Принцип разделения властей и государственный аппарат
Государственная власть опирается в реализации своих функций на государственный аппарат. Однако государственный аппарат осуществляет государственную власть различными способами, средствами, методами и по различным принципам и схемам, которые определяются историческими, политическими традициями, конституционно-правовыми установлениями той или иной страны.
Практически во всех демократических странах в качестве конституционной основы осуществления государственной власти используется принцип разделения властей.
Суть его в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит государству, а он делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный аппарат.
Но для того, чтобы какой-либо государственный орган не имел возможность сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться этим, единая государственная власть функционально делится на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.
Разделение властей выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Причем ни одна из властей не может принять на себя функции другой. Поэтому они должны взаимодействовать, образуя единственный государственный механизм.
Принцип разделения властей предписывает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов.
Элементы системы сдержек и противовесов:
- срочность полномочий должностных лиц разных уровней;
- несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления;
- право вето на законопроекты;
- право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов;
- конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента;
- независимость судейского корпуса и т.д.
Набор данных элементов в разных государствах может быть различным. Тем не менее, наличие в конституции принципа разделения властей и реализация его на практике - важное качество правового государства. Ибо осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственного аппарата.
Каждое государство осуществляет свои функции посредством специально созданного государственного аппарата, т.е. определенной совокупности государственных органов.
Выделяют следующие основные признаки органа государства:
- конституционно-правовой статус органа,
- особенности его формирования,
- характер государственно-властных полномочий,
- характер взаимоотношений различных государственных органов и гражданского общества.
Важнейшим признаком принадлежности государственного органа к государственному аппарату является наличие у органа государства государственно-властных полномочий.
Государственно-властные полномочия - это сложное явление, в котором можно выделить три основных элемента:
1) принятие решений, обязательных для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства;
2) организация исполнения принятых решений, опирающаяся на материальную основу, базу (например, фонды государства, средства государственного бюджета и т.д.);
3) охрана принятых решений от нарушений путем применения различных методов и мер: убеждения, общественного воздействия, а также государственного принуждения.
В то же время существуют и другие признаки:
- орган государства - это определенная организация, организованный коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности (Вместе с тем, государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином данного государства (глава государства - Президент США).
- орган государства образуется в установленном государством порядке. (Однако порядок образования государственных органов устанавливается не во всех государствах).
- орган государства наделяется с помощью правовых норм определенной компетенцией, которая включает в себя совокупность предметов его ведения и полномочий в отношении этих предметов ведения.
- орган государства действует, как правило, в установленном государством порядке.
- орган государства является частью единого государственного аппарата, определенной системы органов государственной власти той или иной страны.
Таким образом, государственный орган - это коллектив граждан или гражданин определенного государства, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный данным государством на осуществление его задач и функций и действующий в установленном государством порядке.