Тема 4. Формы права

Тема 3. Механизм российского государства

Федеральный уровень Президент РФ   Законодательная власть   Исполнительная власть   Судебная власть   Органы контроля   Иные органы
                     
Администрация Президента РФ Совет Безопасности РФ, Государственный Совет   Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации Государственная Дума   Правительство РФ ФОИВ (министерства, федеральные службы, федеральные агентства)   КС РФ ВС РФ ВАС РФ   Генеральная Прокуратура РФ, Счетная плата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, ребенка в РФ   ЦИК России Центральный Банк
                     
        Территориальные органы ФОИВ   Окружные и апелляционные арбитражные суды, суды в субъектах РФ   Территориальные органы прокуратуры РФ   Территориальные органы Центробанка
                     
Субъекты РФ Глава субъекта РФ   Законодательный (представительный) орган   Правительство субъекта РФ Органы исполнительной власти субъекта РФ   Конституционный (уставный) суд, мировые судьи   Контрольно-счетная палата, уполномоченные по правам человека, ребенка   Избирательная комиссия субъекта
                       
МС Глава муниципального образования   Представительный орган муниципального образования   Местная администрация       Контрольный орган муниципального образования, иные органы   Избирательная комиссия муниципального образования, иные органы

Вопросы к изучению: понятие форм права, виды форм права, нормативно-правовой акт, классификация нормативных правовых актов, договор нормативного содержания; правовой прецедент; правовой обычай; общие принципы права; религиозные тексты.

Понятие форм (источников) права. Право являясь моделью поведения в жизненной ситуации, для того регулирования общественных отношений, должно получить официальное внешнее выражение. Формы, с помощью которых государственная воля становится юридической нормой, обозначаются условным термином "источники права" или "формы права". Таким образом форма (источник) права – внешнее выражение и закрепление правовых норм, способ придания им общеобязательного характера.

Формы права понимаются в двух смыслах: в материальном смысле (регулируемые отношения) и в юридическом смысле (внешнее выражение и закрепления правовых норм, т.е. право в формальном смысле).

Виды форм права. В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права: нормативный правовой акт, договор нормативного содержания, правовой прецедент, правовой обычай, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. Среди всех юридических источников основными являются: правовой обычай, правовой прецедент и нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт – правотворческий документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений. В отличие от других правовых актов (актов толкования и правоприменительных актов) нормативный акт создает новые правовые нормы и адресован неограниченному кругу лиц.

Нормативный правовой акт был специально создан в результате развития государств как источник права, поэтому изначально содержит свойства, позволяющие быть оптимальной формой права. К числу относится:

1) наличие точных, ясных и лаконичных формулировок правовых норм;

2) наличие единой системы правовых актов, образующих за счет иерархической соподчиненности законодательство государства;

3) динамизм нормативных правовых актов;

В этой связи нормативный правовой акт является наиболее важным и наиболее распространенным источником права для государств, составляющих систему так называемого "писаного" права. В этих государствах нормативные акты образуют иерархическую систему, в которой высшее положение занимают конституции и законы. Система подзаконных актов включает в себя акты главы государств, правительства, министерств, ведомств, комитетов, решения местных органов власти.

В Российской Федерации система нормативных актов включает в себя законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, решения и др. Право принимать законы высшим законодательным органам РФ и субъектов РФ. Президент РФ вправе издавать указы и распоряжения. Правительство РФ в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения; органы исполнительной власти издают приказы, инструкции, регламенты, уставы и др. Органы местного самоуправления принимают уставы, нормативные правовые решения, постановления и распоряжения, приказы и др.

Классификация нормативных актов. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.

В зависимости от сферы действия различают федеральные законы и законы субъектов РФ.

В зависимости от субъекта, издавшего акт, подзаконные нормативные акты делятся на:

1) указы и распоряженияПрезидента РФ;

2) постановления и распоряжения ПравительстваРФ;

3) актыфедеральных органов государственной власти ( приказы, инструкции, постановления, административные регламенты и т.п.);

4) актыорганов и должностных лиц субъектов РФ;

5) муниципальные правовые акты;

6) локальные нормативные акты.

Договоры нормативного содержания – это соглашения различных субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Нормативные договоры являются источниками права преимущественно в области международных и конституционных отношений. Нормативное значение договоров признается во всех системах права. Международные договоры выступают в качестве непосредственных источников права либо являются основанием для издания нормативных актов, закрепляющих достигнутые отношения.

Правовой (юридический) прецедент – судебное или административное решение по конкретному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел. Представляет собой нормативное решение, имеющее силу закона (являющееся обязательным для судов и иных органов при рассмотрении аналогичных дел в будущем). Наибольшее распространение прецедент имеет в странах общей правовой семьи – Англия, США, Канада. Прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, но вместе с тем обладает известной гибкостью.

В Российской Федерации характер судебного прецедента имеют решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, являющиеся обязательными для всех судов. Правоположения, выработанные Верховным Судом, компенсируют отставание норм права от динамики общественных отношений.

Правовой обычай – исторически сложившееся официально не зафиксированное правило поведения общего характера, применяемое в течение длительного времени в результате многократного повторения и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила (санкционированное государством).

Правовые обычаи в той или иной степени действуют практически в каждой стране (особенно конституционные), но наибольшее распространение они получили в странах с англосаксонской правовой системой, прежде всего в Великобритании, Конституция которой по большей части состоит именно из обычаев. Наиболее важными из них являются формирование правительства лидером партии парламентского большинства, существование кабинета министров, обязанность монарха согласиться с законопроектом, принятым обеими палатами парламента и т.д. Правой обычай также широко представлен в странах Азии, Африки, Латинской Америки и в международном праве. В России применение обычаев ограничено законодательно, например, Гражданский кодекс РФ предусматривает только обычаи делового оборота (ст. 5).

Общие принципы права – отправные исходные начала правовой системы. И в странах континентального и общего права при отсутствии нормы, прецедента или обычая возможна ссылка на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права. К общим принципам в праве относятся, например, такие положения, как "специальный закон преобладает над общим законом", "поздний закон отменяет более ранний" и т.д. Этот вид источников приобретает все большее значение в условиях правового социального государства. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

Идеи и доктрины – мнения ведущих ученых-юристов по вопросам права (как правило, по вопросам толкования и применения). В большинстве правовых систем идеи и доктрины не образуют право в общем смысле слова. Однако их роль важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов. Выдающиеся римские юристы имели право давать разъяснения, обязательные для судов. В средние века в качестве источников права в европейских судах использовались комментарии глоссаторов.

В настоящее время доктринальные положения можно лишь условно считать источниками права. В англоязычных странах судьи обосновывают свои решения ссылками на трактаты виднейших английских юристов Блэкстона, Брэктона, Глэнвила, Дайси и др. При этом применения доктрины является правом судов, а не обязанностью (в отличие от применения нормативных правовых актов и прецедентов). В мусульманском праве официальное юридическое значение имеют выводы Абу-Ханифы и других знатоков ислама. В российском государстве правовая доктрина не признается официальным источником права. Однако все юристы-практики пользуются научными комментариями законов.

Религиозные тексты – источники характерные для мусульманского права, которое в целом имеет религиозную основу. Этими источниками являются прежде всего Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха) и Сунны (жизнеописание пророка Мухамеда).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: