Место дисциплины в структуре ООП.
Всеобщая история государства и права относится к числу общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру Всеобщая история государства и права – правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных курсов, предметной подготовки.
В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не сводится к описанию фактов событий исторического прошлого. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.
Учебная дисциплина «Всеобщая история государства и права» вместе с другими теоретико - историко-правовыми дисциплинами образует фундамент для изучения отраслевых и специальных юридических наук. Она освещает возникновение и развитие права тех государств, которые оказали особое влияние на современные право и государство. Анализируя конкретно- историческое содержание политических и правовых процессов и исследуя присущие им причинно-следственные связи, всеобщая история государства и права выявляет устойчивые тенденции и закономерности их становления и эволюции.
|
|
Изучая Всеобщую историю государства и права студенты усваивают закономерности развития государства и права в различные исторические эпохи и в различных цивилизациях, понятийный и терминологический аппарат тех или иных отраслей юридической науки, сущностные характеристики основных институтов конституционного права, гражданского права и процесса, уголовного права и процесса, семейного права и т.д.
Правовые памятники различных стран и исторических эпох, рассматриваемые на лекциях и семинарских занятиях по Всеобщей истории государства и права, содержат ценнейший юридический опыт, эффективные способы и принципы решения разнообразных юридических проблем. Многое из этого опыта вполне применимо и в современных условиях. Целый ряд конституций, гражданских и торговых кодексов, изучаемых в курсе истории государства и права зарубежных стран, являются действующими и в настоящее время. Естественно, что новые условия заставили внести в них определенные изменения.
Динамичный характер современной общественной жизни в развитых государствах предопределяет динамизм и современного права. В этих условиях догматические методы его изучения оказываются менее эффективными, чем прежде. Правовые институты находящиеся в состоянии постоянных реформ, модернизации, должны изучаться в их развитии, т.е. историческим методом. Поэтому в современном юридическом образовании все более возрастает значение такой фундаментальной науки, как история государства и права. Эта наука предполагает взгляд на государственный строй и правовые институты как на постоянно развивающиеся явления.
|
|
В результате освоения курса всеобщая история государства и права, у выпускника формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):
1. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
2. способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
3. способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
4. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
5. владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
6. готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
7. способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Общепрофессиональными (ОПК):
1. способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
В области культурно-просветительской деятельности:
2. способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ПК-8);
3. способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные периоды отечественного государства и права, их особенности;
- тенденции в развитии права на различных исторических этапах
- различные методы историко-правовых исследований;
- природу и сущность государства и права первых цивилизаций;
- национальные особенности и основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права в странах Древнего Востока и Античного мира;
- становление и развитие государственного механизма, системы права в отдельных странах;
- процессы формирования национальных государств в странах Западной Европы;
- особенности становления буржуазного государства в странах Западной Европы и США
- сущность парламентаризма. Формирование и деятельность государственно-правового механизма на основе принципов разделения властей, народного суверенитета, федерализма.
- содержание конституционных актов этих государств;
- основополагающие принципы нового права: формальное равенство, законность, свобода, неприкосновенность личности, презумпция невиновности;
- основные тенденции развития государственно-правовых институтов в XX веке.
Уметь:
- анализировать важнейшие события истории государства и права с учетом историографии вопроса;
- давать общую характеристику и комментировать основное содержание источников по предмету;
|
|
- владеть понятийным аппаратом курса
- оперировать необходимым понятийным аппаратом, разбираться и понимать исторические определения и термины;
- сопоставлять отдельные события и факты в их исторической взаимосвязи;
- выделять общие закономерности в этапах исторического развития того или иного этноса;
- применять на практике основные результаты научных историко-юридических исследований
- сравнить определенные исторические этапы в разных государствах,
- выделить особенности исторического развития различных стран;
- сформулировать предпосылки формирования представительных органов;
- выявить особенности управления централизованным государством;
- сформулировать предпосылки формирования и развития демократических институтов;
Владеть:
- навыками сравнительного исторического подхода к оценке развития государственно-правовых институтов России и зарубежных стран;
- навыками самостоятельной постановки исследуемых проблем по учебному курсу, работы с законодательными памятниками по истории государства и права;
- навыки пользования комплексными программами и базами данных по предмету, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей.
- базовыми знаниями, полученными в общеобразовательном учреждении в рамках изучения таких предметов как «История» и «Обществознание»;
- комплексом знаний об истории развития России и особенностях этого развития;
- знаниями о закономерностях исторического развития человечества в целом;
- умениями проводить исторические исследования с привлечением различных источников информации;
- начальными знаниями о базовых философских и юридических учениях.
- навыками проведения сравнительного анализа различных правовых явлений, навыками работы с правовыми документами;
- навыками оценки важнейших нормативных актов (прежде всего конституционных);
- навыками оценки знаковых событий в истории различных стран и составление собственного суждения по ним
- Теоретико-методологической основой курса является широкий плюралистический подход, все более утвердившийся в современной науке. Автор не пытается жестко ориентироваться на какое-либо идейно-политическое и идейно-методологическое течение, но вместе с тем и не скрывают своих симпатий к лучшим традициям в изучении истории государства и права.
|
|
Объединение в одном курсе «Всеобщей истории государства и права» двух самостоятельных для юридического вуза дисциплин оправдано применительно к учебному плану подготовки учителя права как в качестве основной, так и дополнительной специальности.
Программа разработана с учетом многолетнего опыта чтения курсов в различных вузах и средних учебных заведениях города и области, а также научно-исследовательской работы в сферах представленной в программе тематики.