Суд и основные черты права Англии

Высшим судом в Англии до нормандского завоевания (VII–XI вв.) был суд короля, который рассматривал дела о государственной измене, споры по поводу земельных владений и споры между вассалами короля. Одновременно с усилением королевской власти увеличивалось и значение суда короля, который привлекал значительное количество чиновников при рассмотрении дел в собраниях графств и сотен.

После нормандского завоевания середины ХI в. в Англии сохранились судебные порядки и обычаи англосаксонских времен. Влияние новой монархии было еще слабым, чтобы подчинить себе и переустроить юстицию разных областей страны. Для некоторой степени единообразия Вильгельм Завоеватель предписал придерживаться «хороших и испытанных законов Эдуарда Исповедника».

Значительным шагом в развитии судебной системы Англии была судебная реформа Генриха II, проведенная в 1166–1176 гг. Главное направление реформаторской деятельности Генриха II шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников. Королевский суд был объявлен высшим апелляционным судом для всех сеньориальных судов. Вместе с тем, каждому рыцарю, горожанину и свободному крестьянину давалось право переноса своего дела из сеньориального суда в королевский при условии уплаты некоторой суммы. В королевских судах не применялась ордалия, расследование производилось через свидетелей, дававших свои показания под присягой. Все это было шагом вперед по сравнению с системой судебных испытаний, применявшихся в сеньориальных судах. Кроме того, сосредоточив в своих руках всю уголовную юрисдикцию, в том числе и для вилланов, Генрих II лишал феодалов значительной доли как судебно-административной власти, так и связанных с ней доходов. Реформа уголовного судопроизводства, проведенная Генрихом II, положила начало расследованию дел через присяжных, и в какой-то мере – суду присяжных. Ассизами Генриха II вводился институт разъездных судей. Странствующие судьи появились еще до реформы (с 1130-х гг. известны разъездные судебные комиссары). Но лишь с 1166 г. институт таких судей стал постоянным. Кларендонской ассизой 1166 г. были установлены правила для разъездных судей и шерифов относительно охраны мира и преследования нарушителей. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов. С конца XII в. в их компетенцию были включены уголовные дела, дела, связанные с созывом ополчения. Нортгемптонская ассиза 1176 г. разделила страну на 6 округов, в каждый из которых назначалось по 3 разъездных судьи. Кроме осуществления судебных функций, судьи занимались сбором налогов и наблюдением за деятельностью чиновников на местах. Согласно Нортгемптонской ассизе под председательством разъездных судей могли рассматриваться уголовные дела о грабежах, разбоях, умышленных убийствах, поджогах, подделках монет и т. п. Именно эта ассиза предусматривала возможность принесения клятвы верности королю, причем отказ от принесения такой клятвы-присяги рассматривался как враждебное действие по отношению к королю.

Разъездные судьи, посланные из столицы, регулярно объезжали графства. Явившись на место, они вызывали ксебе 12 представителей местного рыцарства и по 4 фригольдера от каждой деревни, которые должны были под присягой сообщить о преступлениях, совершенных в округе или в деревне за время, прошедшее с момента предыдущей сессии суда, указав на виновных. На основании их показаний разъездные судьи выносили приговор. Деятельность этих судей способствовала образованию в Англии единой судебной системы, в основе которой лежал принцип, утверждавший, что король является единственным источником правосудия в стране. Кроме того, создание института разъездных судей содействовало унификации права, формированию общего права Англии.

Разъездные судьи принадлежали к учреждению, которое также возникло при Генрихе II – Суду королевской скамьи. Этот суд был особым отделением королевской курии. В противоположность ему был создан суд с постоянным местопребыванием в столице – так называемый Суд общих тяжб.

В целом, судебная реформа Генриха II способствовала сосредоточению судебной власти в королевских судах, состоявших из профессионалов, увеличению денежных поступлений в казну в виде судебных пошлин, а также усилению централизации страны.

В XIII–XIV вв. продолжалось увеличение значения королевских судов. В них разбирались тяжбы только свободных людей и рассматривались споры о движимостях, если их стоимость была более 40 шиллингов (споры по искам на меньшие суммы решали собрания графств). Высшим судом по уголовным делам стал Суд королевской скамьи, который был также и высшим апелляционным судом по уголовным делам. В нем заседали 4 – 5 советников-юристов и председатель. Суд решал уголовные дела, обладал полицейской властью, правом рассматривать апелляции на земские решения.

Разбирательством частных гражданских дел, не связанных с интересами короны, занимался суд общих тяжб. Он состоял из профессиональных юристов (позднее – докторов права) и имел монопольное право на рассмотрение некоторых категорий исков между подданными, если те не затрагивали интересов короны. Компетенция его была обширной и неопределенной: иски о защите земельных владений, нарушении соглашения и др. Суд общих тяжб мог исправлять судебные ошибки других судов.

Все дела, связанные с интересами короны, рассматривались в суде казначейства. В нем разбирались дела о финансовых спорах между подданными и короной (суд и образовался первоначально, в XII в., как особое присутствие в казначействе). Затем в нем стали вообще разбирать дела, которые можно было представить как «нарушение долга».

К исходу XIV века «общее право» настолько погрузилось в жесткие формальности исков и процессуальных приемов, что найти гарантированную защиту нарушенных прав было крайне сложно. Возросло количество неудовлетворенных судами людей. Они обращались за помощью непосредственно к королю, поскольку монарх выступал гарантом «общественного мира» и справедливости. Первоначально петиции по судебным делам разбирались самим королем в Совете, минуя разного рода формальности. Изначальной особенностью королевского суда стало то, что здесь не считали существенным для дела деление людей по сословным категориям и различие вытекающих из сословного статуса прав. Король предоставлял привилегию на собственный суд, руководствуясь только представлениями о справедливости данного требования, равной для всех сословий.

К XV веку количество обращений за справедливостью увеличилось настолько, что король передал обязанности рассматривать эти дела лорд-канцлеру. В 1474 году появился первый приказ от имени самого канцлера о защите нарушенных прав, минуя традиции «общего права». Тогда же возникли специальные судебные инстанции, действовавшие на новых принципах.

Суд канцлера был основным в системе новой юстиции. Первоначально канцлер был единственным судьей в своем суде. Но к XVI веку дела слушали особые мастера, и самым главным из них был хранитель архивов. Решения утверждались исключительно самим канцлером. Большое значение имел многочисленный чиновничий аппарат, готовивший дела. Процесс по делу в суде канцлера никогда не начинался с судебного приказа, а проходил свободно. Поэтому канцлеры получили возможность создавать права и формы их защиты, руководствуясь только общими представлениями о полезном и справедливом. Значительное влияние на эти представления имело церковное право и римское право, преподаваемые в университетах. Процесс начинался с того, что в суд направлялась петиция. Признав ее основательной, канцлер издавал приказ о вызове ответчика, который должен был представить объяснения – письменно и под присягой. Суд ограничивался собственно юридическим спором, к показаниям свидетелей прибегали для получения только фактов. Итоговое решение выносил канцлер. Но и на него возможна была апелляция в Палату лордов, которая была высшим судом королевства хотя непосредственное рассмотрение ею дел к XVI в. вышло из практики.

В XVI в. возник особый Суд палаты прошений – для разбора дел небогатых тяжущихся, которым было отказано в судах «общего права». Компетенция суда была столь же обширна, как и у канцлерского, но касалась менее значительных дел. Этот суд был проще, дешевле и потому популярнее среди населения. Юристы неоднократно предпринимали попытки признать незаконной деятельность Суда прошений и в XVII в. он прекратил работу в смутные времена Революции и Реставрации.

В XVI в. возникло также несколько специализированных судов – суд лорда Адмиралтейства, по страховым делам и т. п., – которые действовали в общей традиции новой канцлерской юстиции.

В результате юридической практики новых канцлерских судов к XVI в. сформировалась особая область английской правовой системы – право справедливости. В его правилах на первый план выдвигалось не соблюдение юридической традиции, а действительная защита нарушенных прав. Суды справедливости только в период своего возникновения следовали абстрактным принципам морали и равенства. К XVII в. правила судов справедливости утвердились также прочно, как и «общее право». Они были частью закреплены в парламентских биллях. Но ещё большее значение для оформления норм судов справедливости в жесткую систему имела доктрина обязательности судебного прецедента.

Судебная система при абсолютизме во многом сохраняла уже созданные суды – не изменялась компетенция суда королевской скамьи, суда общих тяжб, суда казначейства и суда канцлера. Но в период успешной борьбы с остатками мятежной знати первыми Тюдорами были введены суды по политическим и административным делам, а также усилена власть над окраинами. Так была создана «Звездная палата», первоначально задуманная как орган наблюдения за исполнением статутов о роспуске вооруженных дружин знати, а в дальнейшем превратившаяся в грозный суд по делам политической измены, каравший противников королевского абсолютизма. В этом трибунале не действовали общие нормы судопроизводства, и не исключалась пытка. Преследования за религиозные преступления относились к компетенции «Высокой комиссии».

При абсолютизме сохранились суды присяжных, причем присяжные заседатели окончательно были включены в состав суда. Сохранялось также большое и малое жюри. Списки членов этих жюри составлялись шерифами, причем со второй половины XVI в. был повышен имущественный ценз для включения в эти списки с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов дохода с собственности в год.

Источниками права в Англии, как и на континенте, являлось обычное право, обычай. После нормандского завоевания продолжали действовать старые англосаксонские обычаи, которые носили местный, территориальный характер. Но при этом развитие английской правовой системы, в отличие от континента, пошло по линии преодоления партикуляристского характера права и создания единого, общего права для всего государства. Это объясняется тем, что Англия не знала феодальной раздробленности, и там рано сложилось единое государство с сильной центральной властью.

Возникновение «общего права» для всей Англии было связано с появлением института разъездных судей. При рассмотрении споров на местах королевские чиновники руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями. Использовалась также практика местных судов, с которой они знакомились через присяжных. Возвращаясь в Вестминстер, в свою резиденцию, разъездные судьи в процессе обобщения судебной практики вырабатывали единообразные нормы права, которыми затем руководствовались как в центре, так и на местах, на всей территории страны, – так называемое «общее право». Для того, чтобы практика судов стала источником «общего права», судебные решения, снабжаемые должной мотивировкой, стали фиксироваться в сборниках судебных протоколов. Наиболее важные из этих решений заносились в «Ежегодники»(они назывались также«свитки тяжб»или «протоколы»), которые издавались до середины XVI в., и служили судьям в качестве общего руководства.

Таким образом, именно в средневековье зародился главный принцип «общего права» Англии – решение вышестоящего суда, записанное в «Ежегодники», является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Позже этот принцип получил название судебного прецедента. Самым существенным в судебном прецеденте стало считаться не столько само решение казуса, сколько обоснование этого решения, руководящий принцип, мотив. Поэтому применение прецедента не заключало в себе обязанности следования его буквальному тексту.

Королевские суды разбирали тяжбы только свободных людей. В ответ на просьбу о рассмотрении дела королевским судом проситель должен был получить специальное предписание, приказ, который представлял собой определенную форму иска. Этот приказ являлся предписанием шерифу принудить правонарушителя удовлетворить претензию просителя, а в случае неповиновения принудить нарушителя явиться в суд. Первоначально приказы издавались по каждому конкретному делу, но затем были выработаны типовые приказы по каждому кругу правонарушений. По мере расширения юрисдикции королевских судов росло и количество типовых приказов (в XII в. их было 39, в середине XIII в. – 121). Если претензии, изложенные в приказе, подтверждались, суд был обязан вынести решение в пользу просителя (истца). Но необходимость рассматривать спорные вопросы только в рамках формулировок приказов неизбежно порождала формализм. А формализм общего права, ограниченность его только рамками королевских приказов очень скоро привели к окостенению, к неспособности этого права развиваться в новых рыночных экономических условиях. При этом Англия игнорировала готовые рецепты регулирования частнособственнических отношений, предлагаемые римским правом. Связано это с назначением с к. XIII в. судей из профессионалов, замкнувшихся в свои корпорации. Эти корпорации судей с принадлежащими им подворьями, где готовились будущие судьи и правозаступники (баристеры и солиситоры), монополизировали охрану английского права и доказывали преимущества «общего права» перед римским правом. Однако «общее право» не было способно трансформироваться в связи с меняющимися историческими условиями. Поэтому, начиная с XIV в. в Англии стало формироваться так называемое «право справедливости».

В тех случаях, когда истец не находил защиты своих нарушенных прав в судах «общего права», он обращался к суду самого короля. Среди высших сановников королевской администрации ближе всего стоял к судебной деятельности лорд-канцлер. Будучи «проводником королевской совести», он сначала от имени короля, а с 1474 г. – от своего имени стал оказывать защиту истцам, жалующимся не «плохое правосудие» со стороны судов «общего права». С возрастанием количества такого рода обращений был учрежден «суд канцлера» или «суд справедливости». Суд канцлера рассматривал дело без тех процедур «общего права», – без издания приказа и без участия присяжных. Ответчик должен был явиться в суд под страхом уплаты штрафа. Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично, в письменной форме. В случае невыполнения решения, принятого судом канцлера, ответчик мог быть заключен в тюрьму.

Формально канцлер не руководствовался никакими нормами права, прислушиваясь лишь к своей совести, внутреннему убеждению. Принимавшиеся канцлером решения основывались на том, что было «справедливым для данного случая». Обращаясь к суду канцлера, истец мог получить предписание, например, о принудительном исполнении договора, что имело важное значение для утверждения важнейшего из принципов буржуазного обязательственного права – принципа обязательности исполнения договора. Постепенно вошло в обычай, что решения лорда-канцлера имеют значение прецедента, подобно решениям судов «общего права», но только для «судов справедливости».

Итак, «право справедливости» было более гибким, более подвижным и лишенным формализма по сравнению с «общим правом». Теоретически дополняло «общее право», восполняло его пробелы. Однако «право справедливости» считалось только «милостью короля», а не исконным правом потерпевшего. «Право справедливости» зависело от усмотрения суда. В XVII в. «право справедливости» получило такое развитие и влияние, что стало угрожать существованию «общего права». В 1616 г. началось открытое столкновение между «судами справедливости» и «судами общего права». Конфликтную ситуацию вызвали приказы канцлерского суда, запрещающие исполнение некоторых решений судов «общего права». Яков I (1603–1625) принял решение, что дальнейшее расширение юрисдикции судов канцлера будет приостановлено, и лорд-канцлер не будет выходить в своих решениях за пределы уже созданных прецедентов. При этом в случае конфликтов между «общим правом» и «правом справедливости» последнее будет иметь преимущество. Подобное решение в пользу «судов справедливости» было связано с тем, что их судьи отстаивали абсолютную и неограниченную власть монарха.

С XIII–XIV вв. все большее значение стали приобретать такие источники права, как законы, королевские распоряжения, решения высших судов. С упрочением парламента, как законодательного органа, в Англии появился особый род законов – статуты. Статутами назывались законодательные акты парламента, утвержденные королем. В отличие от других источников права законность статутов не могла обсуждаться в судебном порядке. Среди статутов особое значение имели Вестминстерские статуты Эдуарда I (последняя четверть XIII в.). Акты, принятые парламентом и утвержденные королем, считались высшим правом страны, способным изменять и дополнять «общее право». Акты же короля, не нуждавшиеся в согласии парламента, получили название ордонансов. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых королем совместно с парламентом, получила название «Статутного права».

Определенное место среди источников средневекового права Англии заняли также нормы торгового и канонического права. С конца XIII в. в портовых городах Англии, которые были важными центрами международной торговли, появилась и активно развивалась сеть торговых судов. В 1471 г. английский парламент постановил также, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать «суда запыленных ног».[2]

Каноническое право рассматривало вопросы ортодоксальности веры и богослужения, чистоты нравов, законности браков, законнорожденности детей и составления завещаний. Нормы канонического права ограничил лишь Генрих VIII в ходе Реформации.

Источником права со второй половины XVI в. стали сборники судебных решений, заменившие «Ежегодники». Сборники были составлены по определенной системе и использовались в повседневной практике судов.

Важное значение для судебной практики приобрели и сочинения известных в Англии своей квалификацией юристов: Гленвилля «О законах и обычаях Англии» (XII в.), Литтльтона «О поземельных держаниях» (XV в.), Фортескью «Похвала английским законам» (XV в.) и других видных юристов.

В начале XVII в. знаменитым Э. Коком были составлены «Институции законов Англии», которые состояли из четырех книг. Первая содержала комментарий на трактат Литтльтона, вторая содержала изложение наиболее значимых статутов, третья была посвящена нормам уголовного права, и четвертая – судоустройству и судопроизводству. В практике английских судов постепенно устанавливается обычай ссылаться на сочинения наиболее известных правоведов, и тем самым их труды приобрели характер своеобразных источников английского права.

Право собственности. Феодальное право собственности на землю носило иерархический, условный и ограниченный характер, основанный на предоставлении сеньорами феодальных держании своим вассалам. Феодальная земельная собственность регулировалась «общим правом». Верховным собственником земли был король. От него получали земли бароны и лорды, называвшиеся «головными держателями».

Правовое положение крестьянских земельных держаний в Англии напоминало ситуацию на континенте. Земли феодалов, как правило, передавались для обработки крестьянам. Основной фигурой был виллан – крепостной человек, прикрепленный к поместью и обязанный выполнять тяжелую барщину. Английский юрист Брактон приравнивал виллана к римскому рабу. Вилланы имели земельный надел, за право пользования которым они и несли повинности. Различались категории «полных» и «неполных» вилланов. «Полные» или «чистые» вилланы за право пользования землей феодала несли повинности, которые не были строго определены и устанавливались по усмотрению собственника поместья. «Неполные» вилланы несли за право пользования землей точно фиксированные повинности в пользу собственника. Лорды не могли по своему усмотрению повысить эти повинности или согнать их с земли.

С XIV в. на смену вилланам пришла новая категория крестьян – копигольдеры. Допуск к земельному держанию копигольдер получал в манориальной курии после уплаты вступительного взноса (файна) и принесения присяги лорду. В этой же курии ему выдавали копию протокола, фиксировавшего размер участка, срок держания копигольда и размер ренты. Кроме того, копия подтверждала и право на владение участком. Постепенно институт копигольда стал наиболее бесправной формой крестьянского землевладения. Лорды посягали на владельческие права копигольдеров, уменьшая при этом размеры участка и увеличивая размер ренты. Копигольдеры, в свою очередь, искали защиты в судах общего права. Однако до начала XVI в. эти суды отклоняли подобные иски, и лишь с XVI в. такие споры стали рассматриваться в соответствии с обычаями данного манора.

Крестьянским держанием в Англии был и фригольд, свободный от повинностей в пользу местного феодала. Фригольдом можно было свободно распоряжаться, иски фригольдеров рассматривались в судах общего права, сами фригольдеры считались лично свободными.

С конца XV в., и особенно в XVI в. в Англии интенсивно развивается процесс вытеснения крестьянского землевладения внедрением отношений капиталистической аренды. Повышение арендной платы за землю стало началом скрытого экономического вытеснения копигольдеров из сельскохозяйственного производства страны, что в дальнейшем облегчило юридическую узурпацию их собственности.

Но все же основным рычагом экспроприации крестьянства в Англии стали огораживания – процесс насильственной экспроприации крестьянства и монополизации земельной собственности феодалами. Прямой захват пахотной земли зависимых крестьян под пастбища, сгон держателей с их участков и сдача наиболее обширных угодий в аренду, постепенное обезлюдение целых деревень, пауперизация и рост бродяжничества – так совершалась насильственная ломка традиционных отношений в деревне манориальными лордами.

Обязательственное право. Согласно английскому «общему праву», обязательства возникали из договоров, заключенных по определенной форме и зарегистрированных в суде. Неформальные же договоры (нетиповые) не признавались источником обязательств. «Общее право» не в состоянии было принудить ответчика, не выполнившего обязательство, к реальному исполнению этого обязательства. В этом случае истец мог обратиться в суд канцлера, который, основываясь на «праве справедливости», мог выдать предписание о принудительном исполнении договора (в том числе и неформального). Все это имело большое значение для развития капиталистических отношений и утверждения принципов буржуазного права в Англии.

Семейное право. Основные вопросы, возникающие при заключении брака, а также и личные взаимоотношения супругов регулировались каноническим правом. Имущественные же правоотношения регулировались «общим правом».

Семья носила патриархальный характер, поэтому приданое, которое приносила жена, становилось общим имуществом, но распоряжался им муж. Лишь в некоторых местах Англии допускалось право жены управлять имуществом. После смерти жены в случае бездетности недвижимое имущество жены возвращалось отцу жены или его наследникам. В случае наличия наследников муж мог распоряжаться недвижимым имуществом и после смерти жены.

Жена была полностью зависимой от мужа, не имела права заключать договоры и совершать сделки без согласия супруга. Она могла лишь обратиться в суд для защиты своих интересов в случае потери принадлежавших ей земель из-за нерадивого распоряжения ими со стороны мужа.

Право наследования в Англии на протяжении всего средневековья не было неизменным. В период существования раннефеодальных монархий и сеньориальной монархии земельные держания возвращались сеньору после смерти вассала по закону. С XII в. эти держания могли передаваться по наследству при условии уплаты рельефа – пошлины, выплачиваемой при вступлении в наследство. Основным наследником был старший сын (принцип майората). Движимое имущество делилось на три части, одну из которых получала жена, вторую – дети, третья отходила в пользу церкви. Приданое, принесенное женой, не включалось в делимое имущество и переходило жене. Завещания допускались только в отношении движимого имущества, однако земли могли завещаться либо путем передачи в трастовую собственность, либо с помощью условного дарения.

Уголовное право. Нормы средневекового уголовного права в значительной мере были созданы судебной практикой. Система преступлений была сходна с подобной системой во Франции. В XIII в. преступления были разделены на три группы: тризн – измена, фелония – тяжкое уголовное преступление, и мисдиминор – проступки.

Понятие «государственной измены» (тризн) в английском уголовном праве было крайне неопределенным. До XIII в. изменой считалось все, что наносило ущерб королевским правам. Это могла быть, например, ловля рыбы, дичи, зверей в королевских владениях без особого разрешения. Изменой считались и злоупотребления чиновников и т. п. Лишь в 1352 г. был издан статут, в котором были перечислены преступления, считающиеся изменой. Согласно этому статуту существовало два вида измены: «высшая измена » и «малая измена». К «высшей измене» относилась собственно государственная измена, то есть убийство или замышление убийства короля, королевы или наследника, изнасилование королевы, старшей дочери или жены старшего сына; восстание против короля или оказание помощи такому восстанию (или восставшим); подделка королевской печати, монеты или ввоз в Англию фальшивых денег; убийство канцлера, казначея или любого из королевских судей. «Малая измена» не являлась, по существу, государственной изменой, так как к ней относили убийство слугой господина, или женой – мужа, убийство светским или духовным лицом вышестоящего прелата или сеньора. За измену предусматривалась смертная казнь через повешение с конфискацией имущества.

Фелонией считались все тяжкие уголовные преступления (убийства, поджог, разбой, некоторые виды кражи). Основным наказанием за фелонию была смертная казнь с конфискацией имущества. К числу фелоний относились такие тяжкие преступления, как тяжкое убийство, простое убийство, насильственное проникновение в чужое жилище ночью с целью совершения фелонии, похищение имущества и др.

К проступкам (мисдиминор) относили все остальные мелкие преступления (подлог, лжесвидетельство и другие).

Деление преступлений на умышленные и неумышленные стало производиться с XIII в., когда было признано, что для наказания за убийство необходимо наличие умысла или преступной неосторожности. Постепенно это воззрение распространилось и на другие виды преступлений. При этом, однако, допускалась и ответственность без вины. Английское право знало понятие исключения ответственности лица при определенных обстоятельствах (самооборона), а также понятие соучастия.

Уголовное законодательство использовалось в Англии и для принуждения к найму на работу. Это было связано с тем, что в результате огораживании и массового сгона крестьян с земель, города Англии заполнили массы экспроприированных, нищих и бродяг. Именно против них было направлено «кровавое законодательство» Тюдоров. Законами 1530 и 1536 гг. разрешалось собирать милостыню только старым и неспособным к труду людям. Работоспособные же бродяги были обязаны возвратиться на родину и приняться за труд. Законы 1536, 1547, 1572 гг. предписывали отрезание ушей при вторичном задержании неработающего бродяги и смертную казнь при рецидиве. Бродяга, не нашедший работу в течение месяца, отдавался в рабство тому, кто донесет на него властям. Для этой категории преступников закон предписывал унизительные телесные наказания. Закон 1597 г. предусматривал также в качестве наказания ссылку на галеры и в заморские страны.

Судебный процесс. В период сеньориальной монархии в Англии действовал обвинительный процесс. Как и на континенте, он проходил по строго установленной форме. Основными видами доказательств считались свидетельские показания, присяга с соприсяжниками, ордалия и судебные поединки.

Однако с середины XII в. в результате судебной реформы Генриха II в Англии появился суд присяжных. «Великая ассиза» Генриха II позволяла каждому свободному человеку перенести разбирательство дела относительно держания земли из обычного суда в королевский суд с участием присяжных. Присяжные, которые избирались из полноправных рыцарей той местности, где находилась спорная земля или было совершено преступление, должны были сами расследовать дело и изложить свое решение на основании полученных сведений. Таким образом, они выполняли две функции: осуществляли розыск преступников и сами предавали их суду. В течение XIII–XIV вв. сформировалось два вида суда присяжных: «большое жюри», которое стало органом предания суду, и «малое жюри», которое решало вопрос о виновности либо невиновности обвиняемого. Присяжные заседатели руководствовались при вынесении решения своим убеждением и не были связаны кроме этого никакими обязательствами. Формальная теория доказательств в Англии не признавалась.

Стадия предварительного расследования в Англии развития не получила, и все предварительные следственные действия производились истцом с помощью адвоката. Мировые судьи принимали участие лишь в некоторых следственных действиях, после чего составлялся обвинительный протокол, передаваемый большому жюри. Если виновность обвиняемого отрицалась, судебное дело рассматривалось малым жюри, где обвинитель излагал дело, затем допрашивались свидетели и рассматривались письменные и вещественные доказательства. Допускался перекрестный допрос свидетелей и их передопрос. После подведения итогов рассмотрения дела судьей, присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности, а судья определял наказание и постановлял приговор. Пересмотр приговоров и решений, вынесенных на основе вердикта суда присяжных, не допускался.

В силу обвинительного характера процесса в Англии не получил развития институт государственного обвинения, представленный особыми должностными лицами. С XIII в. появились профессиональные правозаступники, делившиеся на две категории – баристеры и солиситоры (атторнеи). Первые выступали в суде, т.е. принимали такое же участие в процессе, как и их клиент, если бы он лично вел дело. Солиситоры – ходатаи по делам, – занимались главным образом, подготовкой дел к судебному рассмотрению. Первоначально баристеры получали возможность выступать в суде лишь по разрешению судей, а с конца XV в. они стали признаваться представителями стороны, т.е. получили статус должностного лица при суде.

Таким образом, судебный процесс в Англии отличался от процесса других стран. В ходе процесса не было элементов инквизиции, не было распространено римское право, решение суда выносилось после признания присяжными заседателями виновности ответчика.


[1] Экспроприация – лишение собственности на средства производства (т.е. на землю) посредством принудительных мер.

[2] Судами «запыленных ног» юрист Брактон называл ярмарочные суды суммарной юрисдикции с упрощенной судебной процедурой, обеспечивающей скорое решение дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: