Вопросы к изучению: понятие и признаки государственного органа, понятие органа государственной власти, виды государственных органов.
Понятие государственного органа. Государство в целях осуществления своей деятельности, создает соответствующие структуры, именуемые органы, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.
Государственный орган – самостоятельный элемент государственного аппарата, образуемый в законодательном порядке, имеющий собственную структуру, определенные нормативно-правовым актом (законом, указом Президента РФ) полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и взаимодействующий с другими органами государства.
Признаки государственного органа:
- самостоятельный элемент государственного аппарата, действует специализированно от имени государства в системе других органов;
- наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;
- наличие собственной правовой основы (организации, структуры, целей, задач и функций);
- издание обязательных для исполнения актов (нормативных правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции.
Орган государственной власти – разновидность государственного органа, который образуется и осуществляет деятельность на основе принципа разделения властей. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды Российской Федерации. Государственная власть в РФ также осуществляется органами государственной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ).
Классификация государственных органов. Современные страны отличаются большим разнообразием государственных органов. В целях систематизации государственных органов используют классификации. Классификация (видообразование) в данном случае представляет собой группирование государственных органов по одному из используемых критериев (например, территория действия, способ формирования или др.). В теории государства основными классификациями государственных органов являются, в основе которых лежат следующие критерии:
1) порядок создания государственных органов и характер выполняемых ими задач;
2) территориальная сфера деятельности;
3) порядок осуществления компетенции;
4) характер полномочий;
5) срок полномочий;
7) структура или способ организации государственных органов.
В зависимости от порядка создания и характера выполняемых задач государственные органыклассифицируют на законодательные, исполнительные, судебные органы, органы контрольной власти и иные органы.
Законодательные органы избираются населением, обладают исключительным правом принятия законодательных актов (Федеральное Собрание РФ, законодательные собрания субъектов РФ). Исполнительные органы наделены полномочиями властного характера для выполнения задач по управлению государственными делами, т.е. по осуществлению задач управления посредством применения правовых норм к конкретным обстоятельствам, организации исполнения и проверки исполнения, а также путем установления правовых норм для развития положений, содержащихся в законе (Правительство РФ, правительство субъектов РФ). Судебные органы осуществляют правосудие и уполномочены применять государственное принуждение (федеральные суды, суды субъектов РФ). Деятельность органов контрольной власти состоит в проверке соответствия актов и действий государственных иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности (Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы в субъектах РФ). К иным органам государственной власти относят органы, выполняющие специальные государственные задачи, особый порядок формирования и компетенцию. К числу таких органов относится система избирательных комиссий.
В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на федеральные рганы государственной власти и органы государственной власти убъектов Федерации.
Федеральные органы государственной власти – органы, в полномочия которых входит управление делами всей Российской Федерации, принятые ими законы распространяют свое действие на всю территорию РФ. Такими органами являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, федеральные органы исполнительной власти, суды РФ (за искл. мировых судей, уставных судов).
Органы государственной власти субъектов Федерации – органы, в полномочия которых входит управление делами конкретного субъекта Российской Федерации. Они могут осуществлять свое правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и нормативные правовые акты в субъектах Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. К их числу относятся Законодательное Собрание, Правительство и иные органы исполнительной власти, Уставный суд, Контрольно-счетная палата и др.
По порядку осуществления компетенции государственные органы могут быть единоличными и коллегиальными. Единоличный орган состоит из одного должностного лица государства (Президент РФ). Коллегиальный орган состоит из нескольких должностных лиц. Правительство РФ является коллегиальным органом, состоящим из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
По характеру полномочий государственные органы делятся на органы общей, специальной и межотраслевой компетенции. При этом под компетенцией следует понимать определяемый конституцией или законом объем полномочии государственного органа.
Органы общей компетенции осуществляют руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности. Они создаются для решения широкого круга задач, например, осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью и др. Перечисленные меры осуществляет Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ и др.
Органы специальной компетенции создаются для выполнения определенного рода задач, связанных с определенной сферой государственного властвования. На такие органы возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности, например Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, МВД России.
Органы межотраслевой компетенции ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение, например Минфин России, контрольные органы.
По срокам полномочий государственные органы могут быть постоянными и временными. Постоянные органы государственной власти создаются без ограничения срока действия, например, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ. Что касается временных, то они создаются на определенный срок, например, Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума РФ избирается сроком на 5 лет.
В зависимости от порядка формирования государственные органы могут избираться и формироваться.
Органы государственной власти избираются гражданами РФ. Например, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ избираются посредством выборов на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Органы государственной власти могут формироваться другим государственным органом. Правительство РФ формируется путем назначения Председателя и членов Правительства РФ. ЦИК России формируется на паритетных началах Президентом РФ и палатами Федерального Собрания РФ.
По структуре или способу организации выделяют простыеи сложные государственные органы. К простым государственным органам относят такие органы, не имеющие внутреннего подразделения, например нотариат. Сложные государственные органы обладают соответствующей структурой, организаций, например министерства, федеральные службы.