Право на жизнь означает, что государство обязано защитить человека от посягательств на его жизнь. Допустимым признаются лишь те ограничения этого права, которые содержатся в международных нормативных актах по правам человека. К примеру, Европейская конвенция прав человека не признает нарушением лишение жизни, если оно является результатом применения силы, абсолютно необходимой «для защиты любого лица от незаконного насилия», «для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях» и «для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа».
Многие люди склонны понимать право на жизнь расширительно, включая в него все, что может повлечь смерть: низкий уровень жизни, случайно упавший кирпич и т.п. Важно понимать, что право на жизнь означает для государства ответственность не за любой случай смерти, а только ответственность за нарушение его обязательств, предусмотренных статьями национальных законов и ратифицированных международных актов в сфере прав человека. Существующие в государстве уровень медицинского обслуживания, социальных гарантий, льгот и пособий, обеспечивающих качество жизни, безусловно, чрезвычайно значимы. Но они защищаются не правом на жизнь, а другими правами человека. Право на жизнь включает в себя обязательства, связанные с непосредственной угрозой лишения человека жизни.
Реализация права на жизнь включает в себя ряд проблемных аспектов, объективно вызывающие неоднозначное восприятие в обществе:
Проблема смертной казни: Обратной стороной права на жизнь является смертная казнь. Смертная казнь – это наиболее суровая мера наказания, так как она приводит к лишению самого ценного, что есть у человека – его жизни, причем утрата эта является необратимой. Если конфискованное имущество может быть заново нажито, ограничения, связанные с другими видами наказания, отпадут с истечением их срока, то жизнь человека утрачивается навсегда.
Таким образом, смертная казнь противоречит принципу права на жизнь, который стоит во главе международного права, и поэтому неудивительно, что международное право идет по пути ее полной отмены, предписывая государствам отказаться от этого вида наказания.
Проблема абортов: В современном мире допустимость абортов и её пределы — остро дискуссионная проблема, включающая религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. В некоторых странах (например, в США, Польше) эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточённое противостояние в обществе.
Первый моральный вопрос, вызывающий споры, — прерывается ли при аборте уже существующая человеческая жизнь? Противники абортов говорят о «зачатом ребёнке», «нерождённом младенце», «ребёнке в лоне матери». Многие верующие, в частности христиане, относятся к аборту как к убийству человека, хотя и на ранней стадии его развития.. По мнению сторонников права на аборт, эмбрион не может считаться ребёнком ни с юридической, ни с социальной, ни с биологической точки зрения.
Второй дискуссионный моральный вопрос касается приоритета интересов эмбриона над интересами женщины или наоборот. Противники абортов ставят право эмбриона на жизнь наравне с правами женщины. Сторонники права на аборт отдают приоритет праву женщины на личную неприкосновенность и свободу распоряжения собственным телом.
Проблемы эвтаназии. Отношение общества к эвтаназии чаще негативное. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА), неоднократно рассматривая вопрос об эвтаназии, всегда ее осуждала. Однако, в некоторых штатах США эвтаназия при выполнении ряда условий возможна.
27. Государство, право и экономика. Эффективность государственно-правового регулирования российской экономики.
Экономика — это совокупность производственных отношений, способ производства в конкретном обществе.
Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, пар-тиями, нациями; между государством, с одной стороны, и наро¬дом, с другой.
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устан-х и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общ. отношений.
Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.
1) среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию в праве и лишь затем претворяются в другие сферы соц. связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Зап. Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).
Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и понятиями;
2) экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений (данное обратное влияние политики и права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике социалистического строительства.
Эффективность гос-правового регулирования рос. экономики.
Благодаря высоким ценам на нефть и проводившейся до последнего времени ответственной макроэкономической политике ситуация в российской экономике сегодня в основном благополучна. Но возможности роста использованы не полностью, прежде всего из-за осложнения взаимоотношений между властью и бизнесом. Следует отметить рывок потребительского кредита, развитие ипотеки, повышение зарплаты бюджетников. В средне- и долгосрочной перспективе экономика подвержена существенным угрозам. Она находится в зависимости от цен на нефть и низкой конкурентоспособности других отраслей, кроме добывающей и оборонной промышленности. Процессы модернизации даже в части обновления продукции и основного капитала идут вяло. Несомненно, на это влияют сырьевая конъюнктура и отчасти укрепление рубля, сокращающие относительную доходность вложений в других отраслях, а также пониженная деловая активность. В отношении укрепления законности и правопорядка заметных изменений к лучшему не произошло. Политические реформы президента В. Путина повысили уровень концентрации власти, еще больше лишая смысла разделение властей. Обозначился сдвиг в пользу проекта модернизации сверху: на деле показано, что для граждан и предприятий послушность власти важнее закона, закон Должен служить власти. По поводу обороны и безопасности следует отметить позитивные сдвиги: ключевые решения в области военной реформы приняты. Можно критиковать их за половинчатость и длительность по срокам, за весьма вероятную низкую результативность. Но все же взят курс на формирование профессиональной армии и сокращение срока службы по призыву до одного года. Вместе с тем стремление власти опираться на силовые структуры несомненно. В макроэкономической политике до сих пор можно констатировать, что действия государства ближе скорее ко второй модели: консервативность в формировании бюджета, наполнение Стабилизационного фонда, сдерживание инфляции в условиях огромного притока экспортных доходов, причем при снижении деловой активности. Что касается институциональных реформ идут только политические реформы, явно ощущается сдвиг в пользу проекта модернизации сверху. Анализ показывает, что экономическая политика колеблется между альтернативными моделями модернизации, склоняясь скорее всего к централистскому варианту. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. А приоритет получают государственное регулирование (цены для борьбы с инфляцией), увеличение государственного сектора, государственное предпринимательство. На мой взгляд, требуются серьёзные корректировки в экономической политике, достижение ее непротиворечивости. Разумеется, предпочтителен скорейший переход к проекту модернизации снизу. К настоящему времени проблема состоит в том, что рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень слабы и остается много сфер социальной и экономической жизни страны, требующих глубокого государственного вмешательства.
28. Основные правовые системы современности.
Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:
· право (законодательство);
· господствующая правовая идеология.
Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.
Основные правовые семьи мира
Романо-германская (семья континентального права)
К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.
Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:
• единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
• главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
• имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
• высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
• весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
• деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
• правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
• на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
• особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.
Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.
Англосаксонская (семья общего права)
К англосаксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США (за исключением штата Луизиана — бывшей испанской и французской колонии), Канады (за исключением провинции Квебек — бывшей французской колонии), Австралии, Новой Зеландии и др.
Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:
• основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
• юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;
• ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;
• на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые, прежде всего судом;
• главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
• отсутствуют кодифицированные отрасли права;
• отсутствует классическое деление права на частное и публичное; (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
Семья религиозного права
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
- главный творец права — Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать; источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
- весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, образует в своей совокупности единые правила поведения;
- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
- отсутствует деление права на частное и публичное;
- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
- судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.
Семья религиозного право во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека, как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях.
Семья обычного (традиционного) права
К данной семье относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Среди ее признаков можно выделить следующие:
• доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
• обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
• обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
• нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;
• судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;
• судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
• юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
• архаичность многих ее обычаев и традиций.
29. Государственный контроль деятельности общественно-политических объединений. Социальное партнерство и государство.
Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.
Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.
Этот орган:
-запрашивает у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
-направляет своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
-не чаще одного раза в год проводит проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке;
-запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности;
-в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции РФ и законодательства РФ или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о гос.регистрации соответствующего общественного объединения.
Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов может осуществляться и иными органами:экологические, пожарные, эпидемиологические органы.
Формы и методы осуществления органами юстиции контроля за деятельностью общественных объединений разнообразны:
-проведение контрольных проверок деятельности общ. объединений;
-посещение мероприятий, проводимых общественными объединениями;
-направление запросов в органы государственной власти и органы местного самоуправления о представлении необходимых сведений, связанных с уставной деятельностью общественных объединений;
-направление запросов в общественные объединения о представлении в регистрирующий орган юстиции предусмотренных законом документов и информации о деятельности общественного объединения. Проверки деятельности общественных объединений могут быть общими и целевыми.
Проведение проверок осуществляется как в плановом порядке, так и внепланово - в случаях возникновения обстоятельств, требующих оперативного реагирования. Такими обстоятельствами могут быть поручения или просьбы и рекомендации соответствующих государственных органов, письма, жалобы, заявления граждан и организаций, сообщения средств массовой информации.