Причины и условия возникновения государства и права. Пути и формы возникновения государства и права

Билет № 19, 20. Функции государства: понятие и классификация

Политический режим: понятие и виды

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1. авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2. переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3. демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1. происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2. государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3. происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4. реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5. доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1. деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2. тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3. тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4. конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1. осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2. реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3. полное подчинение государства праву;

4. провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Цель государства - то к чему стремиться общество, задачи-средства достижения цели, а функции- это решение стоящих перед гос.вом задач.
Функции характеризуют гос.во в динамике, а не в статике.
Функции государства обладают следующими признаками:
1. основные, главные направления государственной деятельности
2. функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами
3. функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает гос.во в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.
Функции государства можно разделить на следующие виды:
1. внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др, а внешние на международной арене. ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.
2. постоянные и временные. Постоянные это Ф которые Г осущ-ет неопределенно долго (всегда). Временные это Ф носящие краткосрочный характер.
3. основные и неосновные. Основные - это Ф с помощью которых решаются главные задачи стоящие перед Г. Не основные это Ф с помощью которых решаются не основные задачи Г. Неосновные являются структурными частями основных.
К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции Г на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на: законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации госуд власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей госуд власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов вызывает признание. Некоторые авторы указывают, что данная классификация характеризует не функции государства, а функции его органов, либо формы осуществления функций государства.

Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства. Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Существует две основные классификации форм осуществления функций государства: - законодательная, исполнительная, судебная и контролирующая деятельность -правовые и организационные формы. Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми гос.органами и гражданами. Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено федеральное собрание-парламент России. Исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (гос.управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, соц. Обеспечения, здравоохранения, транспорта, связи. Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны. Контролирующая деятельность, это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей гос. надзора и контроля за законностью. Особое место в системе занимает прокурорский надзор с точным и единообразным исполнением действующих на территории РФ законов, осуществляемый генеральным прокурором РФ и подчиненным ему прокурорами. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства. К правовым (определенным Конституцией РФ, федеральным законодательством) относятся: 1. Правотворческая, деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства. 2. Правоприменительная, деятельность по исполнению требований норм права путем издания правоприменительных актов. 3. Правоохранительная, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц. К организационным формам относятся: 1. оргнизационно - регламентирующая, текущая работа, например подготовка проектов нормативных актов. 2. организационно-хозяйственная, хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями. 3. организационно-идеологическая, повседневная работа средств массовой информации по формированию общественного мнения, разъяснения издаваемых законов. Методы осуществления функций государства: это способы и приемы, с помощью которых органы гос. реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение, принуждение, рекомендации, поощрения.  
Начало формы Конец формы
Функции теории государства и права (ТГиП)
Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине "Теория государства и права (ТГП)" Функциитгп –это основные направления действий данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. ТГП как наука выделяет следующие функции: Онтологическая (отвечает на вопросы, что есть гип, как и почему оно возникает и действует) Гносеологическая-познание (выработка научных концепций, правовых понятий, категорий помогающих научному познанию гип) Эвристическая (открывает новые закономерности развития, функционирования гип) Прогностическая (предсказывает будущее развитие гип, прогнозирует эволюцию государственно-правовых явлений.) Методологическая (является основой для других юридических наук, вооружает их методами исследования гип) Воспитательная (участвует в формировании личности юриста, знакомит его с правовыми понятиями.) Организационно-прикладная (оказывает влияние на правовую политику гос-ва, вырабатывает рекомендации, касающиеся совершенствования законодательства и правоприменительной практики). Функциинауки ТГПраскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни. Её значение для общественной и юридической практики. К основным функциям науки ТГПотносятся: 1) гносеологическая (познавательная), 2) праксеологическая (практико-организационная), 3) идеологическая, 4) методологическая. Гносеологическаяфункция (гносеология - учение о познании) в науке ТГПвыражается в том, что ТГПкак и любая другая наука осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственно правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет эти явления с научных позиций. Она связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений. Праксеологическаявыражается в том, что ТГПкак и любая наука обслуживает практику. Она вырабатывает рекомендации направленные на совершенствование государственно правового строительства законодательства и юридической практики. Чаще всего ТГПобслуживает практику через другие юридические науки, реже она непосредственно дает те или иные рекомендации для практики. Идеологическаяфункция характеризуется тем, что ТГП аккумулирует в себе различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве. Вырабатывает определенные идеологические ориентиры связанные с объяснением государственно правовых явлений. В современной ТГиП эта функция заключается в том, что с одной стороны, происходит отказ от ограничений и догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридичической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов. Прогностическаяфункция - это социальная (прикладная) функция, когда знания, полученные ТГиП, используются для предсказаний, прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов. Эта функция может включать как критическое, так и поддерживающее содержание по отношению к тем или иным сторонам конкретных государств и правовых, она выражается в том, что ТГП должна прогнозировать будущее государственно правовых явлений. Выявляя закономерности их развития ТГП вполне способна давать прогнозы на ближайшее будущее и на перспективу. Методологическаяфункция науки ТГПвыражается в том, что наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех всех юр-их наук (это когда система методов познания, разрабатываемых в ТГиП, творчески используется другими отраслевыми юридическими науками). Во-первых ТГП исследует методологические вопросы всей юридической науки и формирует при этом основные подходы в понимании государственно правовых явлений. В том плане ТГП выступает для других юридических наук в качестве своего рода философии государства и права. Во-вторых являясь наиболее общей наукой в системе юр-их наук ТГПвырабатывает основополагающие гос-но правовые понятия, а также положения и выводы которые используются в качестве базовых при исследовании своих предметов другими юридическими науками. Онтологическая- (онтология - учение о бытие, наука о сущем), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ. Эвристическая(формирование новых знаний) - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях. Прикладная(политическая) - консультация "политики", разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности. Учебная- обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов. В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла существенной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание ГиП), теперь так уже никто не думает, и роль этойфункциирезко возросла.
     

Проблема возникновения государства и права остается в науке дискуссионной, т.к. в основе этой проблемы - различные идеи и течения, а также появление новых материалов в исторических науках о причинах происхождения государства и права.

Современная материалистическая наука связывает возникновение государства и права с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике, что привело к разделению общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, ремесла и появления купцов. Родовые общины начинают делиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников).

Наступает время специализации, повышение производительности труда, появляется экономическая возможность для обмена и присвоения результатов чужого труда, возникновение частной собственности, социальное расслоение первобытнообщинного общества, образование классов, зарождение государство и права.

Причины возникновения государства и права кроются не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве человека. В частности, запрет способствовал выживанию и укреплению человеческого рода и оказало воздействие на развитие общества, структуру его внешних и внутренних отношений, культуру.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел различными путями.

Один из основных путей - восточный путь возникновения государства (азиатский способ производства) - вначале Древний Восток, потом - Африка, Америка.

Здесь устойчивыми оказались земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становится важнейшей функцией родоплеменной знати. Восточные государства все абсолютно деспотичные монархии, имеющие мощный чиновничий аппарат, экономическую основу составляла государственная собственность; государство выступало организатором производства.

Другой исторический путь - возникновение государства на территории Европы.

Главный фактор - классовое расслоение общества, которое обусловлено формированием частной собственности на землю, скотоводческих работ.

Яркий пример - Древний Рим, где на возникновение государства оказало влияние борьба патрициев и плебеев. В результате победы плебеев в Риме утвердились демократические порядки: равноправие свободных граждан.

Причины и условия возникновения права аналогичны причинам, породившим государство. Вековые, обычаи рассматривались как данные свыше и нередко казались правом. Наиболее ценные из них стали важными источниками права (обычное право). Например, законы Хаммурапи, законы 12 таблиц, законы Соломона. Право возникло в результате усложнения общественных взаимодействий, обострения социальных противоречий.

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: