Признаки и определение государства. Отличие государства от социальной организации первобытного общества

Объект и предмет теории государства и права.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Предмет теории права — это закономерности возникновения, функционирования и развития права, его сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Следует различать теорию права как науку и как учебную дисциплину. Как наука она представляет собой систему знаний о праве, его глубинных свойствах, соотношении с другими социальными явлениями и науками. Как учебная дисциплина теория права — это система юридических знаний, необходимых для дальнейшего изучения юриспруденции. Теория права как учебная дисциплина, во-первых, базируется на теории права как науке. В учебную дисциплину включаются лишь те знания, которые получены правоведением и прошли социальную апробацию. Во-вторых, ее рамки более узки, чем рамки науки теории права, так как в учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука. В-третьих, она более субъективна, нежели наука теории права. Система теории права как науки обусловлена системой изучаемых социально-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории права как учебной дисциплины во многом произвольна, зависит от степени усваемости материала, усмотрения составителей учебной программы, наконец, самого лектора. Теория права, имея свой особый предмет, занимает и специфическое место в системе других социальных наук — как неюридических, так и юридических. Целесообразно поэтому соотнести теорию права, с одной стороны, с неюридическими науками и дисциплинами (экономикой, философией, социологией, политологией, теорией государства), а с другой — с юридическими (историей государства и права и историей политических учений, отраслевыми юридическими дисциплинами).

От отраслевых юридических наук и учебных дисциплин, таких, как гражданское право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др., теория права отличается тем, что эта наука — вводная, абстрактная, методологическая.

Теория прававводная наука и учебная дисциплина потому, что с нее начинается освоение юриспруденции. Изучает основные юридические категории и понятия.

Правовое государство – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и её взаимоотношение с индивидами как субъектами права осуществляется посредством издания правовых законов.

Признаки правового государства.

1. Признание суверенитета народа, формирование обществом законодательных органов государства. Изначально верховной властью обладает только народ, который делегирует эту верховную власть на выборах парламенту – высшему представительному органу государства. Лишь парламенту предоставлено право издания законов – обладающих высшей юридической силой нормативных актов, в которых содержаться нормы права, регулирующие наиболее важные общественные отношения.

2. Верховенство естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека.

в Конституции (ч. 2 ст. 17) утверждается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

3. Верховенство правового закона. Это означает, во-первых, то, что закон находится во главе иерархии источников норм права, и ни один из них не может ему противоречить. Во-вторых, то, что далеко не каждый закон с точки зрения либеральной правовой теории, является правовым. Правовым может быть только закон, не противоречащий правам и свободам человека и гражданина.

4. Наличие развитого гражданского общества. Без наличия развитого гражданского общества вообще невозможно говорить о противопоставлении государства и личности, о более или менее равных взаимных правах и обязанностях, поскольку здесь государство целиком поглощает личность (тоталитарные государства).

5. Взаимная ответственность граждан и государства. Гражданин выступает перед государством субъектом всех возможных видов ответственности, включая уголовную, то государство может отвечать перед гражданином лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причинённый ему вред.

6. Разделение властей. Для уменьшения опасности посягательства на права и свободы человека и гражданина путём её чрезмерной концентрации в одних руках или в руках одного органа в правовом государстве предусматривается разделение государственной власти на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную. При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, а создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов». Это означает, в частности, что законодательная власть может контролировать власть исполнительную путём издания обязательных для неё законов и отстраняя от должности тех её представителей, которые эти законы нарушают. Исполнительная власть контролирует и сдерживает власть законодательную через право законодательной инициативы, право вето (отклонение закона) и право роспуска законодательной власти. Судебная власть контролирует обе ветви власти путём проверки на соответствие конституции принимаемых ими юридических актов.

8. Функции государства: понятие и виды.

Функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие его назначение в жизни общества и обеспечивающие решение стоящих перед ним задач.

Содержание функций показывает: во-первых, что делает государство; во-вторых, чем занимаются его органы; в-третьих, какие вопросы они решают.

Функции государства делятся на две большие группы: внутренние и внешние.

Внутренние функции – это главные направления его деятельности, посредством которых государство решает внутренние задачи развития общества и направлены они на решение внутрихозяйственных, социальных, политических, культурных и др. вопросов.

Внутренние функции современного демократического государства.

1. Функция обеспечения народовластия. Содержание функции обеспечения народовластия составляют: 1) реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества); 2) обеспечение государственного суверенитета, т.е. осуществление высшей власти в отношении свой территории и воздушного пространства над ней, определение правового положения конкретных территорий и управления ими; 3) официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе С тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним; 4) защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционный Суд), так и непосредственно народом, путём осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

2. Экономическая функция. Состоит в выработке долгосрочных программ развития государства в наиболее оптимальном режиме и в координации такой деятельности. Выработка чёткой налоговой политики, что позволяет успешно осуществлять социальное развитие общества и направлять часть получаемых средств на финансирование необходимых отраслей экономики, делая её сбалансированной. Экономическая деятельность государства проявляется также в формировании государственного бюджета и в контроле за его исполнением. Экономическая функция государства проявляется в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором в экономике (управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность).

3. Социальная функция. Она многообразна по содержанию и масштабна по объёму деятельности. Главное её назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью социальной функции является осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев, национальных меньшинств и других. В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путём использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку достойных условий жизни посредством гарантирования определённого объёма социальных благ за счёт государства. В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, а также учреждений культуры.

4. Экологическая функция. Государство устанавливает правовой режим природопользования, это выражается в разработке и осуществлении национальных программ по охране окружающей среды, в принятии и реализации законов и других нормативно-правовых актов. Проблемы обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, экологической безопасности для человека относятся к общечеловеческим проблемам.

5. Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. В центре внимания правоохранительной функции государства находиться деятельность по правовому регулированию, закреплению и обеспечению прав и свобод личности. Ещё одно направление правоохранительной деятельности государства связано с борьбой с правонарушениями. Органы внутренних дел, судебные органы, прокуратура во взаимодействии со всеми органами государства и общественными организациями должны обеспечивать такой порядок, который отвечал бы интересам всех и каждого члена общества, принципам добра, свободы и справедливости.

Внешние функции – это такие направления деятельности государства, которые обеспечивают решение задач, вытекающих из отношений с иностранными государствами и различными межгосударственными организациями.

Внешние функции современного демократического государства.

1. Функция интеграции в мировое сообщество. Сотрудничество стран по вопросам защиты прав человека, а также в решении глобальных проблем мирового значения. Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами.

2. Функция обороны. Составляет важное направление деятельности государства. Функция обороны страны современного демократического государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности, а вооружённые силы государства предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности, а также для выполнения международных обязательств.

3. Функция поддержки мирового порядка. Предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество государств с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов.

4. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем. Её фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного регулирования. К числу глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий в этой области осуществляется для: 1) предупреждения промышленных аварий; 2) готовности к чрезвычайным ситуациям и для раннего оповещения о них; 3) снижения серьезных последствий катастроф. Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами и др. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов привели к международно-правовой договорённости о согласовании национальной политики отдельных стран в области энергетики и ископаемого топлива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: