Правовые акты правотворчества

Право.

Тип правопонимания – это основанный на особенностях методологии правопознания, философско-юридический подход об основании понятия права, закономерности его происхождения, сущности, форм выражения, взаимоотношения с государством.

Типы правопонимания:

1. По подходам к его изучению:

· С материалистической точки зрения: право – это объективная реальность, инструмент в руках государства.

· Идеалистический подход: право – плод воображения человеческого разума, соответственно оно не совершенно.

2. По тому источнику, который положен в основу правообразования:

· Естественно-правовая концепция: право дано от природы, и оно возникло задолго до государства.

· Позитивистская теория: право – продукт деятельности государства и право совпадает с законом.

3. С точки зрения его социального назначения:

· Теория насилия: право – сила для подавления зависимого класса.

· Либеральная концепция: право – средство достижения общественного компромисса.

· Историко-материалистическая концепция: право – это возведённая в закон воля экономически господствующего класса; отождествление права и закона

Современные подходы:

· Юридический подход: под правом в той или иной форме понимается нечто объективное, независящее от воли, усмотрения и произвола государственной власти.

· Легисский подход: под правом понимается только закон, продукт деятельности органов государственной власти.

Выделяется 2 права:

1. Право позитивное – это право, создаваемое государством, выраженное в письменных нормах, содержится в документах, которые можно увидеть, прочитать. Определяет основные черты жизнедеятельности общества, функционирования государства.

2. Естественное право – даётся человеку от рождения. Является основой права позитивного и главным фактором влияния на регулирование общественных отношений.

В современной России предпочтение отдаётся нормативизму (право состоит из норм) в рамках позитивизма (исходит от государства).

Существует 2 пути возникновения права в результате деятельности государственных органов:

1) Правотворчество – разработка, принятие и издание специальных документов, содержащих нормы права. Санкционирование – утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающим им силу закона в форме правотворчества – включение социальных норм в издаваемые государством законодательные акты, представляющие собой своды обычного права.

2) Прецедент – создание судебного или административного решения, когда социальные нормы служили основанием для разрешения споров (напр. обычаи в Англии).

Право – это система обязательных формально определённых норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений (нормативный подход к праву).

Признаки права:

1) Регулирует общественные отношения.

2) Это – система норм – оно обладает иерархичностью взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

3) Общеобязательный характер – нормы права распространяют своё действие на вех субъектов, находящихся в сфере действия данной нормы (общий характер); и их требования (предписания) обязательны для всех субъектов независимо от их отношения к данной норме (обязательный характер).

4) Формальная определённость – содержится в определённых формах (н.п.а., судебный прецедент, правовой обычай).

5) Является выражением воли социальной группы, которая находится у власти, исходит от государства, принимается (издаётся) компетентными органами или санкционируется ими.

6) Охраняется силой государственного принуждения. Нарушение норм влечёт за собой юр. ответственность.

Сущность права – это главное внутреннее, относительно устойчивое, качественная его основа, отражающее истинную природу права и назначение в обществе.

Право – социальная свобода, соединённая с социальной ответственностью.

Классовая сущность – экономически и политически господствующий класс посредством право регулирует общественные отношения в своём интересе.

Социальная сущность – право служит интересам всех людей, обеспечивая упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей в обществе.

2 вида ценности права:

1. Инструментальная ценность – способность права удовлетворить какую-либо потребность субъекта. К ним относится: познавательная ценность, регулятивная, воспитательная, охранительная.

2. Собственная ценность права – является показателем качества инструментальной ценности права.

Т.о. ценность права (полезность) – это способность удовлетворять определённые потребности субъектов. В связи с этим выделяют 2 вида права:

· Объективное право (собственно право) – независящее от воли отельного человека.

· Субъективное право – мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы лица.

3 модели соотношения государства и права:

1. Тоталитарная модель: государство вне права и им не связано.

2. Либеральная модель: право выше государства.

3. Прагматическая модель: государство создаёт право, но связано им.

Единство права и государства выражается:

· В основе их возникновения лежат одни и те же причины

· У них общая цель – нормализовать жизнь людей

· И то и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями.

Влияние государства на право выражается в том, что государство:

· Создаёт право

· Поддерживает гармоничность правовой системы

· Осуществляет толкование норм права

· Обеспечивает охрану права

· Реализует право в форме правопременения.

Влияние права на государство:

· Право легализует и конституирует государственную деятельность, определяет её общие границы

· Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внешняя и внутренняя политика

· В праве закрепляется внутреннее организация государства, его форма, структура, механизм, статус и компетенция госорганов и должностных лиц, а также принцип разделения властей.

· Право придаёт государству цивилизованный вид и совершенные черты.

8.11.12

Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность, содержание и социальное назначение.

По сфере действия:

· Общеправовые принципы. Распространяются на всю систем права; закрепляются в Конституциях, определяют основные принципы правовой политики (принцип гласности, равенства все перед законом, принцип законности гуманизма, справедливости, взаимной ответственности государства и личности, демократизма).

· Межотраслевые. Действуют в нескольких отраслях права и закрепляются в основных источниках отраслей права (принцип состязательности, принцип материальной ответственности).

· Отраслевые принципы. Действуют только в рамках одной отрасли права. (принцип оплаты труда).

· Принципы правовых институтов. Используются в межотраслевых и внутриотраслевых инстанциях (принцип юридической ответственности: неотрывность наказания).

Способы закрепления принципов:

1) Текстуальный

2) Смысловой (вытекает из смысла н.п.а. законодательства в целом).

Функции права – обусловленые социальным назначением права, направление правового воздействия на общественные отношения, выражающий сущность и его назначение в обществе.

Правовое воздействие – совокупность путей, форм и способов влияния права на общественные отношения.

Функции:

1. Юридические – определяют необходимость существования права как социального института.

2. Социальные – определяют сферу действия права (экономическая, политическая сфера).

Воспитательная – воздействие на духовную сферу, формирование правосознания и духовной культуры.

3. Регулятивная – установление позитивных правил поведения, предоставление субъективных прав и наложение юридической ответственности). При этом сама функция делится на: регулятивно-динамическую (в процессе реализации определяет юридические факты, связанные с прекращением, возникновением, применением, с установлениями правовых связей с субъектами, определение оптимального типа регулирования общественных отношений к содержанию рег.-стат. Относится:

· Закреплен и изменение правового статуса граждан, права дееспособности, ….государственных органов и должностных лиц, правового статуса коллективных субъектов)

4. Охранительная – связана с охраной регулируемых правом отношений путём возможности применения к нарушителю предусмотренных мер принудительного характера.

5. Цивилизирующая функция – идейно-мотивационное воздействие права на сознание и поведение его адресата, цель – побудить действовать правомерно, позитивное отношение к праву.

Источник права – то, что определяет и обуславливает содержание нормы права, а также то, где содержится норма права.

Виды:

1) В материальном смысле – реальные общественные отношения, обуславливающие содержание норм права и побуждающие урегулирование с помощью норм права (отношения семьи, брака, собственности).

2) В идеальном смысле – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, в которых отражаются отношения людей к праву (правосознание) и что обуславливает его содержание.

3) В специальном юридическом смысле.

Способы внешнего выражения, закрепления норм труда (собственно формы права).

Формы права:

1. Правосознание (когда нет права, …)

2. Юридическая наука/ доктрина

3. Правовой обычай (санкционированное государством, исторически сложившиеся государством правило поведения, при этом санкционированное путём отсылки обычаю, а не ….)

4. Судебный правовой прецедент (судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, ставший примером разрешения подобных дел. В РФ может быть, если в дела на уровне пленуме верховного суда РФ или высшего арбитражного суда).

5. Договор нормативного содержания (двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворческой деятельности – конвенция, хартия).

6. Религиозные тексты – Библия священная книга в иудаизме и христианстве, включает доктрину разделения властей, идея конституционного ограничения монархии, о правах человека и его ответственности; коран –священная книга мусульман, составлялась в течении 7-8 вв, первый древний источник, морально-нравственные нормы, расположение глав и стихов утверждено в 7 в. н.э.; гумна – сборник правил и обычаев древнеарабской общины, ….

7. Нормативно-правовой акт – юридический документ, принятый органами …

Виды: конституции, законы, кодексы.

НПА – основной источник и форма права..

Соотношение норм права (место права в системе соц. норм).

Норма – руководящее начало, правило, образец, признание обязательным, узаконенное установление.

Нормы:

· Социальные

· Технические

Признаки:

Социальные – правила поведения, носят общий общеобязательный характер, создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, обеспечиваются соответствующими средствами и объединяющими людей …….

15.11.12

Правовой акт – это акт (деяние, символ или документ) компетентного органа (должностного лица), имеющий обязательную силу, выражающий государственно-властное влияние, порождающий определённые правовые последствия, создающий юридические состояния и направленный на регулирование общественных отношений.

Правовые акты:

1. Нормативно правовые акты (НПА)

2. Интерпретационные акты (ИА)

3. Правоприменительные акты (ПА)

Правообразование – относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридических норм, начинающийся с анализа социальной ситуации, осознания необходимости её правового регулирования, общего представления о юридическом предписании, которое необходимо принять (издать) и заканчивается разработкой и принятием (издание) юридической нормы.

Правотворчество – деятельность государственных органов в случае референдума народа и должностных лиц по изданию, переработке и отмене НПА.

Виды правотворчества:

· Непосредственное правотворчество народа – участие народа непосредственно в принятии норм права.

· Законотворчество – опосредованная реализация суверенитета народа высшим законодательным органом государства (субъекта федераций) путём принятия законов.

· Подзаконное правотворчество – принятие НПА высшим должностным лицом государства (субъекта федераций), государственными органами исполнительной власти и отдельными должностными лицами.

· Муниципальное правотворчество – принятие НПА органами и должностными лицами МСУ.

· Локальное (корпоративное) – принятие НПА администрациями и должностными лицами коллективных субъектов.

· Договорное – принятие и подписание договоров между государствами, а также органами государственной власти.

· Негативное – отмена отдельных норм или НПА в силу признания их судом противоречащими Конституции РФ (Конституциям и Уставам субъектов федерации) федеральному законодательству в целом.

· Чрезвычайное – принятие (издание) законов и иных НПА для урегулирования общественных отношений в к-л экстренных ситуациях.

Принципы правотворчества:

1. Принцип демократизма – принадлежность исключительного права принятия закона референдуму или представительному органу. Информированность населения о правотворческих процедурах и его участия в правотворческом процессе, обнародование правовых актов.

2. Принцип законности – принятие (издание) акта правомочным органом, должностным лицом, с учётом принципа разделения властей, разграничения предметов ведения между федерацией и её субъектами, соблюдение правоподготовительных процедур и процедуры принятия, принятие акта в установленных формах с учётом иерархии.

3. Принцип научности – заключается в отображении объективных потребностей общественного развития, учёта достижений юридической науки и потребности в юридической практике. Учёт мнений учёных-правоведов и практиков при принятии акта.

4. Пр-п профессионализма – привлечение к работе специалистов, обладающих профессиональными познаниями и опытом в области подготовки юридических актов, в совершенстве владеющих юридической техникой и технологией правоподготовительных работ.

Правотворческая деятельность юриста – это упорядоченная система его профессиональных действий, направленных на осознание и творческое решение проблем правового характера, возникающих в процессе жизнедеятельности общества и функционирования государства, в результате которых посредством взаимодействия с другими специалистами вырабатываются правовые нормы, и осуществляется формирование позитивного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: