Общие положения. Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, ВС РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста

Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, ВС РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

За период с 1922 по 1925 г. Верховные суды были созданы во всех союзных республиках.

«Специальные суды».

Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Сохранились лишь военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в семи городах страны.

Создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии (при Совете труда и обороны (СТО) и губернских экономических совещаниях (губэкосо)).

Высшая арбитражная комиссия про Совете Труда и Обороны образовывалась в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, назначаемых ЭКОСО.

Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 г. "Об упразднении арбитражных комиссий" они были ликвидированы, а в мае 1931 г. учрежден специальный административный орган - Государственный арбитраж.

Губернские суды

Важную роль в трехзвенной системе судебных органов, созданной в 1922 году, играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей, привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы, возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках судебных работников.

В 1924-1925 гг. в РСФСР проводилось новое административно-территориальное деление на основе экономического районирования и с учетом национальных особенностей. Вместо деления на губернию, уезд, волость вводилось новое: край (область), округ, район. Наркомюст внес предложение в Совнарком, а последний в законодательные органы РСФСР - не создавать окружные суды, ограничившись следующей структурой: народный суд, краевой или областной суд и Верховный Суд. Окружных судов не было.

Создание советской прокуратуры

Важной частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных в октябре 1917 г. институтов прокуратуры и адвокатуры. Положение об адвокатуре принято ВЦИК 26 мая 1922 г., Положение о прокуратуре - 28 мая 1922 г.

Весной 1922 г. Наркомюст - проект об учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал ожесточенные споры во ВЦИК.

· Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии относились к понятию "законность" как к чему-то временному, неизбежному придатку допущенных советской властью в период НЭПа капиталистических отношений и противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их мнению, являлась временным образованием.

· Во-вторых, споры возникли о ее подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских органов.

· В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта, должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в дореволюционной России.

Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья В. Ленина, написанная 20 мая 1922 г., - "О "двойном" подчинении и законности". В ней он обосновал принцип единства социалистической законности, требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике. Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении прокуроров только по вертикали, для того чтобы местные советские и партийные органы не могли оказывать на них давления. Именно эти принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре 1922 года.

Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным, обособленным органом. Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно являлся и прокурором Республики.

Функции прокуратуры:

· общий надзор (от имени государства за законностью действий все органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц).

· наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ.

· поддержание обвинения в суде.

· наблюдение за правильностью содержание заключенных под стражей.

Прокурор Республики имел право входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деят-тью прокуроров на местах.

Разрешенная адвокатура

Уничтожив институт частных поверенных и присяжных поверенных, советская власть лихорадочно искала ему замену. Уже в первых декретах о суде стоял вопрос об обеспечении интересов обвиняемого и потерпевшего в суде.

Согласно Положению об адвокатуре коллегии защитников создавались в губерниях при губернских отделах юстиции. Их состав утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с занятием иной должности в государственном учреждении или предприятии (кроме выборных и профессорско-преподавательских должностей в вузах). Коллегия защитников управлялась президиумом, избираемым общим собранием ее членов.

Сфера деятельности членов коллегии несколько отличалась от сферы деятельности их дореволюционных предшественников. Она не ограничивалась судебными рамками. На VI съезде работников прокурорских, судебных и следственных органов в 1929 году отмечалось, что "основная работа коллегии выражается в консультациях и пропаганде права".

Следует отметить, что вопрос о целесообразности создания и существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали, что советский суд достаточен для обеспечения интересов участников процесса. В стране к началу 30-х гг. начала формироваться административно-командная система, и будущий карательный аппарат государства не был заинтересован в развитии адвокатуры, хотя справедливости ради надо отметить, что в самом Наркомюсте РСФСР эти веяния не приветствовались.

Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. У нотариата – работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, различных юридических актов. Арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

УЗакон-во, Семейное Закон-во, Процессуальное закон-во, Гражданское закон-во СССР (до 1945 г.)

Переход от ГВойны к мирному хозяйственному строительству активизировал дальнейшую разработку Гражданско-Правового законодательства, нормирующего основные направления хозяйственной работы.

Первоначальную роль источника право играло РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ. Фактически оно было единственным источником, поскольку практика и революционное мировоззрение народа еще не могли принять форму определенных законов, а старые законы были неприемлимыми.

Так или иначе понятие революционного правосознания интерпретировалось в Декрете о суде №1 (1917, ст.5), в Декрете о суде №2 (1918, ст.36) и т.д.

Хоть декреты и были важны с точки зрения элементов правотворчества, все же правоведы 20-х гг. придавали большее значение судебному решению как ведущей форме правотворчества, потому что, декреты не были систематизированы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: