Истоки русского культурного развития

Особенности развития русской культуры IX-XVII вв.

Top

Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консерви­рующее существующий уровень общественных отношений.

Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторя­лось; следование образцам.

В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рациона­листические (от лат. “рацио” – разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, быто­вой культуре.

B-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец общим были и хри­стианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значи­тельная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. монголы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единственный список “Слова о полку Игореве”. Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громив­ших их по “идейным” соображениям.

Ддя возрождения памятников старины многое сделали реставраторы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по- настоящему известно только в XX столетии, когда выдающийся искус­ствовед И.Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних наслоений. Отреставрированные черные доски “засветились”, как много столетий тому назад.

Top

Top

Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к бога­тейшему наследию античности. Традиции Византии – одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира – оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были перерабо­таны, преломлены на русской почве.

Во второй половине XII – начале XIII в. русская культура стала ис­пытывать определенное влияние западно-европейской романской тради­ции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: куль­туру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство – главные отличительные черты культуры восточного славянства в дого- сударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличи­тельной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литерату­ре и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культу­ры древнерусской народности.

Top


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: