В Российской академии правосудия изучение истории отечественного государства и права организовано на основе требований ФГОС ВПО 2010 г. в соответствии с основной образовательной программой бакалавриата, включающей в себя календарный учебный график, учебный план, рабочую программы учебной дисциплины и другие материалы.
Тематика лекций соответствует темам, указанным в программе курса. В ходе лекций преподаватель обращает внимание студентов на основополагающие положения по изучаемой теме, подробно останавливаясь лишь на более сложных аспектах, определяет вопросы, изучаемые самостоятельно. Лектором для более доступного и наглядного изложения учебного материала могут использоваться мультимедийные средства, представление информации по теме осуществляться в форме презентации с использованием возможностей ее интерактивного освоения.
Для каждой темы изучаемой в курсе предусмотрено проведение групповых занятий в форме семинаров. На семинарах акцент сделан на изучение студентами памятников права. В целях реализации компетентностного подхода предусматривается использование не менее 20 процентов аудиторного времени на активные и интерактивные формы проведения занятий (ролевые игры, составление и решение задач на основе памятников права, проведение семинаров-дискуссий, разбор конкретных ситуаций). При проведении групповых занятий практикуется постановка проблемных вопросов, вытекающих из содержания рассматриваемой темы и с учетом степени усвоения учебного материала. На семинарах предусматривается выступление студентов перед аудиторией с подготовленными к занятию сообщениями по изучаемой теме, исходя из тематики, предлагаемой в методических рекомендациях, а также избранных инициативно и согласованных с преподавателем.
Тематический план семинарских занятий
№№ п/п | Темы семинарских занятий | Количество часов | Активные формы при проведении занятия |
1. | Русская правда как памятник древнерусского права. | Решение задач | |
2. | Псковская судная грамота и ее историческое значение | Составление и решение задач | |
3. | Судебник 1497 г. — памятник права эпохи становления централизованного государства | Составление и решение задач | |
4. | Соборное Уложение 1649 г. основа феодального законодательства России | Ролевая игра | |
5. | Артикул Воинский и Краткое изображение процессов или судебных тяжеб — памятники уголовного и уголовно-процессуального права периода становления абсолютной монархии в России | Составление и решение задач | |
6. | Систематизация российского законодательства в первую половину XIX века. | Словарный диктант | |
7. | Законодательные основы судебной реформы второй половины XIX века | Ролевая игра | |
8. | Законодательное оформление создания Государственной думы в начале XX века. | Тестирование | |
9. | Законодательство Временного правительства. | Семинар-дискуссия | |
10. | Конституционное оформление Советской власти в России. | Историческая реконструкция | |
11. | Советское право в период гражданской войны | Словарный диктант | |
12. | Советская кодификация 20-х гг. | Решение задач | |
13. | Конституция 1936 г. и ее историческое значение | Решение проблемных задач | |
14. | Советское законодательство периода Великой Отечественной войны. | Тестирование | |
15. | Советская кодификация 50-х—60-х гг. | Семинар-дискуссия | |
16. | Конституция СССР 1977 г. и ее основные положения | Решение проблемных задач | |
17. | Юридическое оформление реформы политической системы СССР в период «перестройки» | Тестирование | |
18. | Судебно-правовая реформа в Российской Федерации в 90-е гг.ХХ века —начале XXI века. | Семинар-дискуссия | |
Итого |
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» преподаватель имеет право «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса», при этом обязан «обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов».
Вне занятий могут быть осуществлены встречи с учеными, занимающимися историко-правовыми исследованиями, проведены студенческие научные конференции и семинары, организованы коллективное и индивидуальное посещение музеев и исторических мест с последующей подготовкой сообщений и выступлений на занятиях, а также заседаниях студенческого научного кружка.
В процессе обучения осуществляется текущий, рубежный и итоговый контроль. Текущий контроль производится преподавателем на занятиях в форме тестирования, решения задач, выполнения письменных контрольных работ и устных ответов. Рубежный контроль — при выполнении контрольных заданий (не менее трех): подготовка презентаций, написание рефератов, решение ситуационных задач с анализом памятника права. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
По истории отечественного государства и права предусматривается выполнение курсовых и дипломных работ в соответствии с предлагаемой тематикой и требованиями.