Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 4 страница

К концу XVI — началу XVII в. свободный переход для большинства крестьян сводился к трем основным формам: побег, своз и сдача. Под сдачей понималось замещение ушедшего крестьянина другим. Своз означал переход крестьянина от одного господина к другому, новый хозяин уплачивал за него пожилое прежнему хозяину, возвращал выплаченную ему ссуду и т.п.

Нередко, отягощенные долгами, ссудами и тяглом крестьяне, переходили в холопство. В этом случае для казны как тягловые люди они были потеряны. В 1606 г. Лжедмитрий I своим указом запрещает переход крестьян в холопство, многие из холопов возвращались в прежнее состояние. Тогда же устанавливается пятилетняя исковая давность для дел о крестьянских побегах.

В период «Смуты» закон 1607 г. прикреплявший крестьян к земле по писцовым книгам, утратил силу, крестьяне по-прежнему пользовались правом свободного перехода. Но практика прикрепления крестьян сближала эту категорию населения с холопством, которое также все шире базировалось на кабальных, заемных отношениях.

В 1627—1628 гг. правительство провело новую перепись населения. Эта акция должна была помочь распределить и прикрепить податное население к определенным местам, т.е. носила финансово-полицейский характер. По ходу разрешались поземельные споры, фиксировались отношения помещиков и крестьян, вольные и бродячие люди записывались за определенными местами и владельцами.

Прикрепление крестьян проходило в двух направлениях: к земле и к личности землевладельца. Крестьяне заключали с помещиками крепостные соглашения, в которых обязывались жить в определенной деревне, или на определенном участке, или «за данным господином», или «где господин укажет». Крестьянские повинности и сроки крестьянской крепости также устанавливались по соглашению сторон.

Срок урочных лет после Смуты был вновь сокращен до пяти (в 1607 г. он достигал 15 лет). В 1641 г. дворяне обратились к царю с просьбой отменить урочные годы, вместо этого был просто продлен срок сыска — для беглых 10 лет, для вывезенных (другими хозяевами) — 15 лет.

В 1646 г. в ходе новой переписи было обещано прикрепить крестьян без урочных лет, навсегда. Это обещание было выполнено в Уложении 1649 г., узаконившем возвращение беглых крестьян, занесенных в писцовые книги 1627—1628 гг. и переписи 1646—1647 гг. Теперь иски по крестьянским делам не подлежали давности, равно как иски о холопах.

Землевладельцам запрещалось принимать не только крестьян, записанных в писцовые книги, но и членов их семей по прямой нисходящей и по боковой нисходящей, включая жен и мужей. Крепостное состояние стало наследственным, а сыск беглых — бессрочным. Крестьяне были подсудны суду своих землевладельцев по широкому кругу дел, несли имущественную ответственность по долгам своих господ.

Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявилась в институте холопства.

Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: были ограничены источники холопства (отменено холопство по городскому ключничеству, запрещено холопить «детей боярских»), участились случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного холопа кабальный не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.

Сокращение холопства осуществлялось разными путями. В 1550 г. холопам-родителям было запрещено холопить своих детей, рожденных на свободе. С 1589 г. ставится под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа. Судебники XV—XVI вв. в качестве источников холопства уже не упоминали наказание за бегство закупа, разбойное убийство, поджог и конокрадство. Вместе с тем усложнялась процедура отпуска холопов на волю.

С конца XV в. кабальное холопство вытеснило холопство полное. Одновременно расширились юридические права этой категории крестьян: их участие в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде. Кабальное холопство вместе с тем превратилось в форму зависимости, которая с XVI в. стала распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость. При этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.

Окончательное закрепощение крестьян произошло только в середине XVII в. и было закреплено Соборным Уложением 1649 г. Юридически крестьяне прикреплялись к земле, а не к личности землевладельца — победила одна из двух концепций закрепощения, превалирующим оказался фискальный государственный интерес.

Государственная централизация сопровождалась оформлением, консолидацией сословий в российском обществе XVII в. Сформировались четыре основных социальных группы, права и обязанности которых уже определились: служилые люди (бояре, дворяне, окольничьи, дети боярские), посадские тяглые люди, сельские тяглые люди (крестьяне), холопы.

Обязанностью служилых землевладельческих людей была наследственная воинская, придворная или административная служба. Посадское торгово-ремесленное население «тянуло тягло», платило налоги и сборы в соответствии с характером торгово-промысловой деятельности и размеров оборота. Крестьянское тягло определялось размерами обрабатываемой пашни. Холопы находились в услужении у частных лиц, будучи их дворовыми, крепостными людьми.

32. Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.

Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.

Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования их труда на мануфактурах. В результате развития товарно-денежных отношений возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государставенный аппарат, в том числе и многочисленную армию.

Хотя в этот период и происходил процесс зарождения буржуазных отношений, основы феодализма еще не были подорваны. Господствующей системой по-прежнему продолжало оставаться феодальное хозяйство. Однако оно все больше вынуждено было приспосабливаться к рынку, к товарно-денежным отношениям. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъем политического значения дворянства. В период становления абсолютизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступавшей против усиления царской власти. Абсолютизм делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще Соборным уложением 1649 г. уравнение в правовом положении поместья и вотчины, завершенное в 1714 г. Указом Петра I «О единонаследии», а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табели о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое сословие, получившее при Петре I название «шляхетства», а в дальнейшем именуемое дворянством. Все командные должности в государственном аппарате замещались представителями дворянства. Укрепление господства феодалов, а также положения купечества шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к обострению классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступления низов посадского населения, борьба угнетенных народов — все это заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления народа. Для этого абсолютистское государство широко использовало армию, полицию, суд и другие государственные органы. Обстоятельством, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, была борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между духовными и светскими феодалами, между боярами и дворянами.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны блестяще справилась с решением этой проблемы.

Таким образом, возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время. Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще происходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по различным вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве и т.д. Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6 тыс. человек. В то же время постоянное войско состояло из 82 тыс. стрельцов, рейтаров, драгун, солдат. Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать все увеличивающийся государственный аппарат.

С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами. Боярская дума редко созывалась, ее место стала занимать так называемая «Тайная» или «Ближняя» дума из небольшого числа близких царю лиц, с которыми он решал основные вопросы. Об упадке Боярской думы свидетельствовало и резкое увеличение числа именных указов, изданных царем без совещания с Думой.

Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству. Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном закончился поражением церкви и низложением патриарха. Таким образом, во второй половине XVII в. в России возник абсолютизм. Окончательно он оформился в первой четверти XVIII в. при Петре I. Земские соборы не созывались с 1653 г. В первые годы царствования Петра I Боярская дума формально существовала, но никакой власти не имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы перешли к «Ближней канцелярии», объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название консилии министров. Советуясь с Конзилией, монарх решал важнейшие государственные вопросы. Конзилия не имела аристократического характера, как Боярская дума, а являлась обычным бюрократическим органом, имевшим регламент своей деятельности и состоявшим из чиновников, которые назначались царем и были непосредственно ему подчинены. С учреждением в феврале 1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская дума. Исчез последний орган, который в определенной степени ограничивал власть монарха. Царь стал неограниченным правителем страны.

В первой четверти XVIII в. были созданы разветвленный бюрократический государственный аппарат, а также постоянная регулярная армия, непосредственно подчиненные царю. Произошло и определенное подчинение церкви государству.

В первой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление.

Абсолютизм получает в этот период идеологическое обоснование в труде Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», написанном по специальному указанию Петра I. Прокопович оправдывал необходимость власти абсолютного монарха.

В октябре 1721 г. в связи с блестящей победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Россия становится империей. Возникновение абсолютизма в России было таким же закономерным явлением, как и в других странах (Англии, Франции, Германии и т.д.). Однако между абсолютными монархиями различных государств имеются как общие, так и особенные черты, определяемые конкретными условиями развития каждой страны.

Так, в России и во Франции абсолютизм существовал в завершенном виде, т.е. в системе государственного аппарата не было органа, который ограничивал бы власть монарха. Для них характерна высокая степень централизации государственной власти, наличие чиновничьего аппарата, многочисленной армии. В Англии же абсолютизм имел незавершенную форму. Там сохранились парламент, в какой-то степени ограничивавший власть монарха, местные органы самоуправления; отсутствовала многочисленная постоянная армия. Если абсолютизм в Англии, Франции, России способствовал процессу централизации страны, то абсолютизм в Германии, так называемый «княжеский абсолютизм», наоборот, консервировал феодальную раздробленность страны.

За свою более чем 250-летнюю историю абсолютизм в России не оставался неизменным. Он претерпевал изменения вместе с изменениями в экономике, социальной структуре общества, расстановке классовых сил и т.д. Можно выделить следующие пять основных этапов развития абсолютизма в России: первый — абсолютная монархия второй половины XVII в. с Боярской думой и боярской аристократией; второй — чиновничье-дворянская монархия XVIII в.; третий — абсолютная монархия первой половины XIX в. (до реформы 1861 г.); четвертый — абсолютная монархия 1861-1904 гг., когда самодержавие сделало первый шаг в направлении к буржуазной монархии; пятый — в период с 1905 по февраль 1917 г., когда абсолютизм сделал еще один шаг к буржуазной монархии. Абсолютная монархия в России была свергнута в результате Февральской буржуазно-демократической революции. 1917 г.

34. Во главе государства стоял абсолютный монарх, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная власть. Он являлся главнокомандующим вооруженных сил страны. С подчинением церкви государству монарх стал и главой церкви.

В феврале 1711 г. был учрежден Сенат. Первоначально он состоял из 9 человек, назначаемых царем, независимо от их происхождения. Царь контролировал деятельность Сената через специально созданные органы. Главную роль в Сенате играло присутствие, т.е. общее собрание сенаторов. Здесь обсуждались и решались голосованием основные вопросы, подведомственные Сенату, вначале единогласно, а с 1714 г. — большинством голосов.

Помимо присутствия, куда в 1718-1722 гг. входили и президенты коллегий (выведенные затем из состава Сената), при Сенате имелись: разрядный стол (позже его сменила герольдмейстерская контора во главе с герольдмейстером), ведавший учетом дворян, прохождением ими службы, назначением дворян на государственные должности; расправная палата — для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для докладов по ним присутствию Сената; генерал-рекетмейстер — для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения и др.

При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших весьма важное значение в области государственного управления. К таким, в частности, относились фискалы. Они должны были «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления должностных лиц, как высших, так и низших, надзирать за исполнением законов, преследовать казнокрадство, взяточничество и хищения, совершенные должностными лицами. Во главе фискалов находился генерал-фискал, назначавшийся царем, со своим помощником обер-фискалом, назначавшимся Сенатом. Им были подчинены фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах.

Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником — обер-прокурором. Должность генерал-прокурора была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись прокуроры, учрежденные при коллегиях и надворных судах. Он являлся «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных», возглавлял сенатскую канцелярию. Все дела, поступавшие в Сенат, обязательно проходили через генерал-прокурора и им вносились на рассмотрение. Он созывал заседание Сената и председательствовал на них, пользовался правом донесения царю о неправильных действиях Сената, обладал законодательной инициативой.

Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма. Компетенция Сената была весьма обширной. Будучи высшим правительственным административным учреждением, он сосредоточил в своих руках управление центральными и местными учреждениями, решая множество важных вопросов текущей внутренней и внешней политики. В ряде случаев Сенат издавал указы общегосударственного значения от своего имени, разрабатывал законопроекты или участвовал в их обсуждении, осуществлял контроль над деятельностью государственных учреждений. Он был высшей судебно-апелляционной инстанцией, а также иногда являлся судом первой инстанции. Его решения не подлежали обжалованию. Сенат являлся органом надзора за судами, финансовым управлением, осуществляя этот надзор через фискалов, прокуроров и рекетмейстера.

До создания коллегий центральными органами управления являлись приказы. Приказы сыграли важную роль в централизации и тем самым в укреплении Русского государства. Приказная система развивалась без какого-либо заранее намеченного плана. Приказы возникали по мере необходимости. Поэтому зачастую сферы деятельности различных приказов переплетались, компетенция их тоже не была четко определена в нормативных актах. Одной из характерных черт приказов являлось то, что они были не только административными, но и судебными органами. Они ведали либо определенной отраслью государственной жизни, либо определенной территорией. Приказы руководили местными органами управления.

Петр I стремился приспособить приказную систему к нуждам государства. Частичные преобразования государственного аппарата имели своей целью его улучшение и подготовку к ведению длительной Северной войны. Однако они не достигли значительного эффекта. В новых исторических условиях развития экономики страны, обострения классовой борьбы, непрерывных внешних войн приказы уже не удовлетворяли потребностей государства. Верхушка приказов — бояре и думные дьяки — враждебно относились к деятельности Петра I и не стремились поставить свой аппарат на обслуживание интересов правительства. Это субъективный фактор. Были и объективные факторы. Приказное управление отставало от растущей экономики страны. Так, не имели своего органа управления мануфактуры, города и растущее городское население.

Отмечая серьезные недостатки приказной системы управления, следует сказать, что она выполнила свою историческую миссию, содействовала централизации Русского государства, укреплению и развитию его экономического базиса, ликвидации феодальной раздробленности.

Коренная перестройка приказной системы произошла в период с 1718 по 1720 г., когда вместо приказов были созданы коллегии. Преимущество коллегий перед приказами состояло в том, что компетенция их была строго очерчена, причем в законодательном порядке; дела рассматривались и решались коллегиально; структура была единообразной.

Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом коллегий.

Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.

Адмиралтейская коллегия руководила постройкой как военного, так и торгового флота, осуществляла управление военно-морскими силами государства: подготовкой офицеров, матросов, снабжением, финансированием и вооружением. Кроме того, коллегия ведала лесным хозяйством, так как флот в те времена строился из леса.

Коллегия иностранных дел осуществляла руководство внешними сношениями: приемом и отправлением посольств, дипломатическим делопроизводством и т.д.

Три коллегии являлись финансовыми: Камер-, Штатс-контор— и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия являлась главным органом финансового управления, она занималась вопросами государственных доходов. В ее ведении также были подряды, соляные промыслы, монетное дело, содержание государственных дорог, снабжение населения хлебом во время неурожаев.

Штатс-контор-коллегия ведала вопросами государственных расходов. Она составляла росписи государственных расходов на содержание армии, государственного аппарата, являлась также государственным казначейством, выдавая денежные суммы учреждениям по указанию царя или Сената.

Ревизион-коллегия была наделена функциями финансового контроля. Она следила за расходованием денежных средств центральными и местными учреждениями путем сверки приходных и расходных книг. Развитие промьппленности, торговли, усиление роли купечества вызвали появление специальных коллегий для руководства промышленностью и торговлей.

Так, Берг-коллегия управляла горно-рудной и металлургической промышленностью, занималась строительством казенных предприятий, осуществляла надзор за частными предприятиями, обеспечивала заводы рабочей силой, производила геологическую разведку полезных ископаемых. Всей же остальной крупной промышленностью управляла Мануфактур-коллегия. Она руководила строительством казенных мануфактур, следила за их работой, качеством изделий, выполнением правительственных заказов, снабжала рабочей силой казенные и частные предприятия, поощряла частных предпринимателей, давала разрешения на открытие мануфактур.

Коммерц-коллегия осуществляла руководство торговлей, главным образом внешней. В ее ведении был экспорт корабельного леса, пеньки, мехов и других товаров, вывоз которых составлял монополию государства. Она также покровительствовала купеческим компаниям.

Вотчинная коллегия выделилась из Юстиц-коллегаи в 1721 г. Она ведала дворянским землевладением. В ее компетенцию входил разбор земельных споров.

Юстиц-коллегия являлась центральным учреждением, ведавшим судебной частью, на нее возлагались задачи по организации местных судебных учреждений, назначению на судебные должности, надзору за судами и т.п. Юстиц-коллегия являлась апелляционной инстанцией в отношении губернских надзорных судов.

Делами духовенства занималась созданная в 1721 г. Духовная коллегия, переименованная затем в Святейший Правительственный Синод.

В 1720 г. был образован на правах коллегии Главный магистрат для руководства деятельностью магистратов. Он имел коллегиальное устройство. Состав его назначался царем из купечества. В отличие от коллегий деятельность Главного магистрата распространялась лишь на одну группу населения — горожан.

Аппарат стал более простым, а также и более гибким орудием в руках господствующего класса для удержания в повиновении народных масс. Деятельность коллегий в отношении дел, отнесенных к их ведению, простиралась на всю территорию государства. Впервые появились органы, руководившие развитием промышленности и торговли, что отвечало задачам экономического развития страны. Также впервые в особых учреждениях были сосредоточены юстиция и финансы.

Это — положительные стороны вновь созданных центральных органов управления. Однако реформа не была до конца последовательной. Так, отраслевой принцип, положенный в основу выделения и разграничения компетенции, не был до конца выдержан. Судебными и финансовыми делами, помимо специальных коллегии, занимались также Берг-, Мануфактур— и Коммерц-коллегии. Не все из них были построены по отраслевому принципу. Так, Вотчинная коллегия и Главный магистрат строились по сословному принципу, первая занималась только делами дворянства, а вторая — купечества. Следует также иметь в виду, что коллегии не охватывали всех сторон государственного управления. Вне сферы их деятельности были почта, полиция, просвещение, медицина и т.д. Для руководства ими возникли центральные учреждения под различными названиями: приказы, канцелярии, палаты и др. Действовала и часть старых приказов.

Коллегии не имели отношения к дворцовому управлению. Дворцовыми землями и крестьянами управлял Приказ большого дворца. Канцелярия дворцовых дел, учрежденная в 1700 г., управляла царским дворцом, в нее поступали доходы с дворцовых земель. В 70-80-х годах XVIII в. большинство коллегий было упразднено. Продолжали свою работу лишь четыре коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская (с 1763 г.). Однако в 1796 г. коллегии вновь были восстановлены, но с введением в них единоначалия. Каждая коллегия подчинялась «директору над коллегией», имевшему право личного доклада царю.

35. После смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала снижаться. После реформы местного управления 1775 г., когда генерал-губернаторы и губернаторы получили право непосредственного доклада императору, сузилась компетенция Сената и как органа контроля за местным управлением. За Сенатом в основном сохранилось право высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

В феврале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики государства был создан Верховный Тайный Совет. Состав его был чрезвычайно узок. Решающую роль в его деятельности первое время играли Меньшиков и ближайшие его сторонники. Сенат и коллегии фактически подчинялись Верховному Тайному Совету. Он рассматривал жалобы на Сенат и коллегии, сенаторы назначались из лиц, рекомендованных Советом.

По указу от 4 августа 1726 г. Верховный Тайный Совет получил даже законодательные полномочия. Законы подписывались либо императрицей, либо Верховным Тайным Советом. В 1730 г. Верховный Тайный Совет был упразднен. В 1731 г. учреждается Комитет министров из трех человек, наиболее близких к императрице Анне Иоанновне. Вначале он носил совещательный характер, но по Указу от 9 ноября 1735 г. ему были даны законодательные полномочия; три подписи кабинет-министров заменяли подпись императрицы. Кабинет министров осуществлял свою деятельность, минуя Сенат, рассылая в коллегии и на места свои указы. Коллегии и местные учреждения представляли в Кабинет министров рапорты и доклады.

В декабре 1741 г. Кабинет министров был упразднен. Несколько активизировалась деятельность Сената, он стал вновь решать многие вопросы. Помимо Сената вопросы общегосударственного характера решались также созданным в 1741 г. Кабинетом ее величества, во главе которого стоял секретарь императрицы Елизаветы Петровны. При Петре III был учрежден Императорский совет. Он состоял из восьми человек. В 1769 г. Екатерина II создала Совет при высочайшем дворе, вначале занимавшийся военными вопросами, а затем и внутренней политикой страны. В него входили руководители центральных органов управления, действовал он до 1801 г.

36. Завершается длительный процесс по уравнению в правовом отношении поместий и вотчин. Указ от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» существенно расширил права дворян на землю, установил единый правовой режим для вотчин и поместий. Вотчины и поместья стали называться недвижимостью. С целью укрепления экономического положения дворянства запрещалось недвижимое имущество закладывать и, как правило, продавать. Его можно было продать в порядке исключения «по нужде» и с уплатой высокой пошлины. С тем, чтобы избежать дробления земельных владений, недвижимое имущество передавалось по наследству только одному сыну. За наследниками признавалось право выкупа недвижимого имущества в течение 40 лет.

В 1731 г. Указ о единонаследии был отменен по требованию дворянства. Отменялись и ограничения в отношении недвижимой собственности, кроме одного: родовые имения нельзя было завещать посторонним лицам.

На право пользования землей был введен ряд ограничений. По Указу от 10 декабря 1719 г. добыча металлов и минералов на землях частных собственников составляла привилегию государства. Собственник земель пользовался преимущественным правом на устройство заводов или же получал 1/32 часть прибыли от разработки полезных ископаемых на его землях.

Некоторые породы деревьев, пригодные для кораблестроения, объявлялись заповедными. Землевладельцы не имели права их рубить на своих землях.

Екатерина II, идя навстречу пожеланиям дворян, отменила все эти ограничения пользования собственностью. Дворяне становились неограниченными собственниками и недр земли, и лесов.

Значительное внимание гражданское право уделяет вопросам промышленности и торговли, созданию известных правовых гарантий для их деятельности. Так, для строительства заводов по добыче и переработке золота, серебра, меди государство «давало взаймы денег на строение». Мастеровые люди таких заводов освобождались от налогов, военной службы.

Государство имело преимущественное право перед другими купцами при покупке золота, серебра, меди и селитры, причем цену устанавливала Берг-коллегия. Все же остальные металлы и минералы промышленник мог продавать кому угодно внутри страны, и только по разрешению Берг-коллегии — за границу. Государство гарантировало промышленникам и их наследникам, что «оные заводы отняты не будут». Создаваемые промышленные предприятия ощущали острую нужду в рабочей силе, наем рабочей силы в условиях феодализма, естественно, не имел широкого распространения. Поэтому важную роль в обеспечении рабочей силой промышленных предприятий сыграл Указ «О покупке к заводам деревень» от 18 января 1721 г.. В правовом статусе этих деревень были особенности. Отдельно от заводов эти деревни продавать было нельзя, и вообще можно было продавать их только по разрешению Берг— и Мануфактур-коллегий. Нельзя было эти деревни закладывать. Расширяя привилегии дворянства, Екатерина II запретила заводчикам приобретать населенные деревни. Дворянство вновь становится единственным сословием, имевшим право на земельную собственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: