Тема 3. Органы и должностные лица местного самоуправления

Вопросы к изучению: понятие органов местного самоуправления,структура органов местного самоуправления, формальная опеределнность органа местного самоуправления, представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган, должностные лица местного самоуправления.

Понятие органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления– избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст.2 ФЗ № 131.)

При определении понятия местного самоуправления в ФЗ № 131 акцент делается на деятельности населения и (или) органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения:

1) органы местного самоуправления, наряду с отдельными гражданами, населением всего муниципального образования или его части являются основными субъектами в системе местного самоуправленич. При этом в силу того, что органы местного самоуправления формируются на основе волеизъявления населения, граждане считаются первичными субъектами местного самоуправления, а органы – вторичными субъектами.

2) Поскольку местного самоуправленич – одна из форм осуществления народом своей власти, то все органы местного самоуправленич (как выборные, так и невыборные) должны приобрести свои властные полномочия через процедуру, прямо или косвенно связанную с проявлением воли граждан на выборах. Значит, другими (невыборными) органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры, решающие вопросы местного значения, а лишь те, которые сформированы органами или должностными лицами, получившими свои полномочия на муниципальных выборах.

Структура местного самоуправления – совокупность организационных единиц и должностных лиц в системе местного самоуправления, имеющих правовой статус органа местного самоуправления. В соотв. со ст. 34 ФЗ 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют:

1) представительный орган муниципального образования,

2) глава муниципального образования,

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

4) контрольный орган муниципального образования,

5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным. Исключением явялются сельские поселения (местная администрация может возглавляться главой муниципального образования, являющегося председателем представительного органа), сельские поселения, численностью менее 100 человек (роль представительного органа играет сход граждан), поселения, являющиеся административными центрами муниципального района (функции администрации поселения могут быть переданы местной администрации данного муниципального района).

Структура органов в поселении считается определенной, если в уставе поселения установлены:

1) перечень действующих в этом поселении органов (как коллегиальных, так и единоличных);

2) способ их формирования (избрание или иной способ наделения полномочиями);

3) компетенция каждого из этих органов;

4) система взаимоотношений и взаимодействия между ними.

Общим положениям о структуре органов местного самоуправления посвящены нормы ст. 34 ФЗ № 131. Изменение структуры органов МС осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муницпального образования.

Органы местного самоуправления муниципального образования
Выборные Иные
Представительный орган МО Глава МО Иные выборные органы МС Местная администрация Иные органы МС
  Отраслевые, функциональные, специальные органы Территориальные органы  
           

Формальная опеределнность органа местного самоуправления – все органы (обязательные, необязательные, иные) должны быть предусмотрены уставом муниципального образования

Ст. 2 ФЗ № 131 ничего не говорит о том, каким образом должно происходить наделение органа МС собственными полномочиями. Однако в ст. 34 содержится ключевое положение о том, что все органы (обязательные, необязательные, иные) должны быть предусмотрены уставом МО.

Согласно ст. 44ФЗ № 131 в уставе муниципального обарзования определяется:

1) наименование и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

2) структура и порядок их формирования;

3) срок полномочий;

4) основания и порядок прекращения полномочий;

5) виды ответственности;

6) подотчетность и подконтрольность.

Следовательно, чтобы структурная единица в получила статус органа местного самоуправления, в уставе для неё должны быть установлены все названные выше параметры.

Представительный орган – выборный орган местного самоуправления, наделенный нормотворческими и контрольными полномочиями, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Правовой статус представительно органа муниципального образования закреплен в ст. 35 ФЗ № 131. К особенностям статуса относится:

1) кворум органа – не менее 2/3 от установленной численности депутатов, кворум заседания – не менее 50 % от числа избранных депутатов;

2) периодичность заседаний – не реже 1 раза в 3 месяца;

3) формируется только выборным способом, за искл. поселений с численностью жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В

4) Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом мунициавльного образования и не может быть меньше установленной ФЗ № 131, основанной на численности жителей данного муниципального образования. Численность депутатов представительного органа муниципального района и внутригородской территории города федерального значения не может быть соотв. менее 15 и 10 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Работа осуществляется в сессии, в формах заседаний, работы в комитетах и комиссиях, фракциях, территориальных органах, работы с избирателями. Сессия – основная форма работы представительного органа, в которой проявляется принцип коллегиальности в его деятельности и реализуются интересы жителей муниципального образования. Сессия представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с повесткой дня.

Структура местного представительного органа: руководящие органы, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), политические органы (фракции и депутатские группы), территориальные органы (депутатские и рабочие группы), аппарат.

Глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статус главы муниципального образования определен в ст. 36 ФЗ № 131.

Глава муниципального образования обязательный орган в структуре органов местного самоуправления в муниципальных образованиях любого типа, включая малые поселения. В уставе муниципального образования определяется порядок формирования главы поселения, компетенция, подотчетность, подконтрольность и другие вопросы организации и деятельности, позволяющие главе мунципального образования принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции и участвовать, тем самым, в решении вопросов местного значения. Глава муниципального образования может избираться:

1) на муниципальных выборах населением муниципального образования;

2) представительным органом муниципального образования из своего состава.

Полномочия главы муниципального образования:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Перечень полномочий носит закрытый характер.

Кроме того глава муниципального образования может исполнять полномочия:

1) главы местной администрации при условии избрания его жителями поселения;

2) председателя представительного органа поселения, при этом глава поселения может избираться как жителями, так и из состава представительного органа поселения;

3) того и другого должностного лица одновременно, что допустимо только для сельских поселений, при этом возможны также оба способа избрания главы поселения.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Местная администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации входят руководящие отраслевые, функциональные, специальные и территориальные органы местной администрации.

Контрольно-счетный орган муниципального образования - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, образуемый представительным органом муниципального образования. Статус контрольно-счетного органа муниципального образования определяется федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Контрольный орган муниципального образования образуется в целях:

1) контроля за исполнением местного бюджета;

2) экспертизы проектов местного бюджета;

3) внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организации и осуществления контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством РФ;

5) контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценки законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализа бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовки информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участия в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иных полномочий в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.

Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий представительного органа.

Структура и штатная численность контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: