Понятие государственной власти

Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций т.д.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств. Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, на те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач.

. Понятие и признаки демократического политического режим
025. Понятие и признаки демократического политического режима. Демократический режим. (народовластие) Признаки демократического режима: 1. провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина 2.решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства 3.предполагается существование правового государства и гражданского общества. 4.выборность и сменяемость центральных и местных органов гос.власти, их подотчетность избирателям. 5.силовые структуры (вооруженные силы, милиция) 6.доминируют методы убеждения и компромисса 7.политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать или быть участником любой полит партии), в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции. 8.гласность средства массовой информации свободны от цензуры. 9.реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и т.д.). Различаются прямая (непосредственная) и представительная форма демократии: Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации. Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носят обязательный характер и не нуждаются в санкции гос.структур, остальные институты народовластия носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия полит. решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа. К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в полит. процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контроль за полит. элитой. Недостатками прямой демократии является отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства. Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций. Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют профессионалы, компетентные лица. К недостаткам представительной демократии относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от избирателей, принятие решений в интересах не большинства граждан.
Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Мес
036. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина. Признаки правового государства: - приоритет права -правовая защищенность человека и гражданина -взаимная ответственность государства и личности -высокая правовая культура граждан -ограниченность деятельности государственных органов правом. -наличие развитого гражданского общества -провозглашение и действие принципа разделения властей. -единство права и закона. -возвышение роли суда как гаранта прав человека и гражданина. -верховенство закона в системе нормативных актов Принципы правового государства: 1. Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона) Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Правовое государство должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека первичны, возможность осуществления функций гос-ой власти вторичны. 2.Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.) Второй способ воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств: 1. наиболее полное обеспечения прав и свобод человека, т.е. реальное осуществление первого принципа. 2.разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. 3. Федерализм также вносит свой вклад в дело ограничения гос.власти. 4. верховенство закона и его господство в общественной жизни. 5. Взаимная ответственность государства и личности 6. высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе 7. наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Российское государство можно понимать в 2 смыслах: 1) как определенное территориальное образование, в пределах которого осуществляется суверенная власть многонационального народа России; 2) как специальный аппарат государственной власти, который распространяет свое влияние на определенную государственными границами территорию.

Конституция РФ устанавливает основные характеристики российского государства:

1) РФ – демократическое государство; 2) РФ – правовое государство; 3) высшая ценность РФ – права и свободы человека и гражданина; 4) форма правления РФ – республика.

Демократическая природа РФ складывается из: 1) народовластия – как непосредственного, так и представительного; 2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ; 3) политического и идеологического многообразия.

Народовластие – осуществление власти народа посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства. Территория всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.

Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства.

Правовое государство – это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.

Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.

В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепляет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и выражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.

Правовое государство предполагает наличие светского характера государства, т. е. в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию или отказу от религии, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.

Гарантированность прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правления рФ означает, что: 1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ; 2) органы государственной власти являются в России выборными или назначаемыми, но не наследственными; 3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не может быть пожизненным. РФ – это смешанная республика, т. е. власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: