быть отстранен от должности. Для того чтобы аморальный поступок повлек правовые последствия, необходима правовая норма, которая отсылала бы к нормам морали.

Обычаи складываются стихийно в результате неоднократного повторения. Выполняются добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Норма обычая может превратиться в правовую норму. ГК РФ предусматривает, что суд применяет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.

Нормы этикета складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Обеспечиваются автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.

Нормы традиций складываются стихийно и никак не охраняются (если не являются одновременно нормами морали, напр., воинские традиции).

Нормы ритуалов могут складываться стихийно, могут устанавливаться религиозными и иными организациями, они могут охраняться установившими их организациями, а могут и вовсе не охраняться.

Корпоративные нормы устанавливаются общественными объединениями и охраняются этими объединениями.


24. ПРАВО И ПОЛИТИКА

Политика – деятельность гос-ва и иных полит, институтов (прежде всего – полит, партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основной субъект политики – гос-во как полит, организация всего общества.

Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах:

1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;

3) влияние права на политику (прямое или косвенное). В качестве примера прямого влияния можно привести положения Конст. об основах конст. строя и правах и свободах человека и гражданина. В частности, Конст.: 1) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью; 2) указывает на демократич. социальный и правов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: