Понятие государственного органа

Государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган:

• осуществляет от имени государства его функции;• имеет определенную компетенцию;

• обладает властными полномочиями;

• характеризуется определенной структурой;

• имеет территориальный масштаб деятельности;

• образуется в порядке, установленном законом;

• устанавливает правовые связи личного состава.

Общество

Общество представляет собой определенную истерически сложившуюся форму общности людей.

Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, каст, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений.

Политическое устройство общества по логике вещей отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.

Государствообразующее общество – это такое исторически сложившееся общество, которое для ведения своих повседневных дел учреждает специальную политическую власть, называемую государством.

Государство выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество, оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею. Таким образом, с появлением государства общество раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которая и является гражданским обществом.

Когда в государствообразующем обществе четко выделяются, с одной стороны, государство, а с другой - гражданское общество, то вопрос о соотношении государства и общества, по существу, превращается в проблему соотношения гражданского общества и его политической власти. Поэтому необходимо более подробно остановиться на понятии и сущности гражданского общества.

Предмет и методология теории государства и права
001. Предмет и методология теории государства и права Каждая наука имеет свой предметисследования. ПредметТГП изучает характеристику государства и права в целом, признаки присущие любому обществу, всем правовым системам, независимо от их временных и пространственных характеристик. Предмет теории государства и права включает следующие особенности: 1. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права(возникновение государства и права, смена их исторических типов, развитие их сущности, эволюция форм гип, осуществление функций гип, развитие правосознания и правовой культуры граждан, развитие юридической науки тгп). 2. Система основных понятий юриспруденции, т.к. специфика предметаТГП заключается в том, что гип разрабатывает систему понятий не только для себя, но и для всей юриспруденции. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, законотворчество, правонарушение, юридические коллизии, правовые привилегии и иммунитеты, механизм правового регулирования и воздействия, правовой режим и правовая политика. Особенности предмета ТГПявляется и то, что гип исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. ПредметТГП следует отличать от объекта ТГП. Объектом ТГПявляются гип, государственно-правовая действительность. ПредметТГП называют двуединым, в него входят два основных феномена –государство и право. Единство предметатгп обусловлено неразрывным единством гип, поскольку они: -возникают одновременно в силу действия одних и тех же факторов -взаимодействуют в процессе своего функционирования Методология ТГП- это система всех методов, то есть приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых изучается предметнауки. Методы ТГПможно разделить на общенаучный, частнонаучный, специально-юридический. Общенаучный метод: -логический (описание, анализ и синтез, определение и классификация, доказывание и опровержение. -системно-структурный (явление исследуется, как часть системы) -функциональный (состоит из изучения функций одних государственно-правовых явлений по отношении к другим) Частнонаучный метод: -социологический (опросы, анкетирование, экспертные оценки) -математические методы (измеряется уровень законности и эффективности норм права, в том числе в процентном соотношении) -статистический (учет совершенных правонарушений за определенный период) -кибернетический (позволяет с помощью системы понятий технических средств познать государственно-правовые явления) Специально-юридические методы: -формально-юридический метод(толкование юридических терминов, анализ текстов нормативных актов, устанавливает пробелы в праве, предотвращает коллизии) -сравнительно-правовой метод(сопоставляет различные правовые системы, например Германия и Россия, данный методпривел к возникновению сравнительного правоведения)
. Место и роль тгп в системе юридических наук
Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине "Теория государства и права (ТГП)" ТГП входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием правоведение. Юридические науки делят на три основные группы: Историко-правовые (тгп, история политико-правовых учений, история государства и права) Отраслевые (конституционное, административное, гражданское, уголовное, право) Специально-прикладные науки (криминалистка, судебная статистика, судебная медицина) Отдельно выделяют науки изучающие деятельность государственных органов (прокурорский надзор, правоохранительные органы) и науки международного права (международное частное право, морское право). Общность тгпи историко-правовых наук в том, что они рассматривают гип в целом, изучают существовавшие ранее типы гип, исследуют причины возникновения гип, их развитие. Различие тгпи игип в том, что тгп изучает процесс исторического развития гип в обобщенном виде, дает теоретическое обобщение этих процессов. История гип изучает процесс исторического развития гос-ых и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке. С другой стороны игип опирается на выводы, которые дает тгп. По отношению к отраслевым наукам тгпвыступает как обобщающая категория. Во-первых, ТГПизучает закономерности развития и функционирования гип. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками отрасли права. Во-вторых, тгп исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическаяответственность). В-третьих, ТГПиграет методологическую рольв юриспруденции в целом. Взаимодействие тгпс прикладными науками является опосредованным, осуществленным через отраслевые науки о гип. Однако возможно прямое использование прикладной научной информации при употреблении данных судебной статистики. В системе юридических наук ТГиП занимает особое положение, ведущее местокак установочная, мировоззренческая дисциплина. По отношению к другим юридических наукам она выполняет рольвводной и обобщающей науки, исходной теоретической основы для их существования и развития, классификации в целостной системе юридических наук. ТГиП формирует для них общие понятия, правовые категории и выполняет по отношению к этим наукам определенную методологическую рольпри разработке социальных проблем, составляющих предмет отраслевых, структурных юридических наук. Таким образом тгп, как наука является гуманитарной, политико-юридической, теоретической, изучающей в отличие от специальных юридических наук государство и право в целом.

Понятие и структура механизма государства

Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с гос. аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только гос. органы, образующие гос. аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы,полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только гос.органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за полит. власть.
В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:
- это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности.
- характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.
-между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи гос. механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура гос. механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)
Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства включает:
1.Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства)
2. государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция)
3. государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах. (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).
4.государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно -экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.
5. государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.
6. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности гос. аппарата.
Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является гос.орган.
Мех Г – это система специальных органов, с помощью которых Г осуществляет свои функции. Г обеспечивает свои функции через систему органов Г носящее название гос. аппарат. Традиционно под гос аппаратом понимают сис-му органов при помощи которых осуществляются задачи и функции Г (каждый гос орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата которая осуществляет от имени Г его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.) Деятельность Г по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции Г подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

Гражданское общество: понятие, признаки, структура Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов. Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин. Признаки гражданского общества: 1. Это открытая для общения с другими обществами социальная систем. 2. Это сложносконструированная и плюралистическая система. 3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Принципы гражданского общества: 1.экономическая свобода, рыночная экономика 2.легитимности и демократический характер власти 3.признание и защита естественных прав человека и гражданина 4.равенство перед законом и судом 5.наличие правового государства 6.невмешательство государства в частную жизнь. Структура гражданского общества: 1. личность 2.семья 3.школа 4.церковь 5.собственности и предпринимательство 6.социальные группы, слои, классы 7.частная жизнь граждан и ее гарантии 8.институты демократии 9.общественные объединения 10.независимое правосудие 11.система воспитания и образования 12.свободные средства массовой информации 13. негосударственные социально-экономические отношения и др.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: