Государственный строй

Англосаксонские королевства, сложившиеся на территории Британии к VII в., отличались архаичностью и сохранением пережитков военной демократии. Король в большинстве англосаксонских государств выбирался, и лишь в процессе создания единого королевства он превращался в носителя государственности. Постепенно, к IX в. личность короля стала рассматриваться как священная и неприкосновенная, что нашло отражение в законодательстве того времени. Король обладал и военной властью, и судебной. Процесс объединения англосаксонских королевств завершился созданием в IX в. единого государства.

В объединенном государстве определенную политическую роль стал играть новый орган – «совет мудрых» – витанагемот. Этот орган состоял из представителей могущественных крупных землевладельцев королевства, светских и духовных феодалов. С помощью витанагемота король рассматривал наиболее тяжкие уголовные дела, обсуждал законы, устанавливал новые налоги. Витанагемот решал вопросы войны и мира, избирал епископов. По мере оформления феодального общества витанагемот превратился в совет феодальной знати. Но после того, как королевский двор стал центром управления королевством, витанагемот постепенно потерял свое значение. Среди главных управителей королевского двора наибольшую роль стал играть камерарий – лицо, отвечающее за имущество и финансы короля. Маршал был управляющим королевским войском, делами королевской канцелярии ведали королевские капелланы.

После завоевания Англии Вильгельмом Нормандским в 1066 г. период сеньориальной монархии характеризуется укреплением основ королевской власти. Однако до конца XII в. централизация обеспечивалась в основном за счет сеньориальных, частных прав королей и зависела от их способности выступать авторитетным главой феодально-иерархической системы и местной церкви. Судебные и фискальным права короны в отношении своих подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам и основывались на присяге верности. Эти права могли быть в любое время оспорены недовольными вассалами: в XI-XII вв. не прекращались мятежи баронов, обвиняющих королей в злоупотреблении своими сеньориальными правами. В связи с этими обстоятельствами короли вынуждены были постоянно подтверждать свою верность обычаям и вольностям англосаксов, а баронам и церкви давать «хартии вольностей». Таким образом, налицо была попытка феодалов связать королевскую власть рамками феодального обычая.

Генрих II (1154–1189) направил свои усилия на укрепление королевской власти, бюрократизацию и профессионализацию государственного аппарата, для чего провел ряд реформ. Все преобразования Генриха II проводились в трех направлениях:

приведение в систему и придание четкой структуры королевской юстиции (см. раздел «Суд»)

реформирование армии на основе сочетания принципа ополченческой системы и наемничества (см. раздел «Армия»)

установление новых видов налогового обложения населения.

Стремясь восстановить верховенство королевской власти, Генрих II издал Кларендонские конституции (1164 г.). Согласно им, все духовные лица были обязаны нести повинности в пользу короля и отвечать за лен, полученный от короля, перед королевскими судьями и чиновниками. Король считался верховным апелляционным судьей по делам всех судов, в том числе и церковных. Отлучение от церкви светских феодалов и королевских чиновников могло происходить только с согласия короля. Этот документ должен был укрепить королевскую власть, однако под сильным давлением духовенства Генрих II вынужден был отступить и отказаться от некоторых положений конституций.

В период сеньориальной монархии власть короля распространялась на область законодательства, суда и военного управления. Король обладал верховным правом на все земли королевства. Центральные органы власти и управления претерпели некоторые изменения по сравнению с предшествующим периодом. Высшая законодательная власть принадлежала королю и осуществлялась уже не с витанагемотом, а совместно с таким совещательным органом, как королевская курия. Маршал и камерарий были по-прежнему высшими должностными лицами страны. Канцлер, бывший личным секретарем короля, в этот период приобрел большое значение и стал руководителем королевской канцелярии. Во время отсутствия короля его замещал верховный юстициарий, который был его первым помощником.

Королевская курия, имевшая статус совещательного органа в законодательных вопросах, ведала также судебными делами и финансовыми вопросами королевства. К концу XII в. из нее выделилось казначейство – «палата шахматной доски». Этот орган был высшей счетной палатой королевства и одновременно расследовал должностные преступления, совершенные чиновниками этого ведомства.

Государственный строй Англии в период сословно-представительной монархии отражал происходившие в обществе изменения. Усиление феодального государства иего аппарата, и особенно фискальная политика, привели к возникновению оппозиции, пытавшейся поставить власть короля под свой контроль. Открытая борьба феодалов, духовенства и части горожан против короля Иоанна Безземельного завершилась подписанием в 1215 г. «Великой Хартии Вольностей». Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом.

Хартия была политическим документом, составленным на латинском языке и состоявшим из 63 статей. Закрепляя требования и интересы разнородных сил, Хартия является противоречивым документом, но при этом не выходит за пределы феодального соглашения между королем и верхушкой оппозиции. Этот документ ограничивал притязания королевской власти в пользу баронов и церкви. Ст. 34 отменяла право рыцарей и фригольдеров передавать свои иски в суд короля, изымая их из сеньориального суда. Ст. 21 разрешала взыскание штрафов с графов и баронов только с разрешения равных им по положению и сообразно роду поступка. Тем самым усиливались позиции баронов и ослаблялась судебная власть короля. Ст. 39 провозглашала, что ни один свободный человек Англии не будет арестован, заключен в тюрьму или изгнан из страны иначе, чем по приговору пэров и по закону государства. Эта статья свидетельствовала и о том, что королевский суд терял свое прежнее значение, и о том, что была сделана попытка гарантировать права и свободу личности.

Ст. 61 явилась проявлением феодальной реакции, так как согласно этой статье, бароны получали законное право поднять мятеж против короля, если он отказывался соблюдать хартию. Некоторые статьи хартии подтверждали права и привилегии, предоставленные ранее городам. Было установлено также единство мер и весов, что имело большое значение для развития торговли. Согласно ст. 20 свободные люди (фригольдеры) получали защиту от злоупотреблений королевских чиновников и чрезмерных штрафов. Крестьяне-фригольдеры получали неприкосновенность своего фригольда.

Основные положения Великой Хартии Вольностей выражали компромисс между королем и баронами. В некоторой степени хартия была направлена на сдерживание королевского произвола, однако не провозглашала ликвидацию центральной власти или узаконение раздробленности. Некоторые положения хартии послужили впоследствии юридической базой для создания нового сословно-представительного учреждения – парламента. Необходимо отметить, что Иоанн по окончании смуты, при поддержке папы римского отказался от выполнения положений хартии. В последующее время о хартии вспоминали, когда были недовольны королем, а в XVII в. она была истолкована в интересах ликвидации абсолютизма судьей Коком и парламентской оппозицией.

Однако борьба за ограничение королевской власти продолжалась в течение всего XIII в. и привела к появлению нового антиправительственного блока, выдвигавшего свои требования. В 1258 г. король Генрих III под давлением баронов был вынужден принять так называемые Оксфордские провизии. Провизии предусматривали передачу власти в руки крупных магнатов, причем для постоянного контроля за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц создавался совет из 15 баронов, без согласия которого король не мог принимать важных решений. Предполагалось, что совет баронов должен собираться трижды в год, а при необходимости и чаще. Принятие королем Оксфордских провизии узаконивало установление в стране режима баронской олигархии. Раскол в лагере баронской оппозиции и отход от нее горожан и рыцарей привели к отказу короля от соблюдения Оксфордских провизии.

В период развернувшейся гражданской войны между сторонниками и противниками короля в 1265 г. был созван первый в истории Англии парламент, т.е. сословно-представительный орган, куда входили бароны, духовные феодалы, представители от городов и рыцарства. С 1295 г. парламент превратился в постоянно действующее сословно-представительное учреждение, по образцу которого на каждое заседание королем лично и поименно приглашались крупные светские и духовные феодалы. Остальные члены парламента – по два представителя от 37 графств и по два представителя от городов – избирались соответственно собраниями графств или городов. Рыцарство и города, а также верхний слой свободных крестьян составили с конца XIII в. третью политическую силу в стране, с которой все были вынуждены считаться. Все сословия заседали совместно, и лишь во второй половине XIV в. произошло разделение парламента на две палаты – верхнюю (палату лордов) и нижнюю (палату общин). С начала XV в. право заседать в палате лордов стало наследственной привилегией некоторых пэров, имеющих патенты на звание герцогов, графов и баронов.

В начале своего существования парламент определял лишь размеры налогов и созывался по воле короля, причем король мог наложить вето на любое решение парламента. Постепенно это сословно-представительное собрание приобрело важнейшие полномочия:

исключительное право на издание законов,

на решение вопросов о размере сборов в пользу короля и контроле за их использованием,

право осуществлять контроль за высшими должностными лицами, и в некоторых случаях выступать в качестве судебного органа (палата лордов впоследствии стал даже высшим судебным органом королевства). В особых случаях, при возникновении вопроса о злоупотреблении королевских советников, нижняя палата парламента выполняла функции обвинительного жюри, решая вопрос о предании суду и возбуждая перед палатой лордов, как высшим судом, соответствующее ходатайство. Эта процедура получила название «импичмент».

На первых порах парламент укреплял власть короля, поддерживая его политику своим авторитетом. Однако вскоре парламент стал несколько ограничивать королевскую власть. С 1297 г. основные налоги могли собираться только с согласия парламента, с 1322 г. королевское законодательство было поставлено под его контроль, а с середины XIV в. парламент получил право законодательной инициативы. Поэтому функции английского парламента по отношению к королю и его власти были весьма значительными. Таким образом, изменения, произошедшие в расстановке политических сил, привели к появлению в Англии новой формы феодального государства – сословно-представительной монархии.

В правление династии Тюдоров (1485–1603) королевская власть значительно окрепла и превратилась в абсолютную. Становлению английского абсолютизма в немалой степени способствовала война Алой и Белой роз (1455–1485), названная так по гербам партий. В ходе войны, которая велась между двумя основными династиями, претендующими на престол, была истреблена практически вся старая, сепаратистски настроенная знать Англии. Таким образом, были устранены основные противники абсолютизма. В то же время образовался союз королевской власти с новыми классами – буржуазией и новым, обуржуазившимся дворянством – джентри. Этот союз позволил династии Тюдоров использовать английский парламент, как политическую опору. В отличие от Франции, где короли стремились обходиться без сословно-представительных учреждений, в Англии парламент сохранился. При этом и нижняя палата, состоявшая из заинтересованных в сильной королевской власти мелких дворян и городской верхушки, и верхняя, включавшая в себя, кроме традиционных представителей, и новых лордов, получивших крупные земельные пожалования от Тюдоров, были в числе поддерживающих королевскую власть, а не в лагере оппозиции.

Сохранение парламента, служившего опорой королевской власти, явилось одной из особенностей английской абсолютной монархии. Другой его особенностью являлось сохранение в графствах местного самоуправления – выборных шерифов, мировых судей графств, выборного городского муниципалитета – при слабом развитии бюрократического аппарата. Третьей чертой английского абсолютизма было отсутствие регулярной армии. В силу географического положения страны королевская власть большее внимание уделяла флоту, а сухопутные силы страны сохраняли характер ополчений, которые собирались по графствам.

Высшими органами власти и управления в период абсолютной монархии были король, Тайный совет и парламент. Верховное управление в Англии осуществлял король через Тайный совет, члены которого назначались королем и перед ним же отчитывались (но не перед парламентом). Члены Тайного совета объединялись комитетами, имевшими определенную компетенцию. Совет состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-хранителя личной печати, лорда-казначея, лорда-адмирала и т. д.

На протяжении средневековья в Англии активно развивалось местное управление. В VII–XI вв. вся территория государства делилась на графства. Во главе графства стоял олдермен, назначаемый королем с согласия местной феодальной знати. Фактически олдермены являлись выразителями интересов местных феодалов, хотя формально представляли в графстве интересы короля. За отправление должности часть судебных штрафов графства шла в его пользу.

Графства делились на сотни, во главе которых стояли сотники. Они избирались на собраниях сотни и выполняли роль председателя этих собраний. Именно последнему принадлежала уголовная и гражданская юрисдикция и решение споров между общинами. Сельская община была самой низшей территориальной единицей. Собрание общины решало все хозяйственные вопросы, разбирало мелкие уголовные дела и гражданские споры между членами общины.

В ХI–ХII вв. местное управление по-прежнему базировалось на делении страны на графства, сотни, округа и общины, которое осталось в Англии и после завоевания ее нормандскими рыцарями. Во главе графства по-прежнему находился олдермен, однако реальная власть перешла к шерифу. Шериф назначался королем из числа рыцарей и формально подчинялся олдермену. Шерифы обладали высшей финансовой, судебной, военной и полицейской властью в графствах. Они также оглашали законы короля и контролировали их исполнение.

Английское местное самоуправление было предметом особой гордости государства. В период сословно-представительной монархии в графствах были созданы новые учреждения, отвечающие интересам местных феодалов. На место старых судов и собраний графств пришли новые должностные лица, руководящие местными собраниями или различного рода советами в городах. Со второй половины XIII в. шериф утратил значительную часть своих полномочий, которые перешли к мировым судьям. Мировая юстиция стала с XIV в. важнейшим элементом местной власти. Кроме суда по уголовным и гражданским делам, мировые судьи выполняли многие полицейские функции, контролировали цены, осуществляли надзор за единством мер и весов, качеством сукна, вывозом шерсти, а по статуту 1427 г. могли устанавливать размер заработной платы.

Низшей административной единицей в Англии был церковный приход. В него включались те граждане, которые посещали определенную церковь. Приходов было столько же, сколько было церквей. Обязанности прихожан устанавливались на собрании прихода. В первое время этой обязанностью была лишь уплата сборов на нужды церкви. Впоследствии компетенция приходов расширилась.

В период абсолютизма местные органы управления стали более зависимыми от центральных органов власти. Основные изменения в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда-лейтенанта, который назначался непосредственно королем, возглавлял местное ополчение и руководил деятельностью мировых судей и констеблей. Важной фигурой был и мировой судья, который не только судил за все преступления, но и разбирал тяжбы, устанавливал максимальную заработную плату для своей местности, применял закон о бедных и т. д. В этот же период окончательно сложилась низшая административная единица Англии – приход, – сочетавшая функции местного церковного и территориального управления. Как и ранее, эта низшая ячейка, группировавшаяся вокруг местной церкви, состояла из прихожан, которые уплачивали сборы на нужды своей церкви, наблюдали за дорогами и мостами, имели «попечение» о бедных, избирали своих должностных лиц, в том числе и старосту прихода. Постепенно приходы стали единицами не только местного церковного управления, но и светского, превратившись в низшие единицы государственного самоуправления. Через мировых судей приходы были тесно связаны с органами управления графствами и с центральными органами власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: