ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Cum excusation itaque veteres audiendi sunt 1.
Мы стоим на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями, и с достигнутых высот смутно ощущаем, что его закладка стоила человечеству долгих и мучительных усилий. Культура первобытного общества слишком часто подвергается презрительным и насмешливым оценкам. Между тем в числе ценностей человечества, которые мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, зародились в первобытном обществе. В частности, государство и право возникли в недрах именно того, скрытого веками, периода.
Многому из того полезного, что так бережно люди сохраняли на протяжении всей истории существования человечества, мы обязаны именно нашим грубым предкам, накопившим и передавшим по наследству представления об обществе (в том числе такие ценности, как государство и право), которые мы склонны рассматривать как нечто данное само собой. Мы как бы являемся наследниками этого достояния, которое переходило из рук в руки столько раз, что изгладилась память о тех, кто заложил его основу.
|
|
Несмотря на несовершенство наследия наших предков, мы поступим благоразумно, если будем взирать со снисхождением на их социальные институты и нормы. Это даст нам право на снисхождение наших потомков.
Итак, cum excusation itaque veteres audiendi sunt.
1Предков следует выслушивать снисходительно (лат. пословица).
Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.
Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.
Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.
Особенности теории государства и права как науки:
1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;
2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.
Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:
- в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;
- исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;
- отражение в предмете состояния и структуры государства и права.
Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:
|
|
- возникновения, функционирования, развития государства и права;
- развития правовой культуры и правосознания;
- применения, соблюдения и исполнения норм права.
Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.
Виды методов теории государства и права:
- всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;
- общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.
К общенаучным методам относят:
- общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
- исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;
- функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;
- логический.
Последний метод, в свою очередь, основан:
- на анализе – разделении данного объекта на части;
- синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;
- индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;
- дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;
- характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.