Теория государства и права в системе общественных (гуманитарных) и юридических наук

Производство общественных благ

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства общественных благ.

В отличие от частного блага общественное благо неделимо, не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. Следовательно, невозможно определить цену на отдельные единицы общественного блага. Невозможность определения цены на определенные единицы общественного блага обусловливает наличие особенностей определения совокупного спроса на общественное благо. Цена в данном случае не является величиной переменной. Поэтому совокупный спрос на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Совокупный спрос на частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов, а совокупный спрос на общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага. Кривая совокупного спроса на частное благо формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса вдоль горизонтальной оси (рис. 14.7), а кривая совокупного спроса на общественное благо — путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали (рис. 14.8).

Специфика общественных благ заключается в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех. Поэтому общество заинтересованно в обеспечении подобными благами всех потребителей. Следовательно, проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.

Теория государства и права — ведущая наука для остальных юридических наук, способствующая их единению. Теория государства и права — вводная наука в систему наук о государстве и праве, а также обобщающая наука, так как изучает государство и право в целом. С точки зрения статистики теория государства и права как форма существования научной мысли — это прежде всего систематизированные знания о государстве и праве в целом (вне отраслевой специфики) и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными сообществами (школами). С точки зрения динамики теория государства и права — это постоянный процесс критики методологических положений и выводов одной научной школы с методологических позиций другой, что приводит к большей рационализации знаний о государстве и праве и их новой концептуализации. Теория государства и права изучается наряду с прочими социальными науками, для которых указанные объекты исследования не являются основными. Такой интерес со стороны этих наук объясняется тем, что государство и право — сложные феномены социальной деятельности. Сложность данных явлений заключается в их многогранности, что и предполагает возможность различных ракурсов их рассмотрения. В связи с этим государство как объект исследования частично включается в предметную область исследований философии, социологии, антропологии, политологии и ряда других наук. Теория государства и права — наука гуманитарная, поэтому она определенным образом взаимодействует с другими гуманитарными науками. Охарактеризовать подобные взаимоотношения практически невозможно как ввиду значительного количества гуманитарных наук, так и из-за различной степени связи теории государства и права с этими науками.

Сопоставим теорию государства и права с конкретными гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами государства и права. Философия — наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Выявляет положение государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Выводы философии заимствуются всеми науками. Между теорией государства и права и экономической теорией, социологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия — «общество», «благо», «интерес», «собственность», «действие», «поведение», «отношение» и т.д., так и сугубо специальные — «гражданское общество», «право собственности», «правомерное поведение», «противозаконный интерес», «производственные отношения» и др.
Экономические науки также затрагивают государство и право, но не конкретно. В зависимости от точки зрения исследователя на роль экономики в развитии социальных процессов они по-разному определяют сущность государства. Социология в своей исследовательской деятельности обращает внимание лишь на социальные аспекты теории государства и права.
Политология изучает политические системы и политическое сознание общества. Теория государства и права нуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства и негосударственных политических структур. Политология заимствует у теории государства и права сведения о механизме и функциях государства.
Психология и этика изучают механизм регулирования поведения личности. Для теории государства и права важны факты, влияющие на мотивы поведения лиц, соблюдающих и реализующих правовые нормы. Все перечисленные науки, как уже было сказано, по отношению к теории государства и права выступают как дисциплины более общие, — поскольку они изучают более общие вопросы и их предметы значительно шире, чем предмет теории государства и права. Теория же государства и права по отношению к другим наукам является наукой частной, так как ее предмет, как правило, не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что государственно-правовые явления, и прежде всего государство и право, изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки, при изучении данных связей теория государства и права вынуждена обращаться к исследованиям других гуманитарных наук, и прежде всего к исследованиям тех из них, которые по отношению к теории государства и права являются более общими. В свою очередь теория государства и права, будучи по сравнению с перечисленными науками наукой частной, вырабатывает положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые могут использоваться этими науками, ведь последние специально не занимаются исследованием государственно-правовых вопросов, а определенная информация по данным вопросам им необходима. Теория государства и права, а также другие юридические науки такую информацию способны предоставить.
Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историко-юридическими науками. В несколько меньшей степени, но также достаточно тесно связана она с отраслевыми науками. Общность теории государства и права и историко-юридических наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, изучают все ранее существовавшие государства и права, исследуют причины возникновения государства и права и закономерности их развития. Различие теории и истории государства и права выражается в том, что история изучает процесс исторического развития государственных и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке. Взаимодействие теории государства и права и исторических юридических наук проявляется, с одной стороны, в том, что глубокое изучение и обобщение исторического материала необходимо для более полного и всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем и определения закономерностей исторического развития государства и права. С другой стороны, история государства и права опирается на выводы и обобщения, которые дает теория государства и права.
Теория государства и права изучает основные общие закономерности государственных и правовых явлений в целом независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни они имеют место. Отраслевые же юридические науки исследуют только части механизма государства, его определенные органы (представительные, исполнительные, судебные), отдельные группы правовых норм (отрасли права), концентрируя внимание на изучении их структуры и функций, анализируют особенности правового регулирования конкретного вида общественных отношений. Так, например, наука административного права рассматривает правовые формы исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти; наука трудового права — правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности рабочих и служащих. Каждая отраслевая юридическая наука исследует закономерности и особенности собственного предмета. По отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает как общеправовая наука.
Теория государства и права одновременно является и «обслуживающей» наукой, поскольку она формулирует исходные понятия о государстве и праве и тем самым обеспечивает отраслевые юридические науки необходимой общетеоретической базой для выработки ими собственной теории, отраслевого научного понятийного аппарата. Общие понятия государства, права, нормы права, правоотношения, юридической ответственности лежат в основе конституционного, административного, гражданского, уголовного, семейного права и других отраслевых наук. Между теорией государства и права и отраслевыми юридическими науками существует двусторонняя связь, тесное взаимодействие. Отраслевые науки в свою очередь имеют большое значение для теории государства и права. Они питают ее фактическим материалом. Выводы и данные отраслевых юридических наук служат важнейшей предпосылкой более глубоких теоретических обобщений, дальнейшего развития теории государства и права в целом.
Теория государства и права — общая наука, являющаяся методологической базой отраслевых юридических наук: понятия, принципы и закономерности, открытые и определенные теорией государства и права, имеют для всех юридических дисциплин ориентирующее значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: