Минск НО ООО «БИС-С» 2002

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

ГОСУДАРСТВО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСОБЫЕ СУБЪЕТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Аннотация.

Тема «Государство и международные организации как особые субъекты МЧП» является одной из актуальных и важных тем в сфере общей части международного частного права. Международное сотрудничество многообразно по формам сферам осуществления, реализуется различными видами субъектов среди которых выступают государства и международные организации, причем нередко последние не только выступают в качестве субъектов властных отношений, т. е. межгосударственных отношениях публично–правового характера, но и вступают в цивилистические отношения имущественного, или неимущественного порядка, подпадающие под действия МЧП.

Тематический план.

1. Государство как субъект международного частного права.

2. Международные организации как субъект международного частного права.

Государство и международные организации как субъекты МЧП.

Государство как субъект МЧП может вступать в разнообразные немежгосударственные, невластные отношения с международными организациями, юридическими и физическими лицами. Например, государство заключает с иностранным юридическим лицом договор о строительстве посольства либо государства становится наследником выморочного имущества. При этом государство остается суверенным образованием равным и независимым по отношению к власти другого государства. Из международно-правового принципа суверенного равенства государств следует, что одно государство не может быть подчинено власти другого государства, его юрисдикции – законодательной, исполнительной, судебной (равный не имеет власти над равным).

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН (ст. 2) и других международных актах. Суть этого принципа состоит в том, что государства осуществляют права в соответствии со своим суверенитетом. Все государства юридически равны, поэтому каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств.

Государства издавна участвовали в международных торговых, культурных и иных связях. Во времена средневековья осуществление государством контактов с другими суверенами опосредовалось связями между монархами и персонифицировалось последними.

Первоначально понятие иммунитета означало изъятие от податей и повинностей, даруемое отдельным лицам и сословиям, иногда целым общинам. С начала средних веков иммунитет применялся к владениям как короля, так и других привилегированных лиц, особенно духовенства. Иммунитет государства есть один из краеугольных институтов международного частного права, определяющих правовое положение государства в международных сделках и вообще частноправовых отношениях международного характера. Иммунитет, в соответствии с которым государство при осуществлении им гражданско-правовых актов с субъектами национального права иностранных держав не подсудно иностранным судам, не подчиняется действию иностранных законов, освобождается от обеспечительных и принудительных мер по иску и исполнению судебного решения, а также ареста и реквизиции собственности, принято обосновывать обычно-правовой нормой, вытекающей из принципов суверенного равенства и уважения суверенитета государств, действующих в международном публичном праве. Наиболее емко и сжато характеристика правового содержания иммунитета выражена в известном еще со времен римского права высказывании “par in parem non habet imperium” («равный над равным власти не имеет»). Иначе говоря, суверенное государство пользуется международными иммунитетами, т. е. государство неподсудно судам другого государства.

Существует несколько видов иммунитета государств:

1. юрисдикционные иммунитеты;

2. иммунитет государственной собственности.

1. Юрисдикционные иммунитеты включают:

а). судебный иммунитет (неподсудность государства без его согласия суду другого государства);

б). иммунитет от предварительного обеспечения иска;

в). иммунитет от принудительного исполнения решения.

Юрисдикционные иммунитеты в самом общем смысле понимаются как изъятие государства и его органов из-под юрисдикции другого государства, вследствие чего без согласия государства нельзя к нему предъявлять иск в иностранном суде, наложить арест на его имущество в порядке предварительного обеспечения иска или осуществить принудительные меры по исполнению решения суда другого государства.

а). Иммунитет от предъявления иска принято именовать судебным иммунитетом в узком смысле слова. Как правило, государство не должно выступать в качестве ответчика в судебных органах другого государства. Это возможно лишь при наличии явно выраженного согласия. Это положение подтверждается нормами внутреннего законодательства отдельных государств, судебной практикой и международными договорами.

Проблема иммунитета государства нашла свое отражение и в международных договорах. Отдельные статьи включены в Женевскую конвенцию об открытом море 1958 г., в Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г. и др.

Правило о непредъявлении иска в суде к иностранному государству распространяется на все категории исков, будь то иски, заявляемые непосредственно государству (так называемые прямые иски) или косвенные иски, когда требование связано, например, с имуществом, принадлежащим государству. Типичным примером в этом плане являются требования по поводу государственных морских или воздушных судов.

б). Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает, что без согласия государства недопустимо принятие принудительных мер в отношении имущества государства в обеспечении иска.

13 марта 1948 г. американские судебные власти наложили арест на прибывший в нью-йоркский порт советский пароход «Россия», объясняя свои действия судебным иском двух пассажиров, которые получили ушибы во время качки в море. Арест был произведен в подядке обеспечения иска. Советское посольство обратило внимание госдепартамента США на недопустимость таких мер, поскольку судно принадлежало другому государству и потому пользовалось иммунитетом. После этого 6 апреля 1948 г. в судах Нью-Йорка было вынесено решение о снятии ареста с судна.

в). Иммунитет от принудительного исполнения решения означает, что нельзя исполнить решение, если решение вынесено против иностранного государства, без согласия последнего.

Международные иммунитеты суверенных государств в своем развитии претерпели серьезные изменения. Первоначально все льготы государства, вступающего в международные невластные отношения, признавались в международном общении как абсолютные: независимо от характера и природы действий суверенное государство изымалось из-под влияния закона и власти органов другого государства. Но вследствие расширения деятельности государства, широкой передачи ему функций внешней торговли и активного участия в международных экономических связях произошли серьезные изменения в практике применения иммунитетов государств. Иммунитеты государств стали применяться весьма ограниченно, они не распространялись на действия государств гражданско-правового характера. Национальные суды многих стран начали принимать к рассмотрению иски, касающиеся коммерческой деятельности государства, указав, что, в этом случае государство выступает не как суверен, но как юридическое лицо и на гражданско-правовые действия государства международные иммунитеты не распространяются.

В доктрине известны две теории юрисдикционного иммунитета государства: теория абсолютного иммунитета и теория ограниченного иммунитета.

С появлением социалистических государств, расширение государственного сектора экономики во многих странах усилили тенденции к ограничению иммунитета государства. В связи с этим появилась теория функционального (ограниченного или относительного) иммунитета. Сущность его заключается в признании иммунитета только за той деятельностью государства, которая является официальной. Если же государство осуществляет внешнеторговые операции, то в этом случае оно иммунитетом не пользуется. В правовой литературе неоднократно отмечалась несостоятельность этой теории. Государство при осуществлении любой деятельности остается суверенным, и применение к нему мер принуждения всегда будет являться нарушением суверенитета.

Теория функционального иммунитета была воспринята судебной практикой ряда государств, таких как Бельгия, Греция и др.

Суды Японии, Бразилии, Норвегии, Португалии поддерживают принцип абсолютного иммунитета.

Теория абсолютного иммунитета государства основана на императивных принципах современного международного права: уважения к государственному суверенитету, равенства государств. В соответствии с теорией абсолютного иммунитета, государства всегда является единым субъектом международного права, но способы проявления его правосубъектоности разнообразны. Теория абсолютного иммунитета подразумевает, что иммунитет государства по отношению к властным полномочиям другого государства является неограниченным – абсолютным, несмотря на то, какого рода действия, осуществляет государство, либо действия в осуществление своих полномочий публичного характера (acta jure imperii), либо действия частного характера (acta jure gestionis).

Итак, в соответствии с теорией абсолютного иммунитета государство всегда пользуется иммунитетом от властных полномочий другого государства. Теория абсолютного иммунитета также исходит из того, что:

- иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства;

- в порядке обеспечения иска имущество какого-либо государства не может быть подвергнуто принудительным мерам со стороны другого государства;

- недопустимо обращение мер принудительного исполнения на имущество государства без его согласия.

Теория ограниченного иммунитета исходит из того, что иностранное государство, его органы, а также их собственность не пользуются иммунитетом в отношении требований, связанных с торговой деятельностью. В соответствии с теорией ограниченного иммунитета, иностранное государство пользуется иммунитетом только тогда, когда осуществляет функции публичной власти, то есть jure imperii. Когда же государство осуществляет действия коммерческого характера, например заключает внешнеторговые сделки, использует флот в торговых целях -- jure gestionis, то в этом случае государство ссылаться на свой иммунитет в отношении этих действий не может.

Говоря об иммунитете государства, следует подчеркнуть, что он не носит императивного характера, ибо государство может от него отказаться. Такой отказ может быть зафиксирован в договоре и тем самым распространении на определенного рода деятельность или на соответствующие субъекты. Отказ может быть дан на конкретный случай.

2. Иммунитет государственной собственности. Означает, что любого рода имущество, принадлежащее государству, пользуется изъятием из сферы действия иностранной юрисдикции. То есть юридическим содержанием иммунитета государственной собственности иностранного государства является в конечном итоге запрещение обращения взыскания и принудительного изъятия имущества, принадлежащего государству, находящегося как непосредственно в руках его органов и представителей, так и в руках третьих лиц. Неприкосновенность государственного имущества означает, что в отношении его не могут быть применены какие-либо административные меры со стороны другого государства. Государство вправе устанавливать национальные законы о собственности, ее формах и порядке перехода от одного субъекта к другому.

Проблема иммунитета государственной собственности особенно широко обсуждалась в постреволюционный период, когда в суды западных стран широкой волной пошли обращения физических и юридических лиц по поводу национализированного в Советской России, а также и за рубежом имущества бывших собственников, оказавшихся на территории этих государств. В подобного рода делах основным вопросом стояло признание (или непризнание) буржуазными государствами советских декретов о национализации. При этом, судебная практика в ряде случаев в некоторых странах испытала на себе воздействие политических тенденций и факторов и в силу этого характеризовалась известной неустойчивостью. Иными словами, любое государство может национализировать собственность своих физических и юридических лиц и никакое другое государство не может оспаривать законы национализации.

В СССР Национализация была проведена в 1917-1920 г. г. и в 1940 г. После II Мировой войны законы о национализации были приняты в других социалистических странах, в ряде развивающихся государств, в капиталистических странах.

Международные иммунитеты суверенных государств в своем развитии претерпели серьезные изменения. Первоначально все льготы государства, вступающего в международном общении как абсолютные: независимо от характера и природы действий суверенное государство изымалось из-под влияния закона и власти органов другого государства. Но впоследствии расширения сферы деятельности государства, широкой передачи ему функций внешней торговли и активного участия в мировых экономических связях, произошли серьезные изменения в практике применения иммунитетов государств. Иммунитеты государств стали применяться ограниченно, они не распространялись на действия государств гражданско-правового характера. Национальные суды многих стран начали принимать к рассмотрению иски, касающиеся коммерческой деятельности государства, указав, что в данном случае государство выступает не как суверен, а как юридическое лицо и на гражданско-правовые действия государства международные иммунитеты не распространяются.

Международные организации как субъект МЧП.

Международные организации прошли большой путь развития, превратившись в настоящее время в активных участников международных отношений. Международная межправительственная организация – это объединение государств, созданное на основе международного договора или выполнения определенных целей и имеющее соответствующую систему постоянно действующих органов. Универсальные международные организации – ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, МАГАТЭ, ИКАО и т. д. –т активно участвуют в разнообразных межгосударственных отношениях, регулируемых международным публичным правом. Вместе с тем международные организации все более эффективно выступают субъектами международных отношений гражданско-правововго характера, регулируемых нормами международного частного права.

В отношениях цивилистического характера международная организация выступает юридическим лицом особого рода. Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, международная организация не подчиняет эти свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Международная организация не может быть привлечена к национальному суду в качестве ответчика; в отношении ее собственности не принимается принудительных мер по предварительному обеспечению иска или по исполнению судебного решения, на имущество международной организации не может быть обращено взыскание. Иначе говоря, международная организация, вступая в международные невластные отношения, пользуется международными иммунитетами.

Иммунитет международной организации имеет договорное происхождение и закрепляется, как правило, в ее учредительных документах / уставах / и других международно-правовых соглашениях.

В качестве примера здесь можно привести ст. 104. И 105 Устава ООН, предусматривающие, что Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей.

На основе уставов международные организации заключают с государствами соглашения о штаб-квартире, в которых оговаривают следующие виды иммунитетов в стране пребывания:

- иммунитет от юрисдикции, т. е. от применения внутреннего законодательства государства – местопребывания штаб-квартиры организации к ее сделкам с юридическими и физическими лицами, к ее контрактам о найме гражданских служащих и к ее документам. Обычно все эти действия международная организация совершает на основе своих внутренних правил, создаваемых административными органами международной организации. Так, коммерческие сделки ООН совершаются с соблюдением финансовых правил организации:; прием гражданских служащих, режим их работы регулируется Правилами и Положением о персонале и т. д.;

- иммунитет от судопроизводства, т. е. неподсудность исков по коммерческим сделкам с участием международных организаций национальным судебным органам. В то же время международные организации обладают правом искать и отвечать в суде. Как правило, международные организации практически не обращаются в национальные суды по коммерческим сделкам, так как в самих контрактах предпочитают оговаривать, что в случае спора применяется арбитражная процедура. В тех же случаях, когда физические и юридические лица обращаются в национальные суды с исками к международным организациям, вступает в действие их судебный иммунитет. Причем, судебная практика всех государств мира в этом отношении однообразна: следует отказать в рассмотрении иска. Так, Верховный суд Мексики отказал гражданину Диасу в рассмотрении иска против ЭКОСОС ООН, указав, что международная организация обладает судебным иммунитетом;

- иммунитет собственности, означающий, что имущество международных организаций – земля, здания, морские и воздушные суда, вклады в банках и многое другое – не подлежит обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем исполнительных, административных, судебных или законодательных действий.

Международная организация может отказаться от принадлежащего ей иммунитета. Правом отказа от иммунитета наделены высшие должностные лица международных организаций – руководители исполнительных органов: генеральные секретари и генеральные директоры.

Например, межправительственные организации системы ООН отказываются от иммунитета при страховании транспортных средств на случай причинения ущерба третьим лицам. Считается, что отклонение от юрисдикции местного суда в деле о причинении увечья будет противоречить принципам гуманизма и вызовет нежелательный резонанс среди общественности.

Действительно, происхождение и правовое закрепление иммунитетов государств и международных организаций различны: в первом случае иммунитеты имеют суверенную природу и до сих пор развивались преимущественно на основе международно-правового обычая, практики государств. Во втором – иммунитеты имеют функциональное происхождение и закрепляются в международных договорах, где их объем указывается достаточно конкретно. Международный договор имеет приоритет перед национальным законом и должен соблюдаться всеми государственными органами. Распространение власти национального суда какого-либо государства на международную организацию противоречило бы принципу суверенного равенства государств, так как организация создается объединенными усилиями многих стран, а в этом случае оказались бы в одностороннем порядке ущемлены права остальных государств-членов. Другое дело, что государства могут пересмотреть свое отношение к этой проблеме и распространить концепцию ограниченного иммунитета на международные организации путем их закрепления в многосторонней конвенции об иммунитетах международных организаций. Подобная международная конвенция помогла бы решить многие спорные вопросы в практике применения привилегий и иммунитетов международных организаций.

Список основной литературы:

1. Ануфриева Л. П. МЧП. Общая часть. М. –2000.

2. Богуславский М. М. Международное частное право. М. –1998.

3. Галенская Л. Н.МЧП. М. –1983

4. Звеков В.П. МЧП. М. –1999.

5. Лунц Л. А. Курс МЧП. Общая часть. М. –1973.

6. Международное частное право / под ред. Дмитриевой Г. К. –М. –1993.

7. Нешатаева Т. Н. МЧП. Пермь. –1991.

8. Перетерский И. С., Крылов С. В. МЧП. М. –1959.

9. Тихиня В. Г. МЧП. Минск. –2000.

Список дополнительной литературы:

1. Баратянц Н.Р., Богуславский М.М., Колесник А.Н. Современное международное право: иммунитет государства//Советский ежегодник международного права.1988.-М.-1989.-с.165-182.

2. Богуславский М. М. Иммунитет государства. М. –1962.

3. Иванов С.И. Современные тенденции в законодательстве некоторых буржуазных государств по вопросу об иммунитете государства и его собственности (на примере США и Англии)//Советский ежегодник международного права1981.-М.-1982.с.235-246.

4. Ушаков Н. А. Государство в системе международно-правового регулирования. М. –1997.

5. Ушаков Н. А Юрисдикционный иммунитет государства и его собственности. М. –1993.

Глоссарий.

Судебный иммунитет (неподсудность государства без его согласия суду другого государства)   Означает, что государство не должно выступать в качестве ответчика в судебных органах другого государства
Иммунитет от предварительного обеспечения иска; Означает, что без согласия государства недопустимо принятие принудительных мер в отношении имущества государства в обеспечении иска.  
Иммунитет от принудительного исполнения решения Означает, что нельзя исполнить решение, если решение вынесено против иностранного государства, без согласия последнего.  
Иммунитет государственной собственности. Означает, что любого рода имущество, принадлежащее государству, пользуется изъятием из сферы действия иностранной юрисдикции
Теория абсолютного иммунитета   Подразумевает, что иммунитет государства по отношению к властным полномочиям другого государства является неограниченным – абсолютным, несмотря на то, какого рода действия, осуществляет государство, либо действия в осуществление своих полномочий публичного характера (acta jure imperii), либо действия частного характера (acta jure gestionis).  
Теория ограниченного иммунитета   Подразумевает, что иностранное государство пользуется иммунитетом только тогда, когда осуществляет функции публичной власти, то есть jure imperii, когда же государство осуществляет действия коммерческого характера, например, заключает внешнеторговые сделки, использует флот в торговых целях -- jure gestionis, то в этом случае государство ссылаться на свой иммунитет в отношении этих действий не может.  
Иммунитет от юрисдикции Означает, что иммунитет от применения внутреннего законодательства государства – местопребывания штаб-квартиры организации к ее сделкам с юридическими и физическими лицами, к ее контрактам о найме гражданских служащих и к ее документам.  
Иммунитет от судопроизводства Означает неподсудность исков по коммерческим сделкам с участием международных организаций национальным судебным органам.  
Иммунитет собственности   Означает, что имущество международных организаций – земля, здания, морские и воздушные суда, вклады в банках и многое другое – не подлежит обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем исполнительных, административных, судебных или законодательных действий.  
Международная межправительственная организация это объединение государств, созданное на основе международного договора или выполнения определенных целей и имеющее соответствующую систему постоянно действующих органов.

Тесты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: