Государство. Государство как институт политической системы

Государство как институт политической системы

1.Основные подходы к пониманию сущности государства. Теории происхождения государства.

В политической системе общества центральным институтом является государство. Именно в его деятельности концентрируется и реализуется основное содержание политики. По сравнению с негосударственными институтами оно обладает наибольшей способностью к решению жизненно важных задач. К тому же как особый институт оно имеет сложную внутреннюю структуру, специфические функции, характеризующиеся определёнными чертами и формами устройства.

Термин «государство» обычно понимается в двух значениях: в широком и узком. В широком смысле - как страна, общество, народ, расположенные на определённой территории и представляемые органом высшей власти.

В узком, собственном смысле - как организация, обладающая верховной властью на определённой территории. Употребление термина «государство» в широком смысле слова не случайно. Дело в том, что длительное время отсутствовало разграничение понятий общества и государства. Один из первых шагов к их разграничению был сделан Н.Макиавелли, который ввёл специальный термин «стато» для обозначения государства. Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства впервые провёл Гегель, отдав безусловный приоритет последнему. Традиция отождествления общества с государством, как видим, сохраняется и поныне, но уже не в теоретическом, а в обычном сознании.

Рассматривая содержание понятие «государство», следует отметить, что существуют различные подходы к пониманию сущности государства. Одним из широко распространённых является нормативный подход, суть которого заключается в интерпретации государства как совокупности норм, регулирующих поведение людей, социальные и политические отношения (Г.Кальзен). Своей масштабностью характеризуется институциональный подход, особенно распространённый во французской политологии (Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.). Государство при этом рассматривается как воплощение власти, как её институт, имеющий сложную социально-политическую природу и существующий в форме централизованной, иерархической структуры. Сторонники данного подхода полагают, что государство как централизованная структура отсутствовало в раздробленную феодальную эпоху и возникло только на исходе средневековья в ХVI в.

Глубокие корни имеет социологический подход. Ещё Аристотель (384-322 гг. до н.э.) рассматривал государство как социально дифференцированное общество. Им была сформулирована идея идеального государства, опирающегося на средний класс, наиболее умеренный в своих требованиях. Государство, по Аристотелю, должно служить общему благу.

Специфической разновидностью социологического подхода к государству является марксизм. Маркс соотнёс государство с другими сферами общества-социально-классовой структурой, с экономическими процессами. Сильная сторона этого подхода - историзм, постановка государства в исторический контекст, рассмотрение его развития как цепи последовательно сменяющих друг друга исторических форм. В духе марксистской традиции определяется государство как исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная его экономическим строем классовая организация, которая осуществляет его суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая вместе с тем, как официальный представитель всего общества (См.: Хлызов П.Г. Политическая система общества. Учеб. пособие. - Чита, 2000.- С. 37).

В конце Х1Хв. стало утверждаться социологическое понимание государства как определённым образом организованного населения, как единство совместных действий (Г. Еллинек, Л.Доги и пр.). Дальнейшее развитие социологический подход получил в американской политической социологии, более ориентированной на изучение динамики государства, процессов его функционирования. Внимание американских исследователей сфокусировалось главным образом на социальной среде политических институтов - группах давления, электоральном поведении и т. д. В отличие от них западноевропейские политологи (М. Вебер, Р. Михальс и их западноевропейские последователи) сконцентрировались на теоретическом осмыслении олигархических и бюрократических тенденций в развитии политических институтов, и в том числе государства.

В процессе изучения государства большое внимание уделялось анализу его происхождения. Мыслителей, политологов интересовал вопрос: каким образом возникло государство? При этом выдвигались различные гипотезы, теории.

К ним относились следующие концепции:

а) теократическая концепция, связывающая происхождение государства с божьим установлением. Оно, то есть государство, якобы предписано человеку Богом: «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Эта концепция подкреплялась историческими фактами. Ведь первые государственные образования были религиозными: управленческие функции выполняли жрецы;

б) патриархальная концепция (основатель английский политический мыслитель ХУ111 в. Роберт Фильмер) определяет государственную власть как опекунскую, отеческую, возникшую в результате соединения родов в племена, племён в большие общности, вплоть до государства. Государство рассматривается как большая семья во главе с отцом - монархом. Глава государства олицетворяет собой отца всех семей. Он осуществляет власть посредством издания законов;

в) договорная концепция (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо) возникла в 17 - 18 вв., хотя подобные идеи высказывались ещё в Древней Греции (например, Эпикуром). Она выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Правда, причины заключения такого договора объяснялись по-разному: Т. Гоббс, оценивавший «естественное состояние» как «войну всех против всех», полагал, что люди сами пришли к пониманию необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни, безопасности и собственности и вручили атрибуты власти суверенному абсолютному монарху; Ж. Ж. Руссо оценивал «естественное состояние» как счастливую гармонию индивида с природой, нарушаемую действием внешних факторов (стихийные бедствия, появление частной собственности и т.д.), что делает необходимым и коллективные формы жизни. Реализацией этого и был юридический акт - общественный договор, который является порождением разумной воли народа, даже своеобразным изобретением. Кстати, весьма наглядно этот момент выразился в соглашениях, которые заключались между населением древнерусских городов-республик и приглашаемыми на власть князьями. Уместно заметить, что эти князья отстранялись при нарушении ими соглашений и в случае недовольства населения их правлением.

г) концепция насилия. Она получила широкое распространение в Х1Х в. Ёе суть состоит в утверждении: государство возникло в результате насилия одних групп другими и завоевания. Наиболее известным представителем этого направления был Л. Гумплович, согласно которому государство в его первоначальной форме было организацией победителей над побеждёнными. Это результат внутреннего и внешнего насилия. Сторонники данной концепции считали, что первые государства возникли в результате завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями;

д) классовая концепция. Эта концепция возникла в Х1Х в. Её создатели К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Суть данной концепции в утверждении, что государство появилось в результате образования частной собственности, классов и роста классовых антагонизмов. Классики марксизма-ленинизма утверждали, что «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы» (Ленин В. И. ППС. - Т. 39. - С.75). В то же время они отмечали, что деятельность государства не ограничивается только этим, а включает «и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2 -е изд. -Т. 25. Ч. 1. -С. 422). Тем не менее они считали государство исторически преходящим, временным явлением. Оно появилось вместе с возникновением классов, так же неизбежно отомрёт вместе с исчезновением классов.

Конечно, проблема происхождения государства является весьма сложной. Его возникновение детерминировано многими факторами. Несомненно, что государство - продукт внутренней эволюции общества, а не пришелец откуда - то извне. Из рассмотренных концепций происхождения государства нам ближе та, которая объясняет происхождение государства разделением общества на противоположные классы и общественной потребностью в поддержании порядка в обществе, в «выполнении общих дел», управлении обществом.

Действительно, с момента появления частной собственности и классов возникает необходимость в охране этой собственности, в удержании в повиновении неимущих классов, использовании их в интересах экономически господствующего класса. А это под силу только государству. Осуществляя власть господствующего класса, государство создаёт и поддерживает правовые, этические, идеологические, научные, эстетические. Системы, призванные обосновывать и оправдывать интересы этих классов. Несомненно, его предназначением является и выполнение общих дел, управление обществом.

2. Признаки государства и его функции.

Формы правления и устройства.

Выяснив содержание основных теорий происхождения государства, остановимся на его признаках. Признаки государства делятся на две группы: к первой относятся признаки, которые являются одновременно и элементами государства; ко второй - те, которые отличают его от общества и других политических организаций.

К первой группе относятся: территория, население и суверенная власть

Остановимся на их характеристике.

Территория - это часть пространства и земли, на которую распространяются полномочия данного государства. Она очерчена границами, которые, как правило, подтверждаются на формально - договорной основе всеми пограничными государствами. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема. С территорией связан вопрос возникновения, существования и исчезновения государства. В случае потери территории (скажем, в результате агрессии) государство прекращает своё существование. В наше время признак территории постепенно ослабевает, как бы размывается. Образование межгосударственных объединений, блоков, экономическое, военное, информационное, политическое проникновение других государств ограничивает собственные государственные функции. Наличие подобной тенденции не означает отмирания территории как конституирующего признака государственности. Территория была и остаётся неотъемлемым атрибутом государства.

Население - это сообщество людей, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Население может состоять из представителей одного, нескольких и даже многих этносов. В международном праве население страны независимо от его этнического состава именуется народом, иными словами, народ отождествляется с населением. Властные полномочия государства над населением носят всеобщий характер. Каждый гражданин государства, а также иностранные граждане обязаны подчинятся единой государственной власти. Всеобщее подчинение существующей власти является условием целостности государства. Раскол населения по этническому, социально - классовому, религиозному признакам представляет серьёзную угрозу государству.

Суверенная власть (от суверен, властелин, позднелат., производное от лат. Super - над - независимое от каких - либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства. Только государство обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений. Только оно обладает правом на издание законов и установление норм, обязательных для всего населения. Только оно обладает прерогативой отменить любые действия всех иных общественных властей.

Таковы три рассмотренные нами компоненты (признака) государства. Эти признаки характеризуют государство, рассматриваемое с обществом. Но государство - не только государственно-национальное образование, но оно является и ведущим политическим институтом, который отличается рядом признаков как от общества, так и от других политических организаций.

Каковы же признаки характеризуют государство?

1. Наличие публичной власти. Публичная власть - это особая управляющая система (механизм), которая руководит основными сферами общественной жизни и опирается в случае необходимости на силу принуждения. Эта система представлена центральными периферийными органами. Публичная власть складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растёт. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности и т. д.

2. Исключительное право собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить денежную политику и т. д. Налоги в значительной мере используются на содержание аппарата управления и органов принуждения, а также для выполнения общественных дел.

3. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Государство может ограничить свободу передвижения (выезд за границу) или присвоить себе право лишения свободы и самой жизни граждан. Для выполнения этих функций государство имеет специальные органы - суды, прокуратуру, службу безопасности, полицию. В реализации этих мер применяются оружие, специальные меры устрашения и тюрьмы.

4. Обязательность членства в государстве. Государственное гражданство человек получает с момента рождения.

5. Претензия на представительство всего общества, на его защиту. Ни одна другая организация (партии, движения и т. д.) не обладает необходимыми средствами и ресурсами.

6. Выступление в качестве субъекта международного права.

Таковы основные признаки, отличающие государство от других политических организаций и учреждений общества.

Наряду с признаками государства важную роль в выяснении его сущности играют функции. Собственно, сущность всех государств проявляется в их функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности. Одна деятельность направлена во внутрь страны, другая - во вне, на взаимоотношения с другими государствами, международными организациями. Поэтому все функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям относятся следующие:

1. экономическая, суть которой заключается в организации, координации, регулировании экономических процессов. Эту функцию государство выполняет с помощью бюджетной, налоговой, кредитной политики,создания стимулов роста или применения санкций, составления программ экономического развития;

2. социальная функция выражается в заботе о людях, как членах общества, особенно о нуждающихся, оказание помощи в удовлетворении потребностей в работе, жилье, поддержании здоровья, отдыхе, образовании и т.д.;

3. политическая функция заключается защите существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил, обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий;

4. правовая функция подразумевает установление конституционных, правовых норм, обеспечение их реализации, охрана правопорядка;

5. образовательная функция обеспечивает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также возможности на конкурсной основе бесплатного получения высшего образования;

6. культурно - воспитательная функция выражается создании условий для удовлетворения культурных запросов людей, обеспечении доступа к культурным ценностям, создании возможности свободного литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Основными внешними функциями являются:

1. защита суверенитета и территории;

2. укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности;

3. взаимовыгодное сотрудничество в экономической, политической, культурной, научно - технической областях с другими государствами;

4. участие в международных проектах освоения космоса, защиты среды обитания, выполнение миротворческих функций и др.

Отмеченные внутренние и внешние функции тесно взаимосвязаны между собой. Внутренняя политика государства, состояние его экономики, научно - технического потенциала, обороноспособности оказывают большое влияние на выполнение внешних функций. В свою очередь, военно - политическая изоляция государства, торговые эмбарго и другие виды внешнего давления могут серьёзно влиять на выполнение внутренних функций государства.

В современной России особую значимость приобрёл вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений. В условиях отсутствия частной собственности эта роль проста и понятна - прямое директивное руководство. В условиях развитых рыночных отношений ситуация усложняется. С одной стороны, чем сильнее вмешательство государства, даже если оно носит косвенный характер, например, через хозяйственное законодательство и налоги, тем ниже уровень предпринимательского интереса, меньше желания рисковать капиталом. С другой стороны, вмешательство государства в экономические процессы на уровне общества безусловно необходимо для решения проблем технического перевооружения производства, финансового оздоровления экономики и т. д. Большое значение имеет и выполнение государством других функций.

Обращает на себя внимание то, что осуществление функций, особенно выбор методов их реализации, во многом зависит от типа государства, формы правления, политического режима.

Типология государств может проводиться по различным признакам. В марксизме главный критерий типологизации - социально - экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются государства: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические и др.

Рабовладельческое государство представляет в историческом плане первый тип государства. Оно являет собой безраздельную диктатуру рабовладельцев, защищающую рабовладельческий способ производства. Рабы были несвободными людьми. Им отводилась роль «говорящих орудий труда». Рабовладелец имел право распоряжаться жизнью раба. Феодальное государство защищает феодальный способ производства. Здесь уже феодал не имел права распоряжаться жизнью крепостных, хотя крепостные находились в личной зависимости от феодала. По сравнению с рабовладельческим это государство было более сложным: разросся аппарат управления выросла, численность армии, усложнился процесс судопроизводства, увеличилось количество тюрем и т. д. Буржуазное государство, пришедшее на смену феодальному, характеризуется правовым равенством всех граждан, что отвечает капиталистическому способу производства. Это государство в значительной мере ликвидировало сословность, ввело конституции, провозгласило права, свободы и обязанности граждан, осуществило разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Оно в большей мере, чем предшествовавшее ему феодальное государство, обособилось от общества. Социалистическое государство как новый тип государства, согласно представлениям марксистов, проходит два этапа в своём развитии. На первом этапе оно выступает как государство диктатуры пролетариата, на втором - как общенародное государство. В годы советской власти в отечественной литературе было принято считать, что в СССР и в большинстве стран Восточной Европы государства диктатуры пролетариата переросли в общенародные государства, в орган выражения воли и интересов всего народа, что оно обеспечивает активное участие трудящихся в государственной жизни, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с ответственностью перед обществом. В современной литературе преобладающим является мнение, что государства, которые именовались социалистическими, в действительности во многом являлись диктатурой партийно - государственного аппарата. Для этих государств были характерны сверхцентрализм власти, административный произвол. Эти государства использовали административно - командные методы управления, нарушали права и свободы граждан.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о правовом государстве. Впрочем, сам термин «правовое государство» не нов. Его ввёл в науку И. Кант. Идеи же о правовом государстве высказывались ещё в Древней Греции. Рассматривая данное понятие, исследователи связывают его с правом. В то же время было бы ошибочным считать правовым любое государство лишь на том основании, что в нём есть право, закон, ибо сами законы могут разными. Для правового государства должно быть характерно не право вообще (такого права в реальной жизни быть не может), а право, которое выражает и защищает интересы общества.

В этой связи заслуживает внимания определение в качестве правового такого государства, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путём, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя, в котором законы, принятые абсолютным большинством граждан, соблюдаются не только гражданами, но и всеми государственными органами и должностными лицами вне зависимости от их ранга, все несут равную ответственность за нарушение законов; организация и функционирование государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей (См.:Прокопов М. В. Политология: Курс лекций. - М., 2000. -С.175). Правовое государство пока является лишь идеалом, в реальности его ещё не существует.

Государства различаются между собой и по формам правления. Форма правления - это порядок формирования высших органов государственной власти, распределение между ними полномочий. Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия (от греч. monarchia -единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одной главы государства - монарха и передаётся по наследству. В мире существуют два исторических типа монархии: абсолютная и конституционная. Примерами абсолютной монархии являются государства Саудовской Аравии, Катара, Омана. В этих государствах монарх всевластен (он назначает правительство, которое выполняет его волю и ответственно перед ним). Конституционная же монархия - это государство, где полномочия монарха ограничены конституцией. В свою очередь, различают дуалистическую форму правления, при которой монарх наделён исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания, Марокко) и парламентской, где монарх исполняет только представительные функции (частично - исполнительские).Парламентскими монархиями являются Великобритания, Дания, Испания, Швейцария и др.

Что касается республиканской формы правления, то эта форма является наиболее распространённой в современном мире. Основной особенностью республик является формирование высших органов государственной власти на выборной основе. Различаются президентская и парламентская республики. В президентской республике президент избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Он является одновременно главой правительства и премьер - министром, осуществляет подбор министров и контроль за их деятельностью. Он обладает широкими полномочиями в системе политического управления. В то же время парламент имеет солидные возможности контроля за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопредложений. Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа лидеров победившей партии и несёт ответственность перед парламентом. Парламентская республика менее распространена, чем президентская, и существует сегодня в Италии, Германии, Индии, Швейцарии, Турции, Австрии и в некоторых других странах.

Характеристика государства включает в себя и форму государственного устройства. Форма государственного устройства - это административно - территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. По форме устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, то государство считается унитарным, если территориальные единицы вправе принимать свои законы - государство является федеративным. Кроме того, может быть конфедеративное устройство.

Унитарное государство - это единая, политически однородная организация, состоящая из административно - территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью. В нём действует единая конституция; существуют единая система высших органов государственной власти, управления и права; единое гражданство, единая судебная система.

Имеются две разновидности унитарного государства: децентрализованные и централизованные. К децентрализованным относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). К централизованным относятся унитарные государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

Федерация - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определённой политической самостоятельностью, образует одно союзное государство. Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в неё государственные образования (штаты, провинции, контоны, республики и т. п.) обладают определённой самостоятельностью и имеют собственное административно - территориальное деление. В литературе называются критерии, которым должна отвечать любая федерация. Это исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики; отсутствие права одностороннего выхода из союза у входящих в него государств; использование власти центральным правительством без прямого одобрения государств - членов федерации; отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств - членов; изменение союзной конституции только с согласия членов федерации; наличие двухпалатного с равным представительством каждого из государств - членов по крайней мере в одной из палат; наличие двойной системы - судебной, правовой, гражданства и др.; разделение власти и полномочий союзного государства и государств - членов.

К федеративным государствам относятся: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, ФРГ, Швейцария и др.

О том, как устроено государство на федеративных началах, покажем на примере России. По Конституции 1993г. Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В составе Российской Федерации - 89 субъектов федерации. Среди них 21 республика, 6 краёв, 49 областей,2 города федерального значения (Москва и Санкт - Петербург), одна автономная область (Еврейская), 10 автономных округов. Все субъекты России равноправны. Народы, населяющие Россию, имеют право на самоопределение. Это означает, что они могут самостоятельно изменять формы своего политического устройства (в рамках федеральной Конституции), но права выхода (сецессии) из состава России не имеют. Особенностью федеративного устройства России является то, что республики в отличие от других субъектов федерации рассматриваются как государства и имеют свои конституции. Остальные субъекты федерации конституций не имеют. Они принимают свои уставы, но как и республики имеют собственное законодательство.

Неотъемлемой частью Российской Федерации является Республика Бурятия. С 30 мая 1923г. Бурятия имела статус автономии. 8 октября 1990г. был провозглашён государственный суверенитет республики, с 27 марта 1991г. она стала называться Республикой Бурятия. В соответствии с Федеративным Договором, Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993г., Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации, государством в её составе. Новая Конституция Республики Бурятия, принятая 22 февраля 1994г., закрепила этот статус и в статье 1 записала, что «Республика Бурятия есть суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации».

Субъекты федерации, заключая Договор о разграничении компетенции часть полномочий отнесли в ведение Российской Федерации. В их числе федеральное устройство и территория РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, кредитное, таможенное регулирование; внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; оборона и безопасность и др.

Часть полномочий отнесена к совместному ведению республик. Так, к совместному ведению Республики Бурятия и Российской Федерации отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; защита исконной среды обитания традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.

Многие полномочия находятся в ведении Республики Бурятия. Это - законодательство республики; территория и административно-территориальное устройство республики; установление системы республиканских органов власти, порядок их организации и деятельности, формирование государственных органов республики, обеспечение деятельности органов местного самоуправления; государственная собственность Республики Бурятия; республиканский бюджет, республиканские и местные налоги; государственные награды и почётные звания Республики Бурятия и др. (см.: Конституция Республики Бурятия.- Октябрь 1995г. - С. 18-21).

Государственную власть в Республике Бурятия осуществляют Президент (он является главой республики, её исполнительной власти и Председателем правительства), Народный Хурал (парламент Республики Бурятия - является представительным и законодательным органом республики) и суды Республики Бурятия. Полномочия органов государственной власти республики и их взаимодействие устанавливаются Конституцией и законом Республики Бурятия.

Итак, нами была рассмотрена форма государственного устройства Российской Федерации, её взаимоотношение с республиками (в частности, с Республикой Бурятия)

Кроме унитарного и федеративного государственного устройства, может существовать и конфедеративное. Конфедерация - это постоянный союз суверенных государств, созданный для решения общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в её состав государствами, решения этих органов осуществляются только с согласия институтов власти каждого из членов союза.

Примером конфедерации в прошлом могут служить США в 1776-1787гг., Швейцария до 1848г.,Германский союз в 1815-1867гг. В настоящее время Швейцария официально именуется Швейцарской конфедерацией, но реально по своему территориально-политическому устройству она принадлежит к числу федераций. Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском сообществе, в котором создано общее экономическое пространство, а также надгосударственные органы (Европарламент), осуществляется координация политики.

1. Государство и гражданское общество.

Пути формирования гражданского общества в России.

Важным вопросом данной темы является выяснение сущности гражданского общества, его соотношения с понятием государства. Следует отметить, что термин «гражданское общество» восходит к периоду античности. У античных мыслителей это понятие отождествлялось с понятиями «государство», «политическое сообщество». Все эти три понятия выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. Они охватывали все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру и т. д. Быть членом политического общества означало быть гражданином - членом государства, и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. «Тот, кто не способен вступить в общение, - говорил Аристотель, - или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чём, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». Это свидетельствует том, что сколь бы значительным ни был человек, он всецело зависел от государства - полиса, то есть, имело место тождество частного и общественного. Подход о слитности общества и государства в почти неизменном виде сохранился вплоть до XVIIв.

Переход к капитализму ознаменовался вызреванием гражданского общества, и соответственно выявлением различий между ним и сугубо государственными институтами. Основу этого процесса составили: формирование идеи личности с особыми и неотъемлемыми правами и свободами, а также интересами, которые могут не совпадать с интересами общества; осознание факта противоречий и конфликтов между обществом и государством; постепенное вызревание институтов, ценностей и идей гражданского общества, а также мира политического как самостоятельной подсистемы социума и т. д. Не случайно уже Дж. Локк (1632-1704) различает общество и государство. Общество, по его мнению, спонтанно функционирует упорядоченным образом и может существовать даже в естественном состоянии, а государство является политической организацией и продуктом политического договора. Общество предшествует государству, оно существует «по природе», государство же - «новое тело». Если каким либо образом правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми своими естественными законами и правилами. В обществе каждый индивид обладает неотъемлемыми правами, на которые не должен посягать ни один правитель. Сувереном является совокупность индивидов, а не Божьей милостью монарх. Для Локка целью государства является защита частной собственности, обеспечение мира, гарантированное выживание индивида. Но оно не должно руководить торговлей и индустрией. Ему также не следует заниматься социальной политикой, например, уравнивать личные доходы и помогать бедным.

Проблеме соотношения гражданского общества и государства большое внимание уделяли Г. Гегель и К. Маркс. Следует отметить, что Гегелю принадлежит главная заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством. По мнению Гегеля, областью действия гражданского общества являются частные интересы, а сферой действия государства - общие интересы. Гражданское общество - особая стадия диалектического движения от семьи к государству в процессе длительной трансформации, от средневековья к Новому времени. Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от государства. Гегель считал, что общество не может являться «гражданским» до тех пор, пока оно не управляется политически под присмотром государства. Ведь в нём постоянно одни интересы сталкиваются с другими, это - поле боя. Лишь верховная публичная власть - конституционное государство может эффективно справиться с его несправедливостями и синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. Что касается К. Маркса, то он вслед за Гегелем рассматривал гражданское общество как результат исторического развития, а не как данное природой состояние. При этом, по его мнению, как гражданское общество, так и государство характеризуются особыми формами и отношениями производства, классового разделения и классовой борьбы и защищаются соответствующими политико - правовыми механизмами. Причем они имеют преходящий характер, поскольку порождают пролетариат - могильщика буржуазного общества. Кстати, термин «гражданское общество» в работах К. Маркса звучит как «буржуазное общество». В большинстве случаев в марксистских текстах гражданское общество рассматривается как совокупность всех материальных (экономических) отношений - как сфера материальной жизни. К. Маркс не уделял должного внимания таким элементам гражданского общества, как домохозяйства, добровольные ассоциации, средства массовой информации, школы, больницы и т. д. Вместе с тем следует отметить, что классики марксизма в некоторых работах под гражданским обществом понимали «определённый общественный строй, определённую организацию семьи, сословий и классов, а его официальным выражением считали «определённый политический строй» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 27. - С. 402).

Итак, в чём же состоит единство и что различает государство и гражданское общество?

Единство государства и гражданского общества состоит прежде всего в том, что они являются частями неразрывного целого. Этим целым выступает общество как единый организм. Одну часть составляет социально - экономическая и духовная сферы, другую - политическая сфера жизни. Причём гражданское общество - первооснова политической системы, им обуславливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт обеспечивает условия бытия и функционирования гражданского общества. Важно также отметить, что государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие.

Единство государства и гражданского общества выражается и в обеспечении прав личности. Гражданское общество обеспечивает права человека, государство - права гражданина. В обоих случаях речь идёт о правах личности: в первом случае о её правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором - о политических правах. Личность, её право на самореализацию выступают в качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства.

В то же время государство и гражданское общество отличаются друг от друга.

Государство - это форма политической организации общества. Общество же - это система связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности. В гражданском обществе эти отношения и связи приобретают новое качество. Они базируются на развитых формах самоорганизации и саморегуляции. Высшей ценностью гражданского общества признаются человек, его права и свободы. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых и региональных интересов, государство же - область выражения и защиты общих интересов. В гражданском обществе преобладают горизонтальные, координационные связи, отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными равноправными партнёрами. В структурах государства доминируют связи соподчинительные, иерархические, вертикальные.

Гражданское общество и государство различаются своим внутренним строением, выполняемыми функциями. Поскольку структура и функции государства были нами рассмотрены, остановимся на структуре и функциях гражданского общества.

Из каких же элементов состоит гражданское общество?

В экономической сфере такими элементами являются: мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создаваемые по собственной инициативе; в социальной - семья, органы самоуправления (по месту жительства, работы, учёбы), политические партии, профессиональные, женские, молодёжные и другие общественные организации, негосударственные институты исследования общественного мнения; в сфере духовной - негосударственные институты (например, церковь) и средства массовой информации, позволяющие реализовать свободу совести, мысли и слова, добровольные научные, творческие и т.п. объединения. Сюда относятся также обычаи, традиции, нравы.

Таким образом, структура гражданского общества представляет собой широкую сеть различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, кооперативных объединений, общественно - политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества. Через эти элементы гражданское общество обеспечивает права человека на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.

В основе любого гражданского общества независимо от специфики той или иной страны лежит ряд общих идей и принципов. К ним относятся: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения, конкуренция; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие оппозиции; 7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанность и ответственность; 9) гражданский мир, партнёрство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни населения.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций.

1. Оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур

2. Создаёт и развивает на базе гражданского общества механизмы общественного самоуправления.

3. Защищает и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства. В этих целях использует активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, в акциях протеста и т. д.

4. Через свои институты и организации добивается обеспечения реальных прав человека, равного доступа к участию в государственных и общественных делах.

5. Выполняет функцию социального контроля за отношениями к своим членам. Оно заставляет индивидов соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Осуществляет коммуникационную функцию: через свои институты и организации информирует государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

7. Выполняет стабилизирующую функцию: создаёт прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

(См.:Агафонов Ю.А., Визнер С.В.,Самыгин С.И., Шило С.И., Щербакова Л.И. Основы политологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С.156).

С учётом отмеченных характеристик гражданское общество можно определить как систему социальных связей, в которой формируются и реализуются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и иные интересы людей (Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.,1997. - С.62).

Большинство развитых стран Запада называет себя гражданскими обществами. Так записано в их конституциях. Главным критерием служит рынок со всеми его атрибутами. Однако идеала в этом деле они также не достигают в силу ряда социальных изъянов и недостатков (преступность, безработица, внутренние конфликты, случаи нарушения прав человека и т.д.). Но по основным параметрам эти страны всё же отвечают условиям и требованиям гражданского общества.

Рассматривая гражданское общество, необходимо отметить, что оно предполагает правовое государство. Как впрочем, правовое государство предполагает гражданское общество. Так что же такое правовое государство?

Сам термин «правовое государство» не нов. Его ввёл в науку И. Кант. Идеи же о правовом государстве высказывались ещё в Древней Греции. В последней трети ХХв. во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое государство. В самом словосочетании кроется определённый смысл: сначала на первом месте стоит право, на втором - государство. В социально - политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Это основополагающий принцип. Нерушимость его закрепляется в Конституции (Основном законе) и распространяется на все прочие законы и другие нормативные акты.

Этот главный принцип правового государства (верховенство закона) предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону самого государства и его органов, должностных лиц, других организаций, граждан.

Правовое государство отличается от неправового и качеством самого закона. Он должен быть гуманным, справедливым, закреплять неотъемлемые права каждого человека на жизнь и на свободу, защиту от произвола со стороны государства, личную неприкосновенность, на независимый суд, тайну переписки и другие личные права, которые даны человеку не государством, а от его рождения являются неприкосновенными и священными.

Правовое государство признаёт автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного, в свою собственность и рассматривает личность наряду с государством как равную себе. Именно поэтому личность становиться защищённой от власти. Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, охрана и гарантированность интересов человека - важный принцип правового государства.

Таким образом, вот основные принципы правового государства:

- верховенство права (закона) в обществе;

- реальность прав и свобод граждан;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- взаимная ответственность государства и личности;

- высокий уровень правосознания и культуры в обществе;

- наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Рассмотрение правового государства лишний раз подтверждает наличие неразрывной связи этого понятия с понятием гражданского общества. Действительно, связь между ними жёстко детерминирована. Ведь государство - форма организации общества. Связь эта выражается и в одновременности их формирования.

Каковы же пути формирования гражданского общества в России? Строительство гражданского общества - одна из главных целей российских реформ. В ходе их реализации сделаны заметные шаги на пути к такому обществу. Это выразилось, прежде всего, в признании и начале образования различных форм собственности. В настоящее время в России существуют частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. К сожалению, в результате махинаций при проведении реформ значительная часть наиболее выгодных перспективных предприятий и других объектов оказалась в руках нечестных людей. Большое значение имеет признание естественных прав человека, свободы личности. В Конституции Российской Федерации 48 статей (17-64) посвящены правам человека и гражданина. В статье 17 записано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» В этой связи уместно заметить, что советские конституции содержали критику индивидуальной свободы, они допускали ограничения и даже полный запрет этих свобод, если они были несовместимыми с социалистическими принципами. В ныне действующей конституции свободы в либеральном смысле (экономические свободы), в демократическом (участие в государственных делах) и в социальном (свобода от нищеты) признаются высшей конституционной ценностью.

Заметным шагом на пути к гражданскому обществу является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов в отношениях между властями (двухпалатный парламент, право вето на законопроекты, принятие Думой бюджета, утверждение кандидатур высших правительственных чиновников, предлагаемых президентом, Конституционный суд, импичмент). Эти и другие механизмы внешнего взаимного контроля препятствуют образованию властной монополии. Хотя сегодня в России наблюдается тенденция аккумуляции всё большей власти у президентской администрации и местной бюрократии.

В процессе реформирования политической системы осуществляется переход от формального федерализма к реальному. Стержнем советского федерализма было «государство - партия» с централизованной командно - административной системой управления. Сегодня в России реальные права субъектов федерации - объективная действительность, хотя многие его принципы, зафиксированные в Конституции, остаются на бумаге. Изменилась также конституционная основа политической институционализации общества. Её в России ныне составляет принцип политического и идеологического плюрализма (ст. 13 Конституции РФ). Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой идеологии, кроме официальной, государственной. Утвердился принцип многопартийности. Стало достоянием истории положение, когда в обществе была только одна партия - партия власти (КПСС), никакой иной быть не должно. В настоящее время в обществе существует легальная оппозиция.

Важной частью политической модернизации страны являлась отмена цензуры и информационных привилегий (образовательные, контакты с зарубежными странами, эксклюзивная информация, закрытые фонды библиотек), что привело к плюрализации общественного мнения. Однако информатизация обществ и концентрация СМИ привели к появлению в России информационных центров власти под олигархическим контролем.

Становление в России гражданского общества во многом зависит от того, как скоро будет создана его прочная социальная основа. «Основа же гражданского общества и стабильности конституционного строя, - говорится в президентском послании Федеральному Собранию 1998г., - масштабный и устойчивый средний класс»

Но пока такой класс не сложился, прослойка его весьма тонка, в то время как он должен быть «гегемоном» общества, занимать в нём преобладающий удельный вес. Следовательно, процесс построения гражданского общества - это трудный и длительный период формирования указанного класса. К тому же надо иметь в виду, что в России гражданское общество будет формироваться с учётом отечественной специфики, сложившихся культурно - исторических традиций, таких как, православие (при полном уважении других религий), соборность, патриотизм, жертвенность, сопереживание, приверженность моральным ценностям, стремление к коллективным формам жизни, национальному согласию, социальной справедливости.

В любом случае гражданское общество - это развитое, стабильное, благоустроенное общество с достаточно высоким уровнем жизни людей. Становление такого общества - магистральная и долговременная задача россиян.

Итак, рассмотрение темы государства позволяет сделать следующие выводы. Государство является основным элементом политической системы общества, особая форма организации политической власти, характеризующаяся определённой территорией, населением, обладающая суверенитетом, монополией на легальное применение силы, физического принуждения и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Существуют различные типы государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое). Различаются государства по формам правления (по способу организации верховной государственной власти, принципам взаимоотношений её органов, степень участия населения в их формировании: республика и монархия) и формам государственного устройства (по административно- территориальной организации государства, взаимоотношению центральных и региональных органов: унитарное, федеративное и конфедеративное).

Правовое государство - это такое государство, в котором верховенство принадлежит закону, принятому демократическим путём. В нём не только провозглашаются, но и обеспечиваются права и свободы личности. Гражданское общество включает в себя систему социальных связей, в которой формируются и реализуются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и иные интересы людей.

Выделение отмеченных принципов позволяет считать, что правовым является такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путём, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя, в котором законы, принятые абсолютным большинством граждан, соблюдаются не только гражданами, но и всеми государственными органами и должностными лицами вне зависимости от их ранга, все несут равную ответственность за нарушение законов, организация и функционирование государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей (См.: Прокопов М. В. Политология: Курс лекций. - М.,2000.- С.175).

Литература

1.Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для ВУЗов., - М., 1997.

2.Общая и прикладная политология \ Под общ. ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова., - М., 1997.

3.Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 1996.

2. Политология:Учебник\ Под ред. Василика М.А.,- М., 2001.

5.Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Под ред А.О. Бороноева, М.А. Василика., М., 2000.

6.Конституция Российской Федерации: Словарь- справочник школьника \ Авт. коллектив: В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А.Юдин - СПб., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: