Вопросы для подготовки к зачету

Вариант 10

Вариант 9

Вариант 8

Вариант 7

Вариант 6

Вариант 5

Вариант 4

Вариант 3

Вариант 2

Вариант 1

Варианты контрольных работ

Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Целью контрольной работы является закрепление полученных знаний и формирование навыков теоретического анализа правового материала, необходимых для дальнейшего освоения юридических дисциплин.

Задания к контрольной работе представлены в 10 вариантах, каждый из которых состоит из трех частей. Каждая часть контрольной работы направлена на освоение разных тем дисциплины с целью наиболее полного охвата материала.

Перед выполнением работы студентам необходимо внимательно ознакомиться с методическими указаниями, изучить теоретический материал, представленный в учебной и научной литературе, рекомендуемой для освоения данной дисциплины.

Работа должна содержать не более 10 страниц машинописного текста, причем студент должен не просто изложить материал, содержащийся в учебнике, но и применить умение использовать навыки сравнительно правового анализа, синтеза, логики и других методов изучения теории государства и права.

В завершении работы необходимо указать список использованных источников.

Контрольная работа должна быть выполнена по одному из 10 вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента. Работа, выполненная с нарушением этого требования, на проверку приниматься не будет.

Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данным видам работ.

1. Дайте определение понятию «право». Охарактеризуйте его признаки. Перечислите принципы права и дайте их классификацию.

2. Проанализируйте нижеприведенную статью нормативного акта и определите, к какому виду относится норма права, содержащаяся в нем
(по разным основаниям классификации). Определите элементы правовой нормы.

Статья 48 Гражданского кодекса РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

3. Известный российский ученый-юрист С.С. Алексеев писал: «Правосознание – неизбежный спутник права». Поясните его высказывание.

1. Охарактеризуйте нормативно-правовой акт как основной источник права в РФ.

2. Проанализируйте нижеприведенную статью нормативного акта и определите, к какому виду относится норма права, содержащаяся в нем
(по разным основаниям классификации). Определите элементы правовой нормы.

Статья 302 п. 1 Гражданского кодекса РФ.

Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

3. Австралийский юрист М. Дэвис писал: «Правовой текст значит больше для того, кто больше знает». Объясните смысл его высказывания.

1. Дайте характеристику системе права как юридической категории. Рассмотрите ее структуру. Приведите примеры различных видов правовых отраслей.

2. Изобразите иерархию действующих в РФ нормативных правовых актов в порядке убывания их юридической силы.

3. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным». Ответ обоснуйте.

1. Дайте определение понятию «правонарушение». Охарактеризуйте его признаки. Посредством классификации по различным основаниям выделите виды правонарушений.

2. Проанализируйте нижеприведенную статью нормативного правового акта и определите, к какому виду относится норма права, содержащаяся в нем (по разным основаниям классификации). Определите элементы правовой нормы.

Статья 503 п. 1. Гражданского кодекса РФ.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов на устранение недостатков товара.

3. Английский философ Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Согласны ли вы с ними? Обоснуйте свой ответ примерами из истории человеческого общества.

1. Дайте определение понятию реализации права. Охарактеризуйте формы реализации права.

2. Ученик 11 класса средней школы Иванов, желая подшутить над одноклассницей Петровой, положил ей в карман живую мышь. Петрова обнаружила мышь, спускаясь по лестнице, оступилась на ступеньке, упала и сломала ногу. Виновен ли Иванов в наступивших последствиях? Охарактеризуйте все элементы данного состава правонарушения.

3. Известный английский политический деятель Б. Дизраэли говорил: «Прецедент увековечивает принцип». Объясните его высказывание.

1. Дайте определение понятию «правоотношения». Охарактеризуйте структуру и виды правоотношений.

2. Проанализируйте нижеприведенную статью нормативного правового акта и определите, к какому виду относится норма права, содержащаяся в нем (по разным основаниям классификации). Определите элементы правовой нормы.

Статья 158 ч. 1 Уголовного кодекса РФ.

Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

3. Как вы понимаете римскую пословицу: «Законность – основа государства»?

1. Дайте определение понятию «юридическая ответственность». Охарактеризуйте ее цели, функции и принципы. Укажите виды юридической ответственности.

2. Проанализируйте нижеприведенную статью нормативного правового акта и определите, к какому виду относится норма права, содержащаяся в нем (по разным основаниям классификации). Определите элементы правовой нормы.

Статья 3 п.5 Гражданского кодекса РФ.

В случае противоречия Указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему кодексу или иному закону, применяется настоящий кодекс или иной закон.

3. Известный русский юрист Ф.В. Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Поясните, что имел в виду ученый?

1. Дайте определение понятию «правотворчество». Охарактеризуйте его способы и принципы. Опишите правотворческий процесс.

2. Проанализируйте нижеприведенную статью нормативного правового акта и определите, к какому виду относится норма права, содержащаяся в нем (по разным основаниям классификации). Определите элементы правовой нормы.

Статья 81 ч. 2 Конституции РФ.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Французский философ К.А. Гельвеций писал: «Законы обязаны своей силой нравам». Объясните высказывание.

1. Дайте определение понятию «правовая система». Охарактеризуйте данное правовое явление.

2. К юридической ответственности граждане могут привлекаться с определенного возраста: к гражданско-правовой – частично с 14 лет, полностью с 18 лет; к дисциплинарной – с 16 лет; к административной – с 16 лет; к уголовной – с 18 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших вред здоровью, изнасилование, грабеж и некоторые другие, – с 14 лет. Какими мотивами руководствовался законодатель, устанавливая разный возраст, достижение которого необходимо для привлечения лица к юридической ответственности.

3. Согласны ли вы с мнением римского философа Демонакта, который утверждал: «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше»? Ответ обоснуйте.

1. Охарактеризуйте понятие «правовое регулирование», его предмет, метод, способы и типы. Рассмотрите механизм правового регулирования, его элементы и стадии.

2. Используя Конституцию РФ, Гражданский, Семейный, Уголовный кодексы, приведите примеры различных видов гипотез, диспозиций и санкций по каждому из оснований классификации.

3. Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». Объясните, как вы понимаете это выражение. Какие требования к правовым нормам оно содержит?

1. Теория государства и права как наука, ее предмет, задачи, функции.

2. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

3. Функции и механизм современного Российского государства.

4. Методология и методы теории государства и права, их классификация и общая характеристика.

5. Правовое государство: понятие, основные принципы.

6. Общество, его основные социальные и политические институты.

7. Учение о разделении властей и его реализация в Российской Федерации.

8. Социальное регулирование в обществе. Виды социальных регуляторов. Индивидуальное и нормативное регулирование.

9. Место и роль государства в политической системе общества. Государство и иные институты политической системы общества.

10. Социальные нормы: понятие, признаки, виды, характеристика.

11. Политическая система общества: понятие, структура, виды.

12. Возникновение государства, его отличие от родоплеменной организации.

13. Формы государства: понятие, причины многообразия. Форма Российского государства.

14. Понятие и признаки государства.

15. Политический (государственный) режим: понятие, основные разновидности.

16. Основные теории происхождения права.

17. Форма государственного устройства: понятие, основные разновидности.

18. Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.

19. Форма правления: понятие, основные разновидности.

20. Соотношение государства и права.

21. Типология и типы государств.

22. Государственная власть: понятие, свойства, основание.

23. Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате.

24. Государственный суверенитет: понятие, черты.

25. Государственный орган: понятие, характеристика, классификация (на примере Российской Федерации).

26. Функции государства: понятие, классификация.

27. Формы и методы осуществления функций государства.

28. Основные теории происхождения государства.

29. Возникновение права, Его отличие от социальных регуляторов первобытного общества.

30. Общество и государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: