Конституционно-правовой статус Правительства РФ

КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Конституционно-правовой статус Федерального собрания. Полномочия и структура

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Федеральное Собрание РФ вправе осуществлять контрольные полномочия в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Эти полномочия Федеральное Собрание осуществляет в форме: 1) установленной процедуры отрешения Президента РФ от должности; 2) осуществления контрольных полномочий за исполнением бюджета РФ; 3) объявления Правительству РФ «вотума недоверия».

Отрешение Президента РФ от должности возможно только на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должны быть приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

После выдвижения обвинения Президенту РФ Государственной Думой Совет Федерации должен принять решение об отрешении Президента РФ в течение 3 месяцев, если же в этот срок решение об отрешении Президента РФ от должности не принято, то обвинение против Главы государства считается отклоненным.

В случае принятия в установленном порядке решения об отрешении Президента РФ от должности назначаются досрочные выборы Президента не позднее 3 месяцев отрешения.

В сфере бюджетного контроля нижняя палата Федерального Собрания РФ: 1) рассматривает представленный Правительством РФ федеральный бюджет и отчет о его исполнении; 2) заслушивает отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ – принципиальное несогласие Государственной Думы с правительственной политикой вообще или по какому-то весьма важному вопросу, в результате чего их дальнейшее взаимодействие невозможно.

Решение Государственной Думы о недоверии Правительству РФ считается принятым в случае, если за это решение проголосовало большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ, т. е. не менее 226 голосов.

Вотум недоверия Правительству РФ влечет за собой обязанность Президента РФ согласиться с мнением Федерального Собрания и отправить Председателя Правительства РФ в отставку (а значит, и весь состав Правительства, так как все члены обязаны уйти в отставку в случае ухода Председателя) либо не согласиться и распустить Государственную Думу с назначением досрочных выборов.

При этом если Президент РФ не согласился с Государственной Думой по вопросу недоверия Правительству, то Президент должен предложить Государственной Думе повторно рассмотреть вопрос о доверии Правительству. Если же Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то только в этом случае Президент РФ вправе распустить Государственную Думу, если по-прежнему не согласен с мнением депутатов.

Если же Президент РФ согласился с мнением Государственной Думы, он должен представить кандидатуру нового Председателя Правительства РФ.

68. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Высшую законодательную власть в государстве

осуществляет парламент. Парламент - это предста-

вительный орган страны, наделенный полномочиями

по осуществлению законодательной власти в госу-

дарстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ - это

Федеральной Собрание РФ, оно является высшим

представительным и законодательным органом РФ

(ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осу-

ществляет законодательную власть в РФ независи-

мо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1) Совета Федерации (в него входят по 2 предста-

вителя от каждого субъекта РФ: один - представи-

тель законодательной власти субъекта РФ, а дру-

гой - исполнительной власти); 2) Государственной

Думы (в ее состав избираются депутаты путем все-

общего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государ-

ственной Думы обладают особым статусом предста-

вителей народа. Принципы их деятельности:

1) принцип «императивного мандата» (т. е. обяза-

тельности исполнения наказов избирателей и отчет-

ность перед ними); 2) принцип «свободного ман-

дата» (т. е. свободного своего волеизъявления без

влияния со стороны какого бы то ни было органа

власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Феде-

ральное Собрание - это коллегиальный орган, со-

стоящий из представителей населения; 2) это выс-

ший законодательный орган в РФ, т. е. акты

Федерального Собрания и законы, им принимаемые,

должны соответствовать только Конституции РФ,

в отношении же всех остальных нормативных актов

у/эти акты обладают высшей юридической силой.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА

ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ: ПОРЯДОК

ФОРМИРОВАНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ, АКТЫ

Правительство РФ - высший исполнительный

орган РФ.

Правительство - коллегиальный орган. В его

структуру входят: 1) должностные лица (Предсе-

датель Правительства РФ (он назначается на долж-

ность Президентом РФ с одобрения Государствен-

ной Думы РФ, при этом Президент РФ вправе

предлагать кандидатуру Председателя Правитель-

ства на одобрение Государственной Думы не более

3 раз, если же нижняя палата Федерального Собра-

ния трижды отклонит эту кандидатуру, то после

третьего отклонения Думой представленной Прези-

дентом кандидатуры Президент обязан назначить

самостоятельно Председателя Правительства и рас-

пустить Думу с назначением новых ее выборов),

заместители Председателя Правительства РФ (они

назначаются на должность Президентом РФ по пред-

ставлению Председателя Правительства РФ), феде-

ральных министров (назначаются на должность Пре-

зидентом РФ по представлению Председателя

Правительства РФ)); 2) структурные подразделения

(в соответствии с Указом Президента РФ от 9 мар-

та 2004 г. №314 «О системе и структуре федераль-

ных органов исполнительной власти») (федеральные

министерства, федеральные службы, федеральные

агентства).

Срок полномочий Правительства РФ равен

4 годам и начинает течь (истекает) с принятием сво-

их полномочий вновь избранным Президентом РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед

вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Кон-

^/ституции РФ): 1) разработка и представление Госу-

cTto

дарственной Думе РФ проекта федерального бюджета

и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение про-

ведения в РФ единой государственной политики

в области культуры, науки, образования, здравоох-

ранения, социального обеспечения, экологии; 3) осу-

ществление мер по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней

политики РФ; 4) осуществление мер ло обеспечению

законности, прав и свобод граждан, охране собствен-

ности и общественного порядка, борьбе с преступ-

ностью; 5) управление федеральной собственностью;

6) осуществление мер по обеспечению законности

и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, воз-

ложенные на Правительство РФ Конституцией РФ,

федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за дея-

тельностью органов исполнительной власти - как фе-

деральных, так и субъектов РФ - по вопросам, отнв'

сенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее

субъектов. Правительство РФ обладает правом за-

конодательной инициативы в Государственную Думу

РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законо-

проекты в Государственную Думу РФ, подготовлен

ные по поручению Президента РФ, и направлять

в палаты Федерального Собрания официальные от-

зывы о рассматриваемых федеральных законах и за-

конопроектах.

Правительство в пределах своих полномочий вы-

носит: 1) постановления (носят нормативный харак-

тер и принимаются по вопросам, затрагивающим ос-

новные вопросы деятельности Правительства РФ);

2) распоряжения (принимаются по оперативным

и текущим вопросам, не имеющим нормативного ха-

рактера).

Постановления и распоряжения Правитель-

ства РФ носят правовой и обязательный характер

для исполнения на всей территории РФ.

ве всей системы стоит Правительство РФ, которому

подчинены и подотчетны федеральные органы испол-

нительной власти, которым в свою очередь подот-

четны органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ направляет деятельность ниже-

стоящих органов исполнительной власти РФ, утверж-

дает положения о федеральных министерствах

и иных федеральных органах исполнительной вла-

сти, устанавливает предельную численность работ-

ников их аппаратов и размер ассигнований на их

содержание в пределах средств федерального бюд-

жета, назначает на должности заместителей феде-

ральных министров, руководителей федеральных

органов исполнительной власти, не являющихся фе-

деральными министрами, и их заместителей, руко-

водителей органов и организаций при Правитель-

стве РФ, членов коллегий федеральных органов

исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты феде-

ральных и региональных органов исполнительной

власти, подотчетных ему, а также создавать свои

территориальные органы и назначать соответствую-

щих должностных лиц в субъектах РФ.

Правительство является непосредственным руко-

водителем большинства других федеральных и ре-

гиональных органов исполнительной власти, одна-

ко некоторые из них в соответствии с Конституцией

РФ, федеральными конституционными и федераль-

ными законами подчиняются непосредственно

Президенту РФ, например федеральные органы

исполнительной власти, занимающиеся вопросами

обороны, безопасности, внутренних дел, иностран-

ных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций

и ликвидации последствий стихийных бедствий

и другими особо важными для государства вопро-

сами. Однако Президент РФ не входит в систему

исполнительных органов власти.

назначаются досрочные выборы Президента не

позднее 3 месяцев отрешения.

В сфере бюджетного контроля нижняя палата

Федерального Собрания РФ: 1) рассматривает

представленный Правительством РФ федеральный

бюджет и отчет о его исполнении; 2) заслушивает

отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ -

принципиальное несогласие Государственной Думы

с правительственной политикой вообще или по ка-

кому-то весьма важному вопросу, в результате чего

их дальнейшее взаимодействие невозможно.

Решение Государственной Думы о недоверии Пра-

вительству РФ считается принятым в случае, если

за это решение проголосовало большинство голо-

сов от общего числа депутатов Государственной

Думы РФ, т. е. не менее 226 голосов.

Вотум недоверия Правительству РФ влечет за со-

бой обязанность Президента РФ согласиться с мне- 00

нием Федерального Собрания и отправить Пред- Ю

седателя Правительства РФ в отставку (а значит,

и весь состав Правительства, так как все члены обя-

заны уйти в отставку в случае ухода Председателя)

либо не согласиться и распустить Государственную

Думу с назначением досрочных выборов.

При этом если Президент РФ не согласился с Госу-

дарственной Думой по вопросу недоверия Правитель-

ству, то Президент должен предложить Государствен-

ной Думе повторно рассмотреть вопрос о доверии

Правительству. Если же Государственная Дума в те-

чение 3 месяцев повторно выразит недоверие

Правительству, то только в этом случае Президент РФ

вправе распустить Государственную Думу, если по-

прежнему не согласен с мнением депутатов.

Если же Президент РФ согласился с мнением Го-

сударственной Думы, он должен представить кан-

дидатуру нового Председателя Правительства РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: