Понятие и признаки правонарушения. Понятие нормы права. Классификация норм права

Понятие нормы права. Классификация норм права

Норма права – общеобязательное повеление, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения, в идеале на началах справедливости и свободы.

Право представляет собой сложную и многообразную систему норм права. Право прежде всего состоит из норм права – общих юридических правил поведения, распространяющих свое действие на большой круг лиц, большой круг ситуаций и действующих относительно длительный период времени.

Норма же права выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Однако правовая норма имеет и существенные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права – есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права.

1.3 Виды норм права

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1. в зависимости от степени нормативности они подразделяются на:

· исходные, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления;

· общие, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

· специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей;

2. в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) – на конституционные, гражданские, административные, земельные и т. п.;

3. в зависимости от их характера – на материальные (уголовные, аграрные, экологические и т.п.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4. в зависимости от методов правового регулирования – на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально-полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5. в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся например, в указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием).

6. в зависимости от функций на регулятивные (содержащие предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав);

7. в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм – на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специальные (действуют только в отношении определенной категории лиц);

8. в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы – на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы) относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств);

9. в зависимости от сферы действия – на общефедеральные (действующие на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ – республиках, краях, областях) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10. в зависимости от юридической силы – на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11. в зависимости от способа правового регулирования – на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия);

12. в зависимости от субъектов правотворчества – на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

норма право поведение

Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.

Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.

Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не подпадают под регулирующее воздействие права, пока не выразятся в определенном поведенческом акте.

Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т. д.), но не совершил их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: